Полномочия счетной палаты Российской Федерации по осуществлению финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить факторы, влияющие на деятельность Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать основные полномочия и задачи Счетной палаты;
- рассмотреть основные виды деятельности Счетной палаты РФ;
- проанализировать деятельность Счетной палаты за 2 года;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы деятельности Счетной палаты РФ………………….4
1.1. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты РФ………………..4
1.2. Основные виды деятельности Счетной палаты РФ……………………...7
2. Анализ финансового контроля, осуществляемого Счетной
палатой РФ……………………………………………………………………..14
2.1. Анализ контрольно–ревизионной и экспертно–аналитической
деятельности Счетной палаты РФ за 2010, 2011 года.....................................14
2.2. Предложения по совершенствованию финансового контроля Счетной палаты…………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..31

Файлы: 1 файл

Polnomochia Schetnoy Palati.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

 

Как видно  из таблицы 1.1, проведения экспертно-аналитических  мероприятий в 2000-2011гг. значительно  увеличилось,  к тому же количество контрольных мероприятий практически  не изменилось.

По контролю за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками, Счетной палатой проведено 55 контрольных мероприятий на 68 объектах. Проверками выявлены финансовые нарушения на сумму 4,0 млрд. рублей. В результате принятых мер устранены финансовые нарушения на сумму 25,2 млн. рублей.

Как отметил  С. Степашин, в 2011 г Счетная палата продолжила практику совместных проверок с другими госведомствами. Так, вместе с Генпрокуратурой было проведено 3 мероприятия, с МВД - 21, с ФСБ - 44. В том числе вместе с МВД  и ФСБ осуществлялись как проверки целевого и эффективного использования  средств федерального бюджета в  Чеченской Республике, Республике Ингушетия, так и проверка расходования бюджетных  средств на восстановление Южной  Осетии.

В 2011 г. Счетная  палата уделяла особое внимание аудиту крупных проектов с участием государства, прежде всего, контролю за расходованием  средств на подготовку к Олимпиаде  в Сочи, реализацию федеральных целевых  программ и приоритетных нацпроектов. В 2011 году продолжены мероприятия по проверке средств Стабилизационного  фонда. В результате проверки выявлено следующее. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 229 был принят новый порядок управления средствами Стабилизационного фонда. По состоянию на 15 декабря 2011 года доходы от размещения средств Стабилизационного фонда составили 0,88 млрд. долларов США, или 24,99 млрд. рублей.

По результатам  проверки можно считать объективно обоснованным осуществление за счет средств Стабилизационного фонда  досрочных платежей в погашение  государственной внешней задолженности  Российской Федерации перед кредиторами. Вместе с тем проведенная в  ходе проверки оценка эффективности  досрочного погашения долга членам Парижского клуба за счет средств  Стабилизационного фонда показала, что досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации  перед Парижским клубом кредиторов эквивалентно размещению средств Стабилизационного  фонда по ставке не более 5 - 6% годовых  в долларах США (по оценке Минфина  России эта цифра составила 13 - 13,5%).

Цели, установленные  прогнозным планом (программой) приватизации на 2009 год, не достигнуты. Не осуществлялся  надлежащий контроль полноты и своевременности  зачисления в федеральный бюджет средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, а также распоряжения земельными участками. Прогнозный план приватизации на 2009 год реализован только на 55,4 %. Отсутствует экономически оправданная дивидендная политика в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, а также реальные инструменты оперативного и эффективного воздействия на представителей Российской Федерации - сотрудников федеральных органов исполнительной власти в советах директоров акционерных обществ, понуждающие их действовать в соответствии с позицией, установленной уполномоченным органом исполнительной власти, и предусматривающие применение мер имущественной ответственности за результаты их деятельности.

По контролю за расходами федерального бюджета по международной деятельности Счетной палатой проведено 37 контрольных мероприятий на 129 объектах. Проверками выявлены финансовые нарушения на сумму 47,5 млрд. рублей, в том числе нецелевое использование средств бюджетной системы в сумме 2,0 млн. рублей. В результате принятых мер устранены финансовые нарушения на сумму 39,5 млн. рублей. Основные нарушения связаны с несоблюдением действующих нормативных правовых актов, договорных обязательств, расходованием бюджетных средств на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом, а также с искажением бухгалтерской отчетности. В Российской Федерации отсутствует единая государственная стратегия пополнения и расходования государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. Минфин России ненадлежащим образом выполнял бюджетные обязательства по финансированию расходов на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, что не позволило в полной мере осуществить закупки ценностей в Госфонд России.

Из-за отсутствия государственного исполнительного  органа власти, координирующего вопросы  управления федеральной собственностью, расположенной за рубежом, нарушена целостная система управления этой собственностью. Не проводится системный  анализ эффективности использования зарубежных объектов и оценка доходности сделок с указанным имуществом, не осуществляется выработка своевременных предложений о прекращении участия Российской Федерации в уставных капиталах убыточных зарубежных компаний.

Требует упорядочения учет задолженности иностранных  государств перед Российской Федерацией. Проверкой вскрыто несоответствие данных Минфина России и Внешэкономбанка  по задолженности ряда стран. Недостаточно используется предусматриваемая федеральными законами о федеральном бюджете  такая форма поддержки экспорта Российской Федерации, как выдача государственных  гарантий: в 2010 году было выдано гарантий на сумму 213,0 млн. долларов США при  планировавшемся объеме 600,0 млн. долларов США (35,5 % планировавшегося объема). Низкий уровень использования данной формы  поддержки российского экспорта в значительной мере обусловлен отсутствием  порядка предоставления государственных  гарантий, регламентированного нормативными правовыми актами на долгосрочную перспективу. Сохраняются системные недостатки в использовании кредитов международных  финансовых организаций, снижающие  их эффективность. Минэкономразвития  России и Минфин России не выполнили  постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 43 в  части разработки методики оценки эффективности  реализации проектов МФО. Не проводится системный анализ эффективности  использования зарубежных объектов и оценка доходности сделок с указанным  имуществом, не осуществляется выработка  своевременных предложений о  прекращении участия Российской Федерации в уставных капиталах  убыточных зарубежных компаний.

За 2010 год  по контролю за формированием, и исполнением доходов федерального бюджета Счетной палатой проведено 36 контрольных мероприятий на 70 объектах. В ходе проверок были выявлены финансовые нарушения и несвоевременное перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет на сумму 39,2 млрд. рублей, недопоступление налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации - на сумму 2,0 млрд. рублей. По результатам проверок зачислено в федеральный бюджет 57,4 млрд. рублей по фактам несвоевременного перечисления в предыдущие годы таможенных платежей.

Приоритетными направлениями работы были проверки администрирования налога на добавленную  стоимость и его возмещения экспортерам, налогообложения реализации алкогольной  продукции, добычи полезных ископаемых, таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности, эффективности действующего законодательства о банкротстве, а также законодательства о государственной регистрации  юридических лиц. Осуществлялся  контроль за использованием средств  федерального бюджета, выделенных на финансирование деятельности налоговых и таможенных органов. Проведен аудит эффективности  использования средств, направленных на реализацию мероприятий, связанных  с процедурами банкротства. Проведенный  на основе материалов контрольных мероприятий  анализ свидетельствует, что в результате реализации мер по повышению эффективности  российской экономики, сохраняющейся  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры обеспечивался рост по основным макроэкономическим показателям, стабильность в исполнении федерального бюджета по доходам. Большое значение для увеличения объемов государственных  финансовых ресурсов имели внесенные  в налоговое и таможенное законодательство Российской Федерации изменения, в  том числе по ряду вопросов, которые  ставились Счетной палатой. С 2010 года введено исчисление адвалорной составляющей ставки акцизов на табачные изделия от розничной цены сигарет, изменен порядок уплаты акцизов  на нефтепродукты, вступили в действие нормы, направленные на совершенствование  налогообложения нефтедобычи, увеличены  ставки вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы. Установлена  уплата налоговых и таможенных платежей исключительно в валюте Российской Федерации.

По результатам  контрольных мероприятий, проведенных  в ФНС России, ФТС России, Федеральном  казначействе, Минфине России, а  также тематических проверок, проведенных  в субъектах Российской Федерации, подготовлено Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства  Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2009 год. Проверки показали, что осуществлен ряд  принципиальных мер, направленных на повышение  эффективности взимаемых платежей. Повышение уровня администрирования  позволило значительно увеличить  объем доходов бюджета. Вместе с  тем сохраняется значительная задолженность  по платежам в бюджетную систему  Российской Федерации. Малоэффективен контроль за обоснованностью возмещения налога на добавленную стоимость. Не урегулирован должным образом порядок  предоставления отсрочек (рассрочек) платежей. Установлены факты несвоевременного и неполного перечисления ФТС  России в федеральный бюджет таможенных платежей. С нарушением нормы Таможенного  кодекса Российской Федерации производилось  таможенными органами начисление пеней  за просрочки уплаты таможенных платежей.

Исполнение  федерального бюджета в 2010 году по доходам  осуществлялось с отдельными нарушениями  бюджетного законодательства Российской Федерации. Не все операции по исполнению федерального бюджета за 2010 год были проведены через счета Федерального казначейства. С нарушениями осуществлялся  учет доходов, произведенных в иностранной  валюте. Несвоевременно производилось  перечисление указанных доходов  в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В 2010 году по контролю за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком РФ, кредитно – финансовыми учреждениями и финансовыми рынками завершены  и рассмотрены Коллегией Счетной  палаты отчеты по 57 контрольным мероприятиям с общими объемами проверенных бюджетных  средств 8 138 566,6 млн. рублей, в том  числе 2 019 172,1 млн. рублей - по источникам финансирования, 172 764,1 млн. рублей - по расходам на обслуживание государственного и муниципального долга, 1 064 875,2 млн. рублей - по внутреннему долгу, 1 370 463,9 млн. рублей - по внешнему долгу, 3 511 291,3 млн. рублей - по Стабилизационному фонду. В соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты по результатам проверок направлено 22 представления для устранения выявленных нарушений. Сумма возвращенных в федеральный бюджет средств по результатам проверок составила 11 879,7 тыс. рублей.

В ходе проверки эффективности внешних заимствований  Российской Федерации было установлено, что по состоянию на 1 января 2009 года должниками перед федеральным бюджетом по связанным кредитам являются 383 организации, расположенные на всей территории Российской Федерации. Общая задолженность  составляет около 6 млрд. долларов США. Проверки показали, что контроль за эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и  развития российских предприятий обеспечен  не был. В результате чего в России отсутствует информация об использовании  оборудования, полученного в счет привлеченных кредитов правительств иностранных  государств на общую сумму 15,5 млрд. долларов США.

В 2010 году были продолжены мероприятия по проверке средств Стабилизационного фонда. По оценке Счетной палаты, перечисление 1 июня 2009 года в Стабилизационный фонд невостребованных главными распорядителями  остатков средств федерального бюджета  в сумме 6 552 013,0 тыс. рублей позволило  бы получить дополнительный доход от их размещения на валютных счетах Стабилизационного  фонда в сумме 10 - 11 млн. долларов США; при обеспечении единого  подхода к отражению операций по всем видам долговых обязательств выплата премии по операциям досрочного погашения государственного внешнего долга Российской Федерации перед  странами - членами Парижского клуба  в размере 27,91 млрд. рублей за счет прочих остатков денежных средств федерального бюджета позволила бы получить в  федеральный бюджет в 2009 году дополнительный процентный доход в размере 45 - 50 млн. долларов США.

Выявлены  многочисленные факты нарушения  законодательства, регулирующего земельные  правоотношения. До настоящего времени  большинство объектов недвижимого  имущества казны не имеет стоимостной  оценки и государственной регистрации  прав собственности Российской Федерации. В результате у государства отсутствуют  необходимые для управления сведения о стоимости своих активов  и в полной мере не обеспечено закрепление  его прав. Ряд объектов, которые  с максимальной эффективностью могли  быть переданы в аренду, используются на праве безвозмездного пользования, в результате чего в федеральный  бюджет ежегодно не допоступают значительные средства. На договорных отношениях в  аренду передано незначительное количество зданий и помещений, относящихся  к имуществу казны. Устанавливаемые  Росимуществом и его территориальными органами ставки арендной платы по большинству договоров ниже рыночной стоимости аренды в 2 и более раза. Права собственности Российской Федерации на земельные участки  под федеральными объектами недвижимости зачастую не оформлены. В результате отчуждение объектов федеральной собственности, расположенных на государственных  земельных участках, закрепленных за федеральными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляется без  учета в оценке объектов рыночной стоимости и инвестиционного  потенциала земельных участков, на которых эти объекты расположены. Как следствие - недопоступление  средств в федеральный бюджет.

По контролю за расходами федерального бюджета на международную деятельность, в 2010 Счетной палатой проведено 35 контрольных мероприятий на 153 объектах. Проверками выявлены финансовые нарушения в сумме 39 116,0 млн. рублей, в том числе нецелевое использование средств бюджетной системы в сумме 25,3 млн. рублей. В результате принятых мер устранены финансовые нарушения в сумме 35,2 млн. рублей. Основные недостатки связаны с несоблюдением действующих нормативных правовых актов, договорных обязательств, расходованием бюджетных средств на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом, нарушениями бюджетного законодательства и отчетности. Существуют серьезные проблемные вопросы в учете, содержании и использовании государственной собственности за рубежом. В структуре Правительства Российской Федерации не определен единый орган, ответственный за управление зарубежным федеральным имуществом, не сформирована целостная система управления государственной собственностью за рубежом, в том числе зарубежными финансовыми активами Российской Федерации, выраженными во вкладах (долях, паях, акциях) в уставных капиталах зарубежных предприятий. Минфином России не обеспечивается своевременное финансирование расходов на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, в связи с чем кассовое исполнение по администрируемому источнику финансирования дефицита федерального бюджета (статья "Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней") составило в 2010 году только 32,9 % бюджетной росписи, что не позволило в полной мере осуществить закупки ценностей в Госфонд России.

Информация о работе Полномочия счетной палаты Российской Федерации по осуществлению финансового контроля