Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:21, курсовая работа
Основным предметом исследования в данной работе является федеральное законодательство о бюджете, налогах, сборах, страховых взносах, а также обобщения практики их применения.
Объектом исследования данной темы являются преступные нарушения налогового законодательства.
Актуальность темы отчета обусловлена появлением новых способов совершения налоговых преступлений и их негативным воздействием на налоговую безопасность, являющуюся составной частью экономической
безопасности государства, в работе сформулированы научные рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства о налоговых преступлениях и по вопросам общего предупреждения таких преступлений.
Введение 3
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Проблемы предупреждения налоговых правонарушений
и преступлений в контексте реформирования налоговой системы России 5
1.2 Механизм взаимодействия налоговых и правоохранительных
органов при выявлении фактов неуплаты налогов в крупных размерах
в 2010 году 14
2 СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 18
2.1 Анализ налоговых преступлений и динамика показателей
документально-проверочной деятельности Управления
налоговых преступлений по Ростовской области за 2003 – 2009 годы 18
2.2 Проблемы организации совместной деятельности
налоговых и правоохранительных органов по выявлению
и пресечению налоговых преступлений 21
Заключение 27 Список использованных источников 28
Уточнено положение статьи 108 НК РФ, в котором основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является решение Налогового кодекса, вступившее в силу.
Указанное положение закона обязывает налоговые органы следить за принятием решения правоохранительным органом, поскольку при направлении материалов в органы внутренних дел «руководитель налогового органа своим решением приостанавливает исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности» до принятия решения органом внутренних дел, и соответственно решение налогового органа не может вступить в законную силу до решения, принимаемого сотрудниками милиции.
Механизм взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел подробно изложен в действующем совместном Приказе ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г.
Введен специальный случай освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений:
Освобождается от уголовной ответственности лицо, впервые совершившее преступление по ст.198 УК РФ и уплатившее недоимку, штраф и пени в полном объеме.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст.199, а также 199.1 УК РФ освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа согласно НК.
Изменения в Уголовно-процессуальном кодекс РФ прежде всего, разъясняют порядок прекращения уголовного преследования по основаниям изложенным в Уголовном кодексе РФ. Если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ, возмещен в полном объеме, то есть уплачены суммы:
-
недоимки в размере,
- пеней;
- штрафов в размере, определяемом НК РФ.
До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания прекращения уголовного дела и право возражать против прекращения по этим основаниям.
Прямо указывается
на обязанность следователя
В Законе «О Милиции» уточняется порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, детализированный Приказом ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г.
Следует отметить, что порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, который регламентирован Приказом ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г. в целом соответствует положениям Закона и не содержит явных противоречий.
Слабой стороной принятого Закона является отсутствие различий в применении уголовной и налоговой ответственности в случаях явного уклонения от уплаты налога (как субъективной стороны налогового преступления), например, при создании фирм-однодневок и неуплаты налога при отсутствии умысла. Нивелируются преступные действия по уклонению от уплаты налога и занижение налоговой базы вследствие неосторожных действий, ошибок учета и других фактов, ведущих к возникновению задолженности по налогам и сборам.
Поскольку Федеральным законом от 29.12.2010 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уголовное преследование с 1 января 2010 года возможно только в отношении налогоплательщиков не погасивших задолженность в течение двух месяцев, со дня указанного в требовании налогового органа, целесообразно продлевать процессуальные сроки по налоговым преступлениям в соответствии с НК РФ, а также Совместным Приказом ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г. до окончания налоговой проверки и принятия решения налоговым органом.
В Законе
отсутствуют различия в применении
уголовной и налоговой
Существует
пробел на стыке уголовного и налогового
законодательства, поскольку акты налоговых
органов не выходят за рамки налогового
законодательства, а для эффективного
документирования налоговых преступлений
требуется квалификация и специальные
познания в уголовном законодательстве.
Такими познаниями обладают специалисты-ревизоры
подразделений документальных проверок
и ревизий в составе
2 СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1 Анализ налоговых преступлений и динамика показателей документально-проверочной деятельности Управления налоговых преступлений по Ростовской области за 2003 – 2009 годы
За период с января по сентябрь 2010 года специалистами – ревизорами УНП ГУВД по РО проводились исследования документов в соответствии с законом об ОРД. Всего проведено 768 исследований, в том числе для ОРЧ – 534 исследований, для ГСУ – 128, для прокуратуры, ФСБ и других подразделений ГУВД – 106. Совместных с ФНС проверок окончено – 73. Всего выявлен ущерб в сумме 6 519 512,22 тыс.руб.
Выявление преступлений в сфере экономики во многом зависит от эффективного взаимодействия правоохранительных органов и органов финансового контроля. Бюджетный и финансовый контроль традиционно возложен на Министерство финансов, органы казначейства, Росфиннадзор, Счетную палату.
Типичный пример преступления, связанного с нарушениями законодательства РФ о налогах и сборах выявлен Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Ростовской области:
ООО «С» в течение 2004 – 2005 осуществляло
выполнение строительных и отделочных
работ с привлечением субподрядчиков
заказчикам. Согласно данным бухгалтерского
учета отделочные работы на объекте
«офисное помещение», выполнялись субподрядчиками
ООО «Д», ООО «Т», ООО «Ю», ООО
«Х», в подтверждение чего были предъявлены
договора, счета-фактуры, акты выполненных
работ перечисленных предприятий.
Однако допросом свидетеля - финансового
директора ООО «А»
На представленных эксперту документах (договора, акты выполненных работ) указанных предприятий вначале наносились оттиски печатей затем текст документа.
Данный факт послужил доказательством умышленных действий налогоплательщика, направленных на уклонение от уплаты налога.
С использованием сфальсифицированных документов ООО «С» незаконно предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 785133,09 руб. По факту уклонения от уплаты налога возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ.
Характерный
пример незаконного
В России 26 ноября 2004 взят под стражу в здании Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Сергей Бидаш недавний владелец и генеральный директор одного из крупнейших предприятий на юге России Таганрогского металлургического завода (Тагмета). Следствию предстояло установить степень его вины в неправомерном возмещении Тагметом из бюджета в 2000 -2001 г.г. 109 млн. рублей налога на добавленную стоимость.
После ареста
в середине 2004 года за неуплату налогов
владельца «Юкоса»
После создания
Федеральной службы налоговой полиции
с 1993 года наблюдался постоянный рост
количества выявленных налоговых преступлений
и увеличивались суммы
Ликвидация налоговой полиции
не решила проблему налоговой
преступности, которая остается
одной из наиболее острых
Эффективный сбор налогов
- одно из основных условий
существования современного
2. 2 Проблемы организации совместной деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению налоговых преступлений
Уклонение от уплаты налогов
выросло из единичных
Мировой опыт свидетельствует
о том, что с развитием
Совместная деятельность
В рамках действующего
При анализе показателей
Таблица 2-Показатели взаимодействия УФНС и УНП за период 2002-2007 гг.
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Направленно материалов в отчетном периоде |
357 |
157 |
283 |
344 |
409 |
285 |
Количество материалов рассмотренных органами налоговой полиции (органами внутренних дел) |
356 |
130 |
158 |
198 |
336 |
399 |
Возбуждено уголовных дел |
96 |
36 |
75 |
69 |
79 |
82 |
Отказано в возбуждении |
250 |
93 |
77 |
120 |
257 |
306 |