Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:32, дипломная работа
Цель данной работы заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
Определить сущность налоговых преступлений;
Рассмотреть основные отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений;
Проанализировать способы выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;
Проанализировать способы пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;
Введение
1. Теоретические аспекты налогового преступления
1.1 Сущность налогового преступления
1.2 Признаки налогового преступления
1.3 Отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений
2. Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля
2.1 Основы взаимодействия налоговых и федеральных исполнительных органов
2.2 Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов
2.3 Взаимодействие налоговых и таможенных органов
2.4 Взаимодействие налоговых органов с иными исполнительными органами
3. Выявление налоговых преступлений в ходе проведения мероприятий налогового контроля
3.1 Организация налоговых проверок в ходе мероприятий налогового контроля
3.2 Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений
Заключение
Список литературы
Применяются следующие формы взаимодействия:
оказание взаимной помощи при обеспечении собственной безопасности сотрудников;
обмен специалистами, учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной деятельности для проведения консультаций, оказания методической помощи.
Взаимодействие налоговых
органов и подразделений
обмен информацией об обстановке в сфере ВЭД;
разработка и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и предупреждению противоправной деятельности в сфере ВЭД;
проведение совместных мероприятий по борьбе с незаконным перемещением через границу грузов, товаров и транспортных средств;
разработка межведомственных нормативных правовых актов;
подготовка совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства.
Налоговые органы взаимодействуют
со службой судебных приставов органов
юстиции по принудительному исполнению
постановлений налоговых
При сотрудничестве налоговых органов и Министерства Финансов выделяют следующие главные задачи:
обеспечение достоверности данных по доходам, поступающим в бюджетную систему;
устранение диспропорций зачисления доходов в бюджеты различных уровней;
устранение расхождений отчетных данных;
усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов.
Правительство РФ определило порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС. Это взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов и местных органов информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
3. Выявление налоговых
преступлений в ходе
3.1 Организация налоговых проверок в ходе мероприятий налогового контроля
Исследование практики выявления
налоговых преступлений показывает,
что от качественной подготовки материалов,
передаваемых органом дознания подразделению
предварительного расследования для
решения вопроса о возбуждении
уголовного дела, во многом зависит
эффективность уголовно-
Несмотря на наличие по
данному направлению
Орган дознания, получив
первичную информацию о совершенном
или готовящемся преступлении, обязан
в рамках выполнения одной из задач
оперативно-розыскной
Согласно ст.106 НК РФ налоговым
правонарушением является деяние, совершенное
виновно в нарушение
Механизм взаимодействия
органов внутренних дел и налоговых
органов при проведении совместных
выездных налоговых проверок определен
в Инструкции «О порядке взаимодействия
органов внутренних дел и налоговых
органов при осуществлении
Согласно п. 7 указанной Инструкции основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа о ее проведении[35] (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления).
Сотрудники органов внутренних
дел принимают участие в
а) наличие у налогового
органа данных, свидетельствующих о
возможных нарушениях налогоплательщиками
(плательщиками сборов, налоговыми
агентами) законодательства о налогах
и сборах, и необходимости проверки
указанных данных с участием специалистов-ревизоров
и (или) сотрудников оперативных
подразделений органов
б) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей[36].
Не позднее 5 дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел выездной налоговой проверке могут являться:
- отсутствие в запросе
налогового органа фактов, свидетельствующих
о возможных нарушениях
- несоответствие изложенной
в запросе налогового органа
цели привлечения сотрудников
органа внутренних дел для
участия в проверке
- отсутствие обоснования
необходимости привлечения
Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:
- обследование помещений
(в присутствии понятых и
- изъятие документов (в
присутствии понятых и
- опрос налогоплательщика или его представителей (в первую очередь - руководителя и главного бухгалтера);
- сбор образцов для
сравнительного исследования
- другие оперативно-розыскные
мероприятия, предусмотренные
От полноты собранных материалов зависит:
1) наличие достаточных
данных, указывающих на признаки
преступления и являющихся
2) возможность проведения
предварительного
Проведение выездной налоговой
проверки, а также оформление и
реализация ее результатов осуществляются
в общем порядке, с учетом особенностей,
предусмотренных настоящей
Так, согласно п. 19 Инструкции
при выявлении проверкой фактов
неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов
(сборов) проверяющими производится исчисление
сумм неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов (сборов) и пени, а также
формируются предложения о
В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам.
В случае выявления фактов
уклонения от уплаты налогов (сборов)
в крупных и особо крупных
размерах, неисполнения обязанностей
налогового агента, сокрытия денежных
средств либо имущества организации
или индивидуального
При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном КоАП РФ[39].
Несмотря на то что в ч.2 ст.74 УПК РФ акты поверок и не указаны конкретно в списке источников доказательств по уголовному делу, именно в них чаще всего содержатся данные, указывающие на признаки преступления: время, место и способ его совершения, характер и размер причиненного государству ущерба и другие обстоятельства противоправного деяния. Акты проверок, изложенные и удостоверенные должностными лицами налогового органа и (или) правоохранительнго органа, обладают признаками, которые закреплены в ч.1 ст.84 УПК РФ, и приобретают, таким образом, значение документов в уголовном процессе. Как доказательство по уголовному делу эти документы формируются в процессе налогового контроля либо в период доследственной проверки, что ни в коей мере не снижает их важного значения в уголовном процессе.
В доказательство противоправности выявленных нарушений в описательной части акта указываются те нормы законодательства, которые были нарушены налогоплательщиком. Поскольку факт налогового правонарушения должен быть подтвержден в акте проверки документально, проверяющие в обязательном порядке должны отразить в нем соответствующие документы, свидетельствующие о нарушении законодательства о налогах и сборах. Указанные документы должны быть приложены к акту как являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, к которому они впоследствии приобщаются согласно ч.2 ст.81 УПК РФ. Здесь важно учитывать положения п.6 ст.108 НК РФ, закрепляющие презумпцию невиновности налогоплательщика.
Субъективная сторона
налогового правонарушения устанавливается,
в частности, путем опроса самого
налогоплательщика. Бремя доказывания
возложено законом на проверяющих,
а опрашиваемое лицо вправе воспользоваться
таким средством защиты своих
прав, как отказ от дачи показаний.
Поэтому перед взятием
Если предоставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, является обязанностью налогоплательщика[40], то дача пояснений по актам проведенных проверок закреплена в законе как его право[41], хотя сама явка налогоплательщика по вызову налоговых или правоохранительных органов для дачи объяснений по вопросам, связанным с уплатой налогов, обязательна[42].
В ходе проверочных действий с отражением в акте проверки должны быть также осуществлены:
- проверка устава и
других учредительных
- сравнительная оценка
заявленных налогоплательщиком
в налоговых декларациях
Налоговые проверки бывают не только выездными, но и камеральными. Это необходимо учитывать, потому что уклонение от уплаты налогов может быть обнаружено путем анализа находящихся в налоговом органе дел по текущей отчетности налогоплательщиков на предмет установления причин просрочки представления ими дополнительных расчетов по налогам. На стадии доследственной проверки такой запрос в налоговую инспекцию оформляется в порядке п.34 ч.1 ст.11 Закона РФ «О милиции». Изучению подлежат не только налоговые декларации, но и те документы, на основе которых были произведены доначисления, превышающие за налогооблагаемый период предусмотренный уголовно-правовым запретом крупный размер суммы налогов, а также приложенные налогоплательщиком объяснения несвоевременности подачи налоговой отчетности. При наличии достаточной информации, указывающей на признаки налогового преступления, сотрудники милиции вправе произвести в таких случаях проверку, которая будет по сути камеральной.
Информация о работе Налоговые преступления в ходе финансовых проверок