Налоговый контроль в системе налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы очень актуальна, так как выездные проверки являются более эффективными, позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основная доля до начисленных налогов, штрафных санкций в ходе контрольной работы приходится именно на выездные проверки.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль в системе налогового администрирования
1.1 Сущность, цели и задачи налогового контроля
1.2 Законодательное регулирование организации выездных налоговых проверок
1.3 Методика проведения выездных налоговых проверок
2. Организация налоговых проверок на материалах Инспекции ФНС по г. Чебоксары
2.1 Организация и экономическая характеристика Инспекции ФНС по г. Чебоксары
2.2 Изучение практики проведения выездных налоговых проверок
2.3 Документальное оформление и реализация результатов выездных налоговых проверок
2.4 Процедуры налоговых проверок и привлечения к ответственности
3. Изменение роли налоговых проверок в системе налогового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

По общему правилу  каждая организация проверяется  налоговым органом не реже чем  раз в два года. Этого требует  Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О  налоговых органах в Российской Федерации". Но на практике это правило не соблюдается: одних проверяют по нескольку раз в год, других– раз в несколько лет.

 

Частота проверок зависит  от характера деятельности организации. Например, экспортеров проверяют  чаще других предприятий.

 

Особое внимание налоговый  орган уделяет крупнейшим налогоплательщикам. Это организации, которые ежемесячно платят в бюджет более 1 000 000 руб. налогов. Их инспекции стараются проверять не реже одного раза в два года [8, с. 25].

 

В 2007 году налоговые органы не вправе проводить в отношении  одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, как это было ранее. Однако исключение составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Кроме того, начиная с 2007 года, при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (п. 5 статьи 89 НК).

 

Организации, имеющие  филиалы и представительства, налоговые  органы также проверяют чаще других предприятий. Это связано с тем, что, как правило, такие организации являются крупными налогоплательщиками и имеют более сложную систему бухгалтерского и налогового учета.

 

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован  НК РФ.

 

Суть выездной налоговой  проверки – контроль за правильностью  исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения [10, с. 34].

 

Выездная налоговая  проверка проводится на основании решения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

 

§  полное и сокращенное  наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

 

§  предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

 

§  периоды, за которые  проводится проверка;

 

§  должности, фамилии  и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

 

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

Должностные лица налоговых  органов, проводящих налоговую проверку, обязаны предъявить руководителю проверяемой организации или законному ее представителю служебные удостоверения и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки непосредственно после прибытия на объект проверки.

 

Решение о проведении выездной налоговой проверки является основанием для допуска должностного лица налогового органа на территорию налогоплательщика в целях проведения налогового контроля (ст. 91 Налогового кодекса РФ), то есть свидетельствует о начале проведения выездной налоговой проверки.

 

Сначала налогоплательщик представляет проверяющим налогового органа приходные и расходные  документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии ставит на этих документах свою визу с указанием: "до инвентаризации на (дата)". Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

 

Затем члены комиссии приступают к подсчету имущества  налогоплательщика. Налогоплательщик обязан создать проверяющим все  необходимые для этого условия: предоставить в помощь людей, измерительные  и контрольные приборы, мерную тару и т.д.

 

Сведения об имуществе  записывают в инвентаризационные описи  и акты, которые составляют в двух экземплярах. Эти документы подписывают  все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. Причем материально ответственные  лица в конце описи дают расписку в том, что они присутствовали на инвентаризации и не имеют к членам комиссии никаких претензий [16, с. 41].

 

По результатам инвентаризации проверяющим налогового органа составляется ведомость, в которой указывают  выявленные недостачи и излишки имущества. Этот документ подписывает председатель инвентаризационной комиссии;

 

3) в соответствии со  ст. 92 НК РФ проводить осмотр.

 

В ходе выездной налоговой  проверки проверяющие налогового органа имеют право провести осмотр (обследование) любых используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых проверяемым для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, производится для определения соответствия фактических данных документальным данным, представленным налогоплательщиком.

 

Осмотр производится в присутствии понятых (не менее 2 человек). В проведении осмотра  вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

 

О производстве осмотра  составляется протокол, в котором фиксируются существенные для дела фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для проверки.

 

К протоколу прилагаются  выполненные при производстве осмотра  фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы.

 

Протокол осмотра подписывается  понятыми, а также другими лицами, присутствующими и участвующими в производстве осмотра;

 

4) в соответствии со  ст. 94 НК РФ проводить выемку (изъятие)  документов (ст. 94 НК РФ).

 

Если налогоплательщик отказался выдать документы добровольно, то должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, производят выемку документов.

 

Акт выездной налоговой  проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых. В акте должны быть выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения [13, с. 45].

 

Для принятия правильного  решения по результатам выездной налоговой проверки в акте необходимо отражать все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства.

 

Акт выездной налоговой  проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается руководителю проверяемой организации.

 

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий  обязан составить справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

 

 

2. Организация налоговых  проверок на материалах Инспекции  Федеральной налоговой службы  по г. Чебоксары

 

2.1 Организация и экономическая  характеристика Инспекции Федеральной  налоговой службы по г. Чебоксары

 

Систему налоговых органов составляют ФНС Российской Федерации и ее территориальные органы, к которым и относится ИФНС по г.Чебоксары.

 

Инспекция создана в  октября 2005 г. путем слияния ИФНС по Калининскому, Ленинскому, Московскому  районам г. Чебоксары.

 

В 2008 году поступило всего налогов и сборов 18978307 руб., что к соответствующему периоду 2007 года составляет 110%. Из общей суммы поступлений в федеральный бюджет перечислено 41 %, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 59 %. Кроме того, поступление социального налога на счета государственных внебюджетных социальных фондов составило 5208989 тыс. руб., что к соответствующему периоду 2007 года составляет 125 %.

 

Таблица 1

 

Поступления налоговых платежей в  бюджеты всех уровней за 2008 год, %

 

 

 

В общем объеме налоговых  поступлений в бюджетную систему  по Чувашской Республике удельный вес  ИФНС по г. Чебоксары составляет 66,2%.

 

Показатели контрольной  работы ИФНС по г. Чебоксары приведены  в приложении 1 с использованием данных внутриведомственной отчетности ФНС России (форма № 2 – НК).

 

В структуре ИФНС имеется 6 отделов камеральных налоговых  проверок (далее ОКП) и 7 отделов выездных налоговых проверок (далее ОВП). Рассмотрим работу этих отделов подробнее:

 

  ОКП №1 занимается  камеральными проверками юридических лиц – крупнейших налогоплательщиков и экспортеров. Главные функции отдела:

 

мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, анализ финансово-хозяйственной  деятельности крупнейших и основных налогоплательщиков, проведение контрольных мероприятий по экспорту, импорту и отчетность по ним, аналитическая работа (выборки, анализ, отчетность);

 

  ОКП №2. Занимается  мониторингом и проведением камеральных  налоговых проверок налоговых  деклараций по региональным налогам:  налогу на имущество, земельному налогу, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу, ресурсным платежам, составляющим значительную доходную часть бюджета республики;

 

  ОКП №3 занимается  камеральными проверками юридических  лиц. уплачивающих налог на  прибыль и НДС. Главные функции отдела: привлечение к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций (ст.119 НК РФ) и неуплату налога при представлении уточненных налоговых деклараций (ст.122 НК РФ), контроль за правомерностью возмещения НДС по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке, контроль за правомерностью исчисления налога на прибыль, в том числе за правомерностью отражения убытков по налоговым декларациям, междокументальные соотношения;

 

  ОКП №4. Главные  функции отдела: проведением камеральных проверок деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, осуществляет контроль за правильностью применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов, осуществляет контроль за правильностью исчисления ЕСН;

 

  ОКП №5 занимается  камеральными проверками индивидуальных  предпринимателей;

 

  ОКП №6 занимается камеральными проверками налогоплательщиков уплачивающих местные налоги;

 

  ОВП №1 в основном  занимается всесторонней аналитической  работой: предпроверочный анализ, систематизация сведений для  формирования плана ВНП, подготовка  направляемых в вышестоящий налоговый орган отчетов по поступлениям налогов, встречные проверки и ответы на запросы других инспекций.

 

  ОВП №2 занимается  выездными проверками крупнейших  налогоплательщиков и их взаимозависимых  лиц;

 

  ОВП №3,4,5 занимаются  выездными проверками юридических лиц;

 

  ОВП №6, №7, занимаются  выездными проверками физических  лиц.

 

На основании положений  об отделах разрабатываются и  утверждаются начальником Инспекции  функциональные и должностные обязанности  сотрудников – налоговых инспекторов.

 

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах. В Инспекции ведется в электронном виде территориальный раздел единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Этими вопросами занимается отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

 

По состоянию на 1 января 2009 года на учете инспекции состоят 13627 организаций - юридических лиц  и 22453 индивидуальных предпринимателей. Также состоят на учете в инспекции 422447 физических лиц, 35 глав крестьянских (фермерских) хозяйств, 99 лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты, нотариусы), 2135 обособленных подразделений организаций.

 

2.2 Изучение практики  проведения выездных налоговых  проверок

 

ОВП №2 провел на предприятии  выездную налоговую проверку, по результатам которой был составлен акт и принято решение о взыскании с налогоплательщика доначисленных налогов, пени, налоговых санкций. Налогоплательщиком был заявлен иск о признании решения налогового органа недействительным. Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Информация о работе Налоговый контроль в системе налогового администрирования