Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения налоговой законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Основным предметом исследования в данной работе является федеральное законодательство о бюджете, налогах, сборах, страховых взносах, а также обобщения практики их применения.
Объектом исследования данной темы являются преступные нарушения налогового законодательства.
Актуальность темы отчета обусловлена появлением новых способов совершения налоговых преступлений и их негативным воздействием на налоговую безопасность, являющуюся составной частью экономической
безопасности государства, в работе сформулированы научные рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства о налоговых преступлениях и по вопросам общего предупреждения таких преступлений.

Содержание работы

Введение 3
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Проблемы предупреждения налоговых правонарушений
и преступлений в контексте реформирования налоговой системы России 5
1.2 Механизм взаимодействия налоговых и правоохранительных
органов при выявлении фактов неуплаты налогов в крупных размерах
в 2010 году 14
2 СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 18
2.1 Анализ налоговых преступлений и динамика показателей
документально-проверочной деятельности Управления
налоговых преступлений по Ростовской области за 2003 – 2009 годы 18
2.2 Проблемы организации совместной деятельности
налоговых и правоохранительных органов по выявлению
и пресечению налоговых преступлений 21
Заключение 27 Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

ФП.docx

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Простое ужесточение налоговой дисциплины в условиях чрезмерного налогового пресса и сложностей в сборе налогов  и невозможно, и бессмысленно; такого рода шаги эффективны лишь в контексте  разумной налоговой политики, направленной на укрепление финансового положения  предприятий, граждан и на этой основе обеспечения экономической безопасности государства.

Налоговая преступность принимает все более  организованный и изощренный характер, выходит за рамки национальных границ, сопровождается совершением иных преступлений и создает реальную угрозу экономической  безопасности России, нанося государству  огромный материальный и моральный  ущерб. В этих условиях принимаемые  правоохранительными структурами меры не соответствуют реальной степени криминализации хозяйственного комплекса страны и широкой распространенности налоговых преступлений, что отрицательно сказывается на пополнении доходной части федерального бюджета. Продолжает оставаться значительным разрыв между количеством выявленных налоговых правонарушений и числом лиц, привлеченных к ответственности. Не создана эффективно действующая система мероприятий по розыску лиц, совершивших налоговые преступления, и по возврату скрываемых за границей доходов.

      Приоритетным направлением деятельности  органов внутренних дел в процессе  реформирования налоговой политики  на ближайшую перспективу должен  стать криминологический прогноз,  учитывающий:

      а) тенденции социальных процессов,  непосредственно влияющих на  налоговую преступность;

      б) динамику самой налоговой  преступности;

      в) эффективные меры борьбы  с налоговыми правонарушениями  и преступлениями.

      При этом,  должно быть учтено  прогнозирование следующих показателей:

      - количество налоговых преступлений  и лиц, их совершивших;

      - распространённость криминогенных  ситуаций, порождающих совершение  налоговых преступлений;

      - способы совершения налоговых  преступлений;

      - последствия налоговой преступности;

      - развитие и результаты профилактики  и уголовно-правовой борьбы с налоговой преступностью.

Необходимо подчеркнуть, что оперативно-розыскную, административно-правовую, уголовно-процессуальную деятельность и налоговые проверки по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений налогового и иного законодательства в рассмотренных выше, а также в наиболее криминализированных сферах финансово-хозяйственной деятельности следует, прежде всего, ориентировать на выявление связей проверяемых юридических и физических лиц с организованными преступными группировками и дельцами "теневого" бизнеса; проведение документальных проверок только после оперативного вскрытия всей картины преступной деятельности: от способов сокрытия доходов (прибыли), до механизмов "отмывания" средств, сокрытых от уплаты налогов; совмещение проверок деятельности юридических лиц с оперативной разработкой и привлечением к уголовной ответственности физических лиц по фактам уклонения от налогообложения и совершения иных налоговых и экономических преступлений; выявление нарушений в деятельности посредников, в том числе осуществляющих бартерные и иные операции с предприятиями-недоимщиками, их филиалами, осуществляющими оптовую реализацию продукции.

Таким образом, ужесточение мер к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, либерализация налогового законодательства, социально-экономическая  поддержка лояльных налогоплательщиков, активизация субъективного фактора  в деятельности налоговых структур, должны стать центральным звеном налоговой политики на современном  этапе. Сами же органы внутренних дел  должны быть усилены грамотными специалистами  по налогообложению.

Практика  деятельности правоохранительных органов  свидетельствует о недостаточности  только оперативно-розыскных и проверочных  мероприятий в выявлении и  пресечении налоговых преступлений. Важную роль должны играть аналитические  методы, базирующиеся на использовании  информационных массивов и баз данных. Разработка, апробирование и внедрение  в жизнь таких методов является весьма актуальной задачей.

Остро стоит  вопрос создания эффективных механизмов налогового контроля и администрирования, которые, с одной стороны, должны не мешать законопослушным налогоплательщикам, а с другой, - максимально предотвращать  саму возможность совершения налоговых  правонарушений и преступлений.

Как показывает международный опыт, противодействие  отмыванию  денег не может быть обеспечено применением только уголовно-правовых мер и административно-финансового контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и имуществом. Чтобы создать благоприятные условия для правомерной легализации "теневой" экономики, введения её в правовую зону, необходимо изменить налоговую систему, условия приватизации, внешнеэкономическую деятельность и т.д. Одним из основных звеньев механизма "высветления" экономики должна быть реформа системы налогообложения.

Действующее уголовное, уголовно-процессуальное и  административное законодательство не обеспечивает реализацию принципа соответствия наказания за сокрытие доходов от налогообложения величине наносимого ущерба. В Уголовном кодексе РФ основная масса экономических преступлений, в том числе и налоговых, не относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений. А  такая санкция, как конфискация  имущества, налоговыми статьями вообще не предусмотрена, хотя могла бы стать  весьма действенной мерой ответственности.

 К  несовершенству УК РФ можно  отнести и презумпцию невиновности  при налоговых преступлениях,  несмотря на то, что в цивилизованном  мире этот принцип в налоговой  сфере не применяется и бремя  доказывания своей порядочности  при рассмотрении судебных исков  по налоговым делам лежит исключительно  на налогоплательщике.

Таким образом, несоответствие темпов реформирования нормативно-правовой базы налоговых  отношений динамике экономических  процессов, происходящих в России, приводит к постоянному возникновению  значительного количества пробелов в законодательстве, которые мгновенно  используются в корыстных целях  недобросовестными налогоплательщиками, нанося непоправимый ущерб бюджету  государства и экономической  безопасности страны. Только сформировав  институционально правовую и организационную  основы, способные эффективно выполнять  функции по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений можно обеспечить успешную реализацию целей и задач налоговой реформы.

В осуществлении  государственного финансового контроля активно участвуют правоохранительные органы, которые  формально не входят в число органов государственного финансового контроля РФ, однако выполняют  функции по предупреждению, выявлению  и расследованию преступлений в  сфере экономики, фактически проникая в область финансово-правового  регулирования.

Уголовное законодательство некоторых развитых стран не предусматривает ответственности  за совершение налоговых преступлений (Австрия, Швеция, Голландия, Япония), поскольку  в государствах с устойчивой финансовой системой порядок в сфере налогообложения  обеспечивается административным и  налоговым правом.   В России необходимость укрепления финансовой системы путем применения норм уголовного права обусловлена особенностями  транзитивной экономики и условий  длительной нестабильности, в которых  не обойтись без уголовных запретов.

Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов для России – явление  относительно новое. Данная проблема не является национальной особенностью России. В  глобализованном   мире  ХХI  столетия  на  планете постоянно циркулирует 600-700 млрд. так называемых криминальных долларов. Источник их происхождения теневая экономическая деятельность.

Современные экономисты, изучая экономические отношения, не абстрагируются от данного явления, определяя теневую экономику  как совокупность субъектов экономических  отношений, деятельность которых осуществляется с применением специальных мер, направленных на сокрытие ее характера  и масштабов.

Характерно, что нелегальные производители  и торговцы традиционно криминальных товаров вынуждены «отмывать» свои полученные незаконным путем деньги, при этом они направляют средства в легальный хозяйственный или  финансовый оборот, скрывая их истинное происхождение.

Некоторые экономисты считают, что теневая  экономика не подпадает под действие государственного финансового контроля именно по своей природе, находясь в  тени. Однако, налоговые и правоохранительные органы опровергают такое мнение, поскольку одной из основных их задач, которые ставятся перед ними правительством сегодня, является выявление   фактов уклонения от уплаты налогов.  Следует отметить, что неуплате налога предшествует процесс экономической деятельности, которая не отражена в отчетности и тем самым скрыта от налогообложения.

В случае уклонения от уплаты налога в бюджет взыскивается только сумма неуплаченного  налога, отраженная в акте проверки налогового или правоохранительного  органа. Проведение проверок и ревизий, уполномоченными на то органами, в  том числе правоохранительными  является важнейшим элементом государственного финансового контроля, и наиболее эффективным способом выявления  экономических преступлений, а также  формирования доказательной базы в  процессе расследования. Только в результате проверки документируются факты  противоправной деятельности и исчисляются  суммы налогов (доходов), подлежащих взысканию в бюджет.

Динамика  показателей документально-проверочной  деятельности Управления налоговых  преступлений по Ростовской области  за 2003 – 2009 годы, приведенная в таблице 1, свидетельствует о том, что рост проведенных проверочных мероприятий  сопровождается значительным увеличением  суммы выявленного ущерба, причиненного государству, которая превысила  по итогам 2009 года 5 млрд. рублей

        Таблица 1-Динамика показателей  документально-проверочной деятельности  Управления         налоговых преступлений           по  Ростовской области за 2003 –  2009 годы

                                                                                                         


                                    


                                                                    2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008  2009 

            Проведено  проверок                        35      263       256      343        642      464        -


            Проведено  исследований               148      507      316      401         924     553    1255


   Выявлен  ущерб, причиненный

          государству   всего (млн.руб.)           318   1 376   2 319    3 238    5 500   3 095  5151

    


Актуальность  исследования  проблем правоприменительной  практики по данным направлениям вызвана  потребностью дальнейшего укрепления порядка в экономике Российской федерации, что подтверждается ростом выявляемых Департаментом экономической безопасности преступлений.

 

1.2  Механизм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении фактов неуплаты налогов в крупных размерах в 2010 году

 

                       

       Изменения, внесенные в действующее законодательство РФ Федеральным законом от 29.12.2010 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно ограничивают права органов внутренних дел по вмешательству в хозяйственную деятельность предпринимателей, предприятий и организаций. Уголовное преследование с 1 января 2010 года возможно только в отношении налогоплательщиков, не погасивших задолженность в течение двух месяцев со дня указанного в требовании налогового органа, при этом существенно возросли суммы ущерба, позволяющие относить неуплату налогов к налоговым преступлениям.

Вышеуказанным законом внесены изменения в  Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс и  Закон о Милиции.

         В части первой Налогового кодекса Российской Федерации пункт 3 статьи 32 устанавливает для налоговых органов порядок направления материалов, содержащих признаки налоговых преступлений, только если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, а так же пеней и штрафов. При этом налогоплательщик должен быть предупрежден налоговым органом о направлении материалов в органы внутренних дел. В случае неуплаты в указанный срок налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в орган внутренних дел.

         Если налогоплательщиком является физическое лицо, то на следующий день руководитель налогового органа своим решениям приостанавливает исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности и возобновляет его только на следующий день после получения уведомления от органа внутренних дел об отказе в возбуждении уголовного дела или о вынесении оправдательного приговора. При получении уведомления об обвинительном приговоре налоговый орган отменяет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Информация о работе Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения налоговой законности