Полномочия счетной палаты Российской Федерации по осуществлению финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить факторы, влияющие на деятельность Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать основные полномочия и задачи Счетной палаты;
- рассмотреть основные виды деятельности Счетной палаты РФ;
- проанализировать деятельность Счетной палаты за 2 года;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы деятельности Счетной палаты РФ………………….4
1.1. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты РФ………………..4
1.2. Основные виды деятельности Счетной палаты РФ……………………...7
2. Анализ финансового контроля, осуществляемого Счетной
палатой РФ……………………………………………………………………..14
2.1. Анализ контрольно–ревизионной и экспертно–аналитической
деятельности Счетной палаты РФ за 2010, 2011 года.....................................14
2.2. Предложения по совершенствованию финансового контроля Счетной палаты…………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..31

Файлы: 1 файл

Polnomochia Schetnoy Palati.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

Ее контрольные  полномочия распространяются на все  государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

- получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

- используют федеральную собственность либо управляют ею;

- имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные  субъекты обязаны предоставлять  информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение  от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные  органы государства, а также частные  аудиторские фирмы и отдельных  экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам  Счетной палаты предоставлены следующие  права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить  в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные  помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к  делу прилагается опись или копия  изъятых документов. Вмешиваться  в оперативную деятельность проверяемых  объектов, а также предавать гласности  свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах  проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются  в периодическом издании “Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации”.

Если  в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящие государству прямой ущерб  и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания  администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание  подписывается Председателем Счетной  палаты или его заместителем. Оно  является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет  или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять  решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную  ответственность, соответствующие  материалы передаются Счетной палатой  в правоохранительные органы.

Экспертно – аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

- предварительный контроль проекта бюджета будущего года;

- оперативный контроль в процессе, исполнения бюджета текущего года;

- последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная  палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

- соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;

- прогноз  исходных макроэкономических показателей  для составления проекта бюджета;

- основные характеристики бюджета и его особенности;

- доходы и расходы федерального бюджета;

- государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;

- взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами;

- программная часть проекта бюджета, и др.

Счетная палата может также вносить предложения  по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения в Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

- анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;

- обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;

- анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;

- обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

- выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

- экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная  палата составляется ежеквартальный отчет  об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.

После окончания  финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам  комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых  измеряется несколькими сотнями, и  сводный акт. На этой основе Счетная  палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно – аналитическая деятельность Счетной  палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Счетная палата проводит экспертизы проектов:

- федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;

- законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;

- международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

- программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них  должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых  решений. Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения  и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

 

2. Анализ  финансового контроля, осуществляемого

Счетной палатой  РФ

 

2.1. Анализ контрольно–ревизионной  и экспертно–аналитической        деятельности Счетной палаты РФ за 2010, 2011 года

Прежде  всего, следует отметить, данные по поводу контроля за формированием и исполнением доходов федерального бюджета в 2011 году. По данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 131 экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых, по предварительным данным, выявлено финансовых нарушений на сумму около 718,5 млрд. рублей. Для устранения выявленных нарушений и недостатков по результатам контрольных мероприятий в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты, блокировано и возмещено в бюджет средств на сумму 0,69 млрд. рублей. В правоохранительные органы направлено 109 материалов проверок. За период 2010-2011 гг. на основании проведенных Счетной палатой проверок возбуждено более 100 уголовных дел. Наложено 132 административных взыскания.

Проведен  комплекс тематических проверок по актуальным проблемам налогообложения. Приоритетными  направлениями этой работы были контроль за налогообложением алкогольной продукции, недропользования, внешнеэкономической  деятельности. Контрольные мероприятия  по этим проблемам осуществлены в  федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, крупных хозяйственных комплексах, на предприятиях и в организациях.

Повышение уровня администрирования налоговых  и таможенных платежей позволило  значительно увеличить объем  доходов бюджета. Вместе с тем  исполнение федерального бюджета осуществлялось с отдельными нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации. Не все операции по исполнению федерального бюджета были проведены через  счета Федерального казначейства. С  нарушениями осуществлялся учет платежей в иностранной валюте. В  отдельных субъектах Российской Федерации имели место отклонения от установленных нормативов отчислений налогов в бюджеты. Образовалась задолженность федерального бюджета  перед бюджетами субъектов Российской Федерации.

 Проводилась экспертно – аналитическая и методическая работа. На основе экспертизы налогового и таможенного законодательства и анализа практики его применения подготовлены комплексные предложения по его совершенствованию, которые направлены в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

В 2011 году Счетная палата провела 501 контрольное  и экспертно-аналитическое мероприятие, из них 370 контрольных мероприятий  и 131 экспертно-аналитическое мероприятие, которыми было охвачено 1150  объектов в 83 субъектах Российской Федерации.

Рассмотрим  более подробно динамику количества контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, проведенных Счетной  палатой в 2000-2011 гг. (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Динамика  количества контрольных и экспертно-аналитических        мероприятий, проведенных Счетной  палатой в 2000-2011 гг.

Годы

Проведено контрольных мероприятий

Проведено экспертно-аналитических  мероприятий

Итого:

2000

390

15

405

2001

409

14

423

2002

490

20

510

2003

485

33

518

2004

487

38

525

2005

520

32

552

2006

551

36

587

2007

456

48

504

2008

320

181

501

2009

375

127

502

2010

371

130

501

2011

370

131

501

Информация о работе Полномочия счетной палаты Российской Федерации по осуществлению финансового контроля