Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа
Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);
Налогоплательщик исполняет обязанности налогового агента в следующих случаях:
при удержании и перечислении
НДС со стоимости товаров (работ,
услуг), покупаемых у иностранной
фирмы, не состоящей на налоговом
учете в РФ; с сумм арендной платы,
когда арендуют государственное
или муниципальное имущество; со
стоимости конфискованного, бесхозного
или скупленного имущества, когда
реализация происходит по поручению
уполномоченного
при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным индивидуумам;
при удержании и перечислении
налога на прибыль с доходов, которые
выплачивают иностранным
Если налоговый агент не удержал и (или) перечислил налог, то для него наступает ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Штраф составит 20% суммы, подлежащей перечислению.
Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования
и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Решение о наложении ареста
на имущество налогоплательщика-
Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Ответственность за непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля
Должностное лицо налогового
органа, проводящее налоговую проверку,
вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента необходимые для
проверки документы. Требования о представлении
указанных документов должно содержать
их наименование и вид. Это требование
подписывается должностным
Кроме этого, налоговым органам ст. 87 НК РФ также предоставлено право проводить так называемые "встречные проверки".
Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то штраф составит 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Если налогоплательщик отказался представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от представления таких документов, либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Ответственность свидетеля налогового правонарушения
В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин*(2).
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 000 руб.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 000 руб.
Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты*(3).
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.
Статьей 95 НК РФ предусмотрено, что эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы.
Иных законных причин отказа эксперта, а также переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.
Ответственность за неправомерное несообщение сведений
налоговому органу
Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ.
Налогоплательщики и налоговые
агенты за непредставление налоговому
органу сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля,
несут ответственность в
Пример. Пункты 4 и 5 ст. 362 НК РФ
закрепляют обязанность органов, осуществляющих
государственную регистрацию
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 000 руб.
Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность
Пункт 3 ст. 114 НК РФ дает возможность уменьшить размер штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ).
Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.
Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения
вследствие стечения тяжелых
личных или семейных
2) совершение правонарушения
под влиянием угрозы или
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 14, июль 2005 г.
II.Понятие и виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относятся к объектам законодательства о налогах и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.
Поскольку нормы налогового
права, как и другие нормы права,
являются разновидностью социальных норм,
то и налоговая ответственность
имеет две формы реализации: позитивную
(добровольную, активную) и негативную
(государственно-
Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.
Одним из важнейших условий налоговой деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и реализация возможных обязанностей[39].
В налоговом праве позитивная ответственность основывается на принципах добровольности предпринимательской деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершение деяния в форме имущественных лишений, во-вторых, налоговая ответственность может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.
Таким образом, негативная налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).
Юридическим фактом, поражающим
охранительные налоговые
Наступление негативной налоговой
ответственности возможно только при
наличии всех перечисленных оснований
и в строго определенной последовательности:
норма права – налоговое
Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникающие в связи, с нарушение их участниками законодательства о налогах и сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.
Налоговая ответственность
выполняет определенные цели, которые
прямо в налоговом
- охранную, посредством которой общество от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;
- стимулирующую, посредством которой поощряется правомерное поведение субъектов налогового права.
Цели налоговой
Юридическая функция проявляется в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).
Социальная функция налоговой ответственности выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права соблюдать нормы налогового права.
Таким образом, налоговая
ответственность представляет собой
обязанность лица, виновного в
совершении налогового правонарушения,
претерпевать меры государственно-властного
принуждения, предусмотренные санкциями
НК РФ, состоящие в возложении дополнительных
юридических обязанностей имущественного
характера и применяемые
На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:
- материальные, характеризующие
налоговую ответственность в
качестве охранительного
- процессуальные, характеризующие
механизм реализации
- функциональные,
отражающие целенаправленность
существования и применения
Принципы налоговой