Полномочия счетной палаты Российской Федерации по осуществлению финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить факторы, влияющие на деятельность Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать основные полномочия и задачи Счетной палаты;
- рассмотреть основные виды деятельности Счетной палаты РФ;
- проанализировать деятельность Счетной палаты за 2 года;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы деятельности Счетной палаты РФ………………….4
1.1. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты РФ………………..4
1.2. Основные виды деятельности Счетной палаты РФ……………………...7
2. Анализ финансового контроля, осуществляемого Счетной
палатой РФ……………………………………………………………………..14
2.1. Анализ контрольно–ревизионной и экспертно–аналитической
деятельности Счетной палаты РФ за 2010, 2011 года.....................................14
2.2. Предложения по совершенствованию финансового контроля Счетной палаты…………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..31

Файлы: 1 файл

Polnomochia Schetnoy Palati.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

В связи  с финансовым кризисом, Счетная палата в ноябре 2009 г приступила к мониторингу  социально-экономической ситуации в российских регионах с целью  анализа последствий кризисных  явлений и выработки предложений  по корректировке антикризисных  программ. С текущего года Счетная  палата будет проводить постоянный мониторинг эффективности использования  бюджетных средств, выделенных на поддержку 295 системообразующих объектов национальной экономики, список которых утвержден  правительством РФ.

 

 

 2.2. Предложения  по совершенствованию финансового  контроля 

          Счетной палаты РФ

Развитие  бюджетного законодательства страны, мобилизация механизмов частно-государственного партнерства на реализацию крупнейших инвестиционных и инновационных  проектов требуют дальнейшего совершенствования  правового регулирования деятельности Счетной палаты, а от самой Счетной  палаты - форм и методов контроля на основании использования опыта, накопленного в прошедшие годы, поиска и использования всех имеющихся  резервов повышения качества контрольной  и экспертно-аналитической работы. Необходимо продолжить работу по дальнейшему  укреплению и развитию единой системы  контроля исполнения федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов, совершенствованию научно - исследовательского, правового и  методологического обеспечения  государственного и муниципального финансового контроля. [4, с.163]

Правовое  обеспечение деятельности Счетной  палаты, недостатки которого снижают  эффективность не только ее контрольной  работы, но и всей предусмотренной  действующим законодательством  системы контролирующих и правоохранительных органов, осуществляющих контроль и  надзор за использованием бюджетных  средств и государственной собственности, нуждается в дальнейшем совершенствовании. В целях обеспечения повышения  эффективности контроля за использованием государственной собственности  и выделяемых субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям бюджетных средств необходимы изменения  в Федеральный закон "О Счетной  палате Российской Федерации" в части  создания территориальных (региональных, окружных) подразделений аппарата Счетной  палаты. Особое внимание требуется  уделить осуществлению Счетной  палатой контроля за деятельностью  государственных корпораций в части  определения эффективности и  целесообразности использования средств  федерального бюджета и переданной в виде имущественного взноса государственной  собственности. Такой контроль Счетная  палата может осуществлять в соответствии с положениями Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

В соответствии со статьей 2 закона одной из основных задач Счетной палаты является определение  эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности. Статьей 12 установлено, что контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на организации  вне зависимости от видов и  форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную  собственность, либо управляют ею, а  также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы. Вместе с тем в федеральных  законах, на основании которых создаются  государственные корпорации, не закреплен  механизм реализации указанной выше задачи Счетной палаты. В этой связи  требуется рассмотрение вопроса  о возможности внесения в законодательные  акты Российской Федерации изменений, определяющих порядок осуществления  Счетной палатой контроля за деятельностью  государственных корпораций.

Министру  финансов Российской Федерации предоставлено  право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и  органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). Необходима подготовка новой редакции раздела IX "Государственный и  муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, принципы организации  и осуществления, формы и методы, систему органов государственного и муниципального финансового контроля, правовые основы создания и деятельности указанных органов. В целях дальнейшего  совершенствования законодательного регулирования государственного финансового контроля необходимо внесение комплексных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Требует дальнейшего совершенствования  методологическое и научно-исследовательское  обеспечение Государственным научно-исследовательским  институтом системного анализа Счетной  палаты, Экспертным советом и Центром  ситуационного анализа Счетной  палаты контрольно-ревизионной и  экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты. Необходимо также  продолжить работу по дальнейшему совершенствованию  информационно-технологического и  информационного обеспечения деятельности Счетной палаты, а также формированию и развитию системы стандартов внешнего финансового контроля. Особое внимание следует уделить совершенствованию  и внедрению методологического  инструментария осуществления аудита эффективности и стратегического  аудита.

Внешний долг Российской Федерации продолжает расти за счет увеличения корпоративного долга. Негативная тенденция увеличения корпоративного долга наблюдается  на фоне роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета  и международных резервов Российской Федерации, что свидетельствует  о низком качестве управления государственными финансами.

В целях  совершенствования налогового законодательства, бюджетного процесса и обеспечения  большей прозрачности при формировании и исполнении федерального бюджета  Счетная палата полагает целесообразным:

- подготовку и принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", предусматривающего изложение в новой редакции раздела IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- подготовку и внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства;

- внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключающих возможность снижения размера налоговых платежей путем минимизации налоговой базы;

- совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых;

- внесение изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения своевременного зачисления таможенных платежей в доход федерального бюджета;

- принять меры по обеспечению равномерности кассовых расходов федерального бюджета в течение финансового года;

- осуществлять меры направленные на принятие в начале финансового года нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

- принять меры по повышению качества макроэкономического прогнозирования;

- принять  меры по совершенствованию качества разработки и реализации федеральных целевых программ, обеспечить эффективное и прозрачное использование бюджетных расходов инвестиционной направленности;

- обеспечить эффективное использование и прозрачное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

- обеспечить практическую реализацию Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации.

 

Заключение

Обобщенный  взгляд по первой главе - важное место  в системе государственного финансового  контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  независимо от видов и форм собственности.

Счетная палата проводит комплексные ревизии  и тематические проверки по отдельным  статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий. А ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово – хозяйственной деятельности экономических субъектов. Экспертно – аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года.

Выводы  по второй главе следуют на основе анализа деятельности Счетной палаты за 2010 и 2011 года. Результаты контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой  в 2010 году, позволяют сделать следующие  выводы об основных тенденциях и проблемах  развития экономики, бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2010 году характеризовались благоприятной ценовой конъюнктурой мировых рынков для основных товаров российского экспорта, высоким уровнем инфляции, продолжением укрепления национальной валюты и ростом международных резервов.

Внешний долг Российской Федерации продолжает расти за счет увеличения корпоративного долга. Негативная тенденция увеличения корпоративного долга наблюдается  на фоне роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета  и международных резервов Российской Федерации, что свидетельствует  о низком качестве управления государственными финансами.

По –  прежнему наблюдается тенденция  роста остатков средств федерального бюджета на начало года. Так, по состоянию  на 1 января 2010 года они составили 801,8 млрд. рублей.  Продолжается неравномерность  среднемесячных кассовых расходов федерального бюджета. Кассовые расходы в ноябре 2010 года были выше среднемесячных кассовых расходов федерального бюджета на 97,7 %, в декабре - на 81,8 %, а в январе ниже на 56,2 %. В связи с неравномерностью расходования бюджетных средств  в течение года значительный объем  средств федерального бюджета был  использован в IV квартале 2010 года (2 505,2 млрд. рублей, или 38,4 % годового бюджетного назначения), что оказало существенное влияние на эффективность использования  средств федерального бюджета в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4- ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
  2. Бюджетный кодекс РФ;
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 583 с.
  4. Е.М. Григорьева, Е.Г. Перепечкина; Под ред. Г.М. Тактарова. Муниципальные финансы: Учебное пособие,2003.-288с.
  5. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие/ Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков,  Ю.А. Рюмина. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  6. Финансы: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.
  7. Деева А.И. Финансы: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2004. – 354 с.
  8. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 527 с.
  9. Финансы: Учеб. – 2 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, 2003. – 634 с.
  10. Крейнина М.Н. Финансы: Учебное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 400 с.
  11. Крутякова Ю.А. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вузов. М.: Кнорус, 2005. – 453 с.
  12. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник М.: ИНФРА – М, 2003. – 456 с.
  13. Финансы и кредит: учебник/ под ред. М.В. Романовского,                                             Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт – Издат, 2003. – 314 с.
  14. Самсонов Н.Ф. Финансы на макро-уровне: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1998. –  245с.
  15. Федулова С.Ф. Финансы: учеб. пособие для вузов. М.: Кнорус, 2005. – 376 с.
  16. Газета «Коммерсант» от 16 октября 2011.
  17. Газета «Российская Газета» от 24 декабря 2011.

Информация о работе Полномочия счетной палаты Российской Федерации по осуществлению финансового контроля