Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовому праву.docx

— 90.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Налогоплательщик исполняет  обязанности налогового агента в  следующих случаях:

при удержании и перечислении НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной  фирмы, не состоящей на налоговом  учете в РФ; с сумм арендной платы, когда арендуют государственное  или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества, когда  реализация происходит по поручению  уполномоченного государственного органа;

при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц с  доходов, выплачиваемых тем или  иным индивидуумам;

при удержании и перечислении налога на прибыль с доходов, которые  выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в РФ и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам.

Если налоговый агент  не удержал и (или) перечислил налог, то для него наступает ответственность  в соответствии со ст. 123 НК РФ. Штраф  составит 20% суммы, подлежащей перечислению.

 

Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования

и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

 

 

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации  принимается руководителем налогового органа.

Если на имущество наложен  арест, то отчуждение (за исключением  производимого под контролем  либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц  к ответственности, предусмотренной  ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

 

Ответственность за непредставление  налоговому органу сведений,

необходимых для осуществления налогового контроля

 

 

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для  проверки документы. Требования о представлении  указанных документов должно содержать  их наименование и вид. Это требование подписывается должностным лицом  налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику  под расписку с указанием даты вручения данного требования (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Кроме этого, налоговым органам  ст. 87 НК РФ также предоставлено право  проводить так называемые "встречные проверки".

Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы  и (или) иные сведения, предусмотренные  НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то штраф  составит 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если налогоплательщик отказался  представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет  уклоняться от представления таких  документов, либо представит документы  с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

 

Ответственность свидетеля  налогового правонарушения

 

 

В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют  право вызвать в качестве свидетеля  для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин*(2).

Неявка либо уклонение  от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом  правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Неправомерный отказ свидетеля  от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание  штрафа в размере 3 000 руб.

Ответственность за отказ  эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного  перевода

Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты*(3).

Отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного  заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание  штрафа в размере 1 000 руб.

Статьей 95 НК РФ предусмотрено, что эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные  материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых  знаний для проведения экспертизы.

Иных законных причин отказа эксперта, а также переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.

 

Ответственность за неправомерное  несообщение сведений

налоговому органу

 

 

Ответственность за неправомерное  несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ.

Налогоплательщики и налоговые  агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. При этом ст. 129.1 применяется  к иным категориям лиц, на которых  возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

 

Пример. Пункты 4 и 5 ст. 362 НК РФ закрепляют обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать налоговым органам  сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с  регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом  сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков  налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. Если эти действия совершены повторно в течение  календарного года, то штраф составит 5 000 руб.

 

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

 

 

Пункт 3 ст. 114 НК РФ дает возможность  уменьшить размер штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых  правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, при наличии хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее  чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей  статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом  и учитываются им при наложении  санкций за налоговые правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ).

Таким образом, право учитывать  и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.

Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность  при рассмотрении вопроса о привлечении  лица к налоговой ответственности  устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими  ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые  судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

"Бухгалтерский учет  в бюджетных и некоммерческих  организациях", N 14, июль 2005 г.

 

 

II.Понятие и виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

Правовое регулирование  ответственности за нарушение порядка  реализации налоговых отношений  относятся к объектам законодательства о налогах и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия  налоговой ответственности –  одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования  налоговых отношений в системе  права. Правовая природа ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах неразрывно связана  с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе  юридической ответственности. Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах характеризуется  всеми признаками, свойственными  финансово-правовой ответственности.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая ответственность  имеет две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

Для позитивной ответственности  достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает  в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих  обязанностей.

Одним из важнейших условий  налоговой деятельности государства  является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и  реализация возможных обязанностей[39].

В налоговом праве позитивная ответственность основывается на принципах  добровольности предпринимательской  деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершение деяния в форме имущественных лишений, во-вторых, налоговая ответственность может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

Таким образом, негативная налоговая  ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Юридическим фактом, поражающим охранительные налоговые правоотношения, являются нарушение законодательства о налогах и сборах. Под основанием налоговой ответственности понимается обстоятельства, наличие которых  делает ответственность возможной, а их отсутствие исключает ее. Негативная налоговая ответственность имеет три основания:  нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих; фактическое, т.е. деяние  конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговые правонарушения); процессуальные, т.е. акт компетентного органа о положении конкретного взыскания за конкретное налоговое правонарушение[40].

Наступление негативной налоговой  ответственности возможно только при  наличии всех перечисленных оснований  и в строго определенной последовательности: норма права – налоговое правонарушение – применение санкции.

Следовательно, к охранительным  относятся все правоотношения, возникающие  в связи, с нарушение их участниками  законодательства о налогах и  сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.

Налоговая ответственность  выполняет определенные цели, которые  прямо в налоговом законодательстве не указаны, но выводят из целей и  задач самого НК РФ. Предостерегая  организации и физические лица от совершения противоправных деяний в  налоговой сфере, налоговая ответственность  преследует следующие две цели:

- охранную, посредством которой общество от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

- стимулирующую, посредством которой поощряется правомерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности  реализуются в функциях:

Юридическая функция проявляется  в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Социальная функция налоговой  ответственности выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством  побуждения субъектов налогового права  соблюдать нормы налогового права.

Таким образом, налоговая  ответственность представляет собой  обязанность лица, виновного в  совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного  принуждения, предусмотренные санкциями  НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными  органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения  выделяются следующие признаки налоговой  ответственности:

- материальные, характеризующие  налоговую ответственность в  качестве охранительного налогового  правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта: установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК РФ; определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительные налоговые правоотношения. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и высказываются только в судебном порядке;

- процессуальные, характеризующие  механизм реализации материального  охранительного налогового правоотношения  посредством производства по  делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органами  согласно нормам НК РФ;

-      функциональные, отражающие целенаправленность  существования и применения налоговой  ответственности.

Принципы налоговой ответственности  – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную  сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений[41].

Информация о работе Налоговые правонарушения