Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:21, курсовая работа
Основным предметом исследования в данной работе является федеральное законодательство о бюджете, налогах, сборах, страховых взносах, а также обобщения практики их применения.
Объектом исследования данной темы являются преступные нарушения налогового законодательства.
Актуальность темы отчета обусловлена появлением новых способов совершения налоговых преступлений и их негативным воздействием на налоговую безопасность, являющуюся составной частью экономической
безопасности государства, в работе сформулированы научные рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства о налоговых преступлениях и по вопросам общего предупреждения таких преступлений.
Введение 3
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Проблемы предупреждения налоговых правонарушений
и преступлений в контексте реформирования налоговой системы России 5
1.2 Механизм взаимодействия налоговых и правоохранительных
органов при выявлении фактов неуплаты налогов в крупных размерах
в 2010 году 14
2 СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 18
2.1 Анализ налоговых преступлений и динамика показателей
документально-проверочной деятельности Управления
налоговых преступлений по Ростовской области за 2003 – 2009 годы 18
2.2 Проблемы организации совместной деятельности
налоговых и правоохранительных органов по выявлению
и пресечению налоговых преступлений 21
Заключение 27 Список использованных источников 28
Простое
ужесточение налоговой
Налоговая преступность принимает все более организованный и изощренный характер, выходит за рамки национальных границ, сопровождается совершением иных преступлений и создает реальную угрозу экономической безопасности России, нанося государству огромный материальный и моральный ущерб. В этих условиях принимаемые правоохранительными структурами меры не соответствуют реальной степени криминализации хозяйственного комплекса страны и широкой распространенности налоговых преступлений, что отрицательно сказывается на пополнении доходной части федерального бюджета. Продолжает оставаться значительным разрыв между количеством выявленных налоговых правонарушений и числом лиц, привлеченных к ответственности. Не создана эффективно действующая система мероприятий по розыску лиц, совершивших налоговые преступления, и по возврату скрываемых за границей доходов.
Приоритетным направлением
а) тенденции социальных
б) динамику самой налоговой преступности;
в) эффективные меры борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
При этом, должно быть учтено
прогнозирование следующих
- количество налоговых
- распространённость
- способы совершения налоговых преступлений;
- последствия налоговой
- развитие и результаты
Необходимо подчеркнуть, что оперативно-розыскную, административно-правовую, уголовно-процессуальную деятельность и налоговые проверки по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений налогового и иного законодательства в рассмотренных выше, а также в наиболее криминализированных сферах финансово-хозяйственной деятельности следует, прежде всего, ориентировать на выявление связей проверяемых юридических и физических лиц с организованными преступными группировками и дельцами "теневого" бизнеса; проведение документальных проверок только после оперативного вскрытия всей картины преступной деятельности: от способов сокрытия доходов (прибыли), до механизмов "отмывания" средств, сокрытых от уплаты налогов; совмещение проверок деятельности юридических лиц с оперативной разработкой и привлечением к уголовной ответственности физических лиц по фактам уклонения от налогообложения и совершения иных налоговых и экономических преступлений; выявление нарушений в деятельности посредников, в том числе осуществляющих бартерные и иные операции с предприятиями-недоимщиками, их филиалами, осуществляющими оптовую реализацию продукции.
Таким образом,
ужесточение мер к лицам, уклоняющимся
от уплаты налогов, либерализация налогового
законодательства, социально-экономическая
поддержка лояльных налогоплательщиков,
активизация субъективного
Практика
деятельности правоохранительных органов
свидетельствует о
Остро стоит
вопрос создания эффективных механизмов
налогового контроля и администрирования,
которые, с одной стороны, должны
не мешать законопослушным
Как показывает
международный опыт, противодействие
отмыванию денег не может быть
обеспечено применением только уголовно-правовых
мер и административно-
Действующее
уголовное, уголовно-процессуальное и
административное законодательство не
обеспечивает реализацию принципа соответствия
наказания за сокрытие доходов от
налогообложения величине наносимого
ущерба. В Уголовном кодексе РФ
основная масса экономических
К
несовершенству УК РФ можно
отнести и презумпцию
Таким образом,
несоответствие темпов реформирования
нормативно-правовой базы налоговых
отношений динамике экономических
процессов, происходящих в России, приводит
к постоянному возникновению
значительного количества пробелов
в законодательстве, которые мгновенно
используются в корыстных целях
недобросовестными
В осуществлении
государственного финансового контроля
активно участвуют
Уголовное
законодательство некоторых развитых
стран не предусматривает
Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов для России – явление относительно новое. Данная проблема не является национальной особенностью России. В глобализованном мире ХХI столетия на планете постоянно циркулирует 600-700 млрд. так называемых криминальных долларов. Источник их происхождения теневая экономическая деятельность.
Современные экономисты, изучая экономические отношения, не абстрагируются от данного явления, определяя теневую экономику как совокупность субъектов экономических отношений, деятельность которых осуществляется с применением специальных мер, направленных на сокрытие ее характера и масштабов.
Характерно, что нелегальные производители и торговцы традиционно криминальных товаров вынуждены «отмывать» свои полученные незаконным путем деньги, при этом они направляют средства в легальный хозяйственный или финансовый оборот, скрывая их истинное происхождение.
Некоторые экономисты считают, что теневая экономика не подпадает под действие государственного финансового контроля именно по своей природе, находясь в тени. Однако, налоговые и правоохранительные органы опровергают такое мнение, поскольку одной из основных их задач, которые ставятся перед ними правительством сегодня, является выявление фактов уклонения от уплаты налогов. Следует отметить, что неуплате налога предшествует процесс экономической деятельности, которая не отражена в отчетности и тем самым скрыта от налогообложения.
В случае
уклонения от уплаты налога в бюджет
взыскивается только сумма неуплаченного
налога, отраженная в акте проверки
налогового или правоохранительного
органа. Проведение проверок и ревизий,
уполномоченными на то органами, в
том числе правоохранительными
является важнейшим элементом
Динамика
показателей документально-
Таблица 1-Динамика
Проведено
проверок
Проведено исследований 148 507 316 401 924 553 1255
Выявлен ущерб, причиненный
государству всего (млн.руб.) 318 1 376 2 319 3 238 5 500 3 095 5151
Актуальность исследования проблем правоприменительной практики по данным направлениям вызвана потребностью дальнейшего укрепления порядка в экономике Российской федерации, что подтверждается ростом выявляемых Департаментом экономической безопасности преступлений.
1.2 Механизм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении фактов неуплаты налогов в крупных размерах в 2010 году
Изменения, внесенные в действующее законодательство РФ Федеральным законом от 29.12.2010 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно ограничивают права органов внутренних дел по вмешательству в хозяйственную деятельность предпринимателей, предприятий и организаций. Уголовное преследование с 1 января 2010 года возможно только в отношении налогоплательщиков, не погасивших задолженность в течение двух месяцев со дня указанного в требовании налогового органа, при этом существенно возросли суммы ущерба, позволяющие относить неуплату налогов к налоговым преступлениям.
Вышеуказанным законом внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс и Закон о Милиции.
В части первой Налогового кодекса Российской Федерации пункт 3 статьи 32 устанавливает для налоговых органов порядок направления материалов, содержащих признаки налоговых преступлений, только если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, а так же пеней и штрафов. При этом налогоплательщик должен быть предупрежден налоговым органом о направлении материалов в органы внутренних дел. В случае неуплаты в указанный срок налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в орган внутренних дел.
Если налогоплательщиком является физическое лицо, то на следующий день руководитель налогового органа своим решениям приостанавливает исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности и возобновляет его только на следующий день после получения уведомления от органа внутренних дел об отказе в возбуждении уголовного дела или о вынесении оправдательного приговора. При получении уведомления об обвинительном приговоре налоговый орган отменяет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.