Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:33, научная работа

Описание работы

Цель диссертационного исследования заключается в применении комплексного, системного исследования правового обеспечения валютного регулирования на этапе отмены большинства валютных ограничений, формирования условий для установления для рубля режима свободной конвертируемой валюты
Задачи исследования:
- сформулировать основные понятия проблематики исследования, включая «валютное регулирование», «валютный контроль», «валютное право», показать соотношение их содержания,
- рассмотреть принципы валютного регулирования как систему взаимосвязанных элементов, дать классификацию принципов валютного регулирования,
- раскрыть исторические и сравнительно-правовые аспекты организационно-правового обеспечения валютного регулирования,
- исследовать систему органов государства, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, раскрыть проблемы координации их деятельности и пути их решения,
- выявить специфику правового регулирования валютных операций в отношении резидентов и нерезидентов на внутреннем валютном рынке России,
- проанализировать порядок перемещения через таможенную границу России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг,
- раскрыть содержание валютного контроля как разновидности финансового контроля, выявить его состояние и перспективы совершенствования,
- определить юридическую природу мер юридической ответственности за нарушение валютного законодательства и раскрыть порядок их применения органами валютного контроля

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Показана взаимосвязь  понятий «валютное регулирование» и «валютное право» Будучи обеспеченное нормами права, валютное регулирование опосредуется валютным правом, которое представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих валютные правоотношения Отмечается отсутствие единого подхода к понятию «валютное право» На основе анализа механизма правового регулирования валютных отношений, обобщения позиций ученых доказано, что валютное право представляет собой комплексный правовой институт, содержание которого представлено нормами финансового, гражданского, административного и ряда иных отраслей права

Валютное право  рассматривается как часть публичного права и частного права Сфера  его применения - совокупность валютных правоотношений между уполномоченными  органами государства и юридическими, физическими лицами по поводу осуществления  валютных операций, перемещения российской валюты и валютных ценностей через таможенную границу, порядка владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации В предмет валютного права включаются отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования и валютного контроля, если учитывать, что валютный контроль есть неотъемлемая часть валютного регулирования

Однако помимо применения правовых норм валютное регулирование  предполагает применение ряда других способов воздействия на объект регулирования, в частности, как более широкое понятие оно включает в себя меры по экономическому и организационному воздействию на участников

валютной деятельности Экономические инструменты валютного  регулирования включают в себя непосредственное участие государства как стороны в валютных сделках, применение экономических мер воздействия на участников валютной деятельности, включая процент по кредитам и другие способы Под валютной деятельностью понимается совокупность действий, процедур, операций в отношении владения, пользования и распоряжения объектами валютного регулирования

Нормы финансового  и административного права регулируют валютные правоотношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию (уполномоченный банк), наделенный в силу закона полномочиями давать приказание другому субъекту Стороны правоотношений не вправе по своему усмотрению изменить содержание и объем своих прав и обязанностей Именно эти признаки правоотношений свойственны для валютного права, включенного в состав финансового права как его самостоятельный правовой институт Вторая группа валютных правоотношений определяется нормами гражданского права, регулирует отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектов валютного регулирования Методами правового регулирования валютных правоотношений являются властный, императивный метод и частно-правовой метод В определенных ситуациях правом давать указания и проводить контролирующие действия наделены уполномоченные банки Такое право им делегировано государством, также многие бюджетные учреждения наделяются государством полномочиями по осуществлению ряда публичных функций По сфере проявления выделяются две группы валютных правоотношений национальные, действующие в рамках России, на международном уровне

Раскрывается, что  валютное регулирование реализуется  посредством инструментов валютного  регулирования - способов и методов, посредством которых государство  регулирует валютные отношения Речь идет об экономических, административных и иных рыночных рычагах воздействия на субъектов валютной деятельности В работе сформулированы задачи валютного регулирования как способа правового воздействия на участников валютной деятельности, включая установление правовых основ и

принципов валютного  регулирования, объема прав и обязанностей органов власти и тех, на кого они  воздействуют - резидентов и нерезидентов Определена сфера регулирования, в  том числе отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектов валютного регулирования Раскрыт перечень и режим самих объектов валютного регулирования К ним отнесены валютные ценности и российская валюта и внутренние ценные бумаги, которые рассматриваются как объекты валютного регулирования

Особое внимание в исследовании уделено правовой характеристике валютных операций Выделены критерии, по которым то или действие может быть отнесено к валютным операциям Под валютными операциями понимается установленная законом форма деятельности уполномоченных органов государства, резидентов и нерезидентов в отношении валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг Все валютные операции также имеют установленную законом форму, то есть правовой режим Перечень их исчерпывающий Помимо валютных операций предметом валютного регулирования является также нахождение иностранной валюты и внешних ценных бумаг во владении у резидентов и нерезидентов

Отмечается нечеткость признака резидентства для физических лиц, поскольку не указана длительность нахождения физического лица на территории страны в целях определения его резидентом или нерезидентом Сформулировано предложение вернуться к прежнему критерию определения признака резидентства для физических лиц с учетом времени нахождения на территории России Это важно сделать еще и потому, что статус нерезидента в настоящее время обеспечивается наличием у гражданина Российской Федерации документа зарубежного государства о том, что он имеет статус постоянно проживающего в другой стране. Таким образом, решение важных вопросов для России зависит от других государств Дана характеристика иных проявлений резидентства в отношении юридических лиц и иных субъектов Статус уполномоченных банков рассматривается как наделенная законом обязанность по выполнению публичных функций Предложено включить в понятие «резиденты» Банк России, Правительство Российской Федерации, иные уполномоченные органы, которые вправе

осуществлять  наряду с иными резидентами и  нерезидентами валютные операции

Рассмотрены источники  валютного права, определено, что  понятие валютного законодательства употребляется законодателем в узком толковании понятия «законодательства», что делает более жестким порядок издания других нормативных правовых актов по вопросам регулирования валютных правоотношений

В процессе анализа  принципов валютного регулирования дана их классификация Первая группа принципов содержится в Конституции Российской Федерации и обусловливает в целом порядок валютного регулирования Вторая группа принципов валютного регулирования связана с целевыми установками валютного регулирования, определенными Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» В числе целевых принципов валютного регулирования назван валютный контроль как способ достижения поставленных целей валютного регулирования Показана недостаточная реализация данных принципов Третья группа принципов имеет специальный характер, содержится в ст 3 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», по сути, является реализацией политических установок государства в деле осуществления валютного регулирования В работе содержится краткая характеристика этих принципов Четвертая группа принципов законодателем не выделена в качестве принципов, однако на самом деле они содержатся в тексте закона, и выполняют роль принципов валютного регулирования Например, роль принципа выполняет положение закона о запрете на предоставления участникам валютной деятельности индивидуальных разрешений Есть еще группа принципов, определенных в научной литературе В работе подробно анализируются точки зрения ученых по классификации и содержанию принципов валютного регулирования, предлагаемых учеными

Отдельно рассмотрено  содержание специальных принципов, определенных в ст 3 Федеральный  Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» Так, принцип  приоритета экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования означает

обязанность органов  государственной власти, разрабатывающих  политику государства в валютной сфере, учитывать реализацию экономических  интересов государства и субъектов  рыночной экономики Предполагается также просчитывать экономическую выгоду от определенных мер в валютной сфере

Во второй главе - «Состояние и перспективы правового  механизма валютного регулирования  в Российской Федерации» - рассмотрены  вопросы правового статуса органов государства, осуществляющих валютное регулирование в Российской Федерации, а также порядок валютного регулирования на внутреннем валютном рынке, перемещения через таможенную границу валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг Проанализирован также порядок осуществления финансового контроля за реализацией норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Определено, что  административные функции валютного  регулирования от имени государства  осуществляют две группы субъектов органы валютного регулирования и агенты валютного контроля При этом агенты валютного контроля в основном реализуют свои полномочия в сфере валютного контроля Органы валютного регулирования представлены органом государства и особой организацией - Банком России, который наделен полномочиями властного характера Правительство Российской Федерации как орган валютного регулирования вправе принимать нормативные правовые акты в форме постановлений, а ненормативные правовые акты в форме распоряжений Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям На порядок регламентации валютной деятельности оказывает большое влияние механизм лицензирования валютных операций, который применяется Банком России в отношении коммерческих банков Наряду с этим, он также наделен полномочиями быть непосредственным участником валютных операций

В качестве положительного момента отмечено, что Федеральный  Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» в отличие  от предшествующей его редакции закрепил право издания нормативных правовых актов по валютным вопросам (актов органов валютного регулирования) только за органами валютного регулирования Подобное уточнение правотворческой компетенции, несомненно, способствует росту авторитета государства и устойчивости валютного законодательства

Вместе с тем  отмечена некоторая непоследовательность Согласно ч 5 ст 4 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы валютного контроля (федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, и Центральный банк России) могут издавать подзаконные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством и актами органов валютного регулирования При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций (часть 5 ст 4 Закона) На основе сказанного, сделан вывод, что органы валютного контроля исключены из сферы регулирования валютных отношений Речь идет об органах исполнительной власти специальной компетенции, поскольку Банк России сохранил статус и органа валютного регулирования (часть 1 ст 5), и органа валютного контроля (часть 2 ст 22 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле)

В процессе анализа  механизма правового регулирования  внутреннего валютного рынка отмечается, что, в Федеральном Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» используется словосочетание «внутренний валютный рынок» (ст 11), однако не раскрывается его содержание Выделяется два вида валютных операций, которые, в свою очередь, являются основой сделок с применением валютных ценностей и российской валюты, а также внутренних ценных бумаг Одни валютные операции осуществляются между участниками (резидентами и нерезидентами, нерезидентами и нерезидентами, резидентами и резидентами), при условии, что все участники находятся на территории Российской Федерации Вторая группа валютных операций осуществляется между теми же участниками,

но при условии, что одна из сторон расположена на территории другой страны В этом случае валютные операции предполагают перемещение объектов валютного регулирования через таможенную границу Предлагается выделить внутренний и внешний валютный рынок Российской Федерации Случаи перемещения валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу, а также валютная деятельность между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами за рубежом можно назвать внешним валютным рынком России В структуре внутреннего валютного рынка предлагается выделить несколько сегментов, в зависимости от субъектного состава валютных отношений В частности, в их числе можно назвать валютные операции между резидентами, валютные операции между резидентами и нерезидентами, валютные операции между нерезидентами на территории России

В процессе анализа  валютных ограничений отмечено, что  они применяются практически  всеми странами мира К валютным ограничениям относятся, прежде всего, специальные  положения о валютных операциях  банков Отмечена необоснованность оценки мер валютного контроля как разновидность валютного ограничения Под валютными ограничениями предлагается считать непосредственно уменьшение объема прав, в отличие от общепринятого порядка их соблюдения В том числе к ним относятся наличие обязанности по использованию специальных счетов в уполномоченных банках для размещения на них иностранной валюты, запрет на открытие счетов в банках ряда зарубежных государств и др Важное значение имеет обязанность по репатриации валютной выручки

Предлагается  также узкое и широкое толкование валютных ограничений В широком толковании валютные ограничения включают весь перечень мер, определяющих порядок валютного регулирования, поскольку они устанавливают специальный порядок осуществления валютных операций, перемещения через таможенную границу валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также владения, пользования и распоряжения ими В узком толковании под валютными ограничениями понимается совокупность мер, применяемых государством в процессе валютного регулирования и связанных с определенным ограни-

Информация о работе Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации