Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:33, научная работа
Цель диссертационного исследования заключается в применении комплексного, системного исследования правового обеспечения валютного регулирования на этапе отмены большинства валютных ограничений, формирования условий для установления для рубля режима свободной конвертируемой валюты
Задачи исследования:
- сформулировать основные понятия проблематики исследования, включая «валютное регулирование», «валютный контроль», «валютное право», показать соотношение их содержания,
- рассмотреть принципы валютного регулирования как систему взаимосвязанных элементов, дать классификацию принципов валютного регулирования,
- раскрыть исторические и сравнительно-правовые аспекты организационно-правового обеспечения валютного регулирования,
- исследовать систему органов государства, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, раскрыть проблемы координации их деятельности и пути их решения,
- выявить специфику правового регулирования валютных операций в отношении резидентов и нерезидентов на внутреннем валютном рынке России,
- проанализировать порядок перемещения через таможенную границу России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг,
- раскрыть содержание валютного контроля как разновидности финансового контроля, выявить его состояние и перспективы совершенствования,
- определить юридическую природу мер юридической ответственности за нарушение валютного законодательства и раскрыть порядок их применения органами валютного контроля
Валютные операции в совокупности формируют внутренний валютный рынок. В содержание валютного рынка, исходя из контекста ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», включается два вида валютных операций, которые, в свою очередь, являются основой сделок с применением валютных ценностей и российской валюты, а также внутренних ценных бумаг. Одни валютные операции осуществляются между участниками (резидентами и нерезидентами, нерезидентами и нерезидентами, резидентами и резидентами), при условии, что все участники находятся на территории Российской Федерации. Вторая группа валютных операций осуществляется между теми же участниками, но при условии, что одна из сторон расположена на территории другой страны. В этом случае валютные операции предполагают перемещение объектов валютного регулирования через таможенную границу. Внешний валютный рынок можно назвать международным валютным рынком или международной валютной системой. Одновременно можно выделить внутри валютного рынка несколько сегментов, в зависимости от субъектного состава валютных отношений. В частности, в их числе можно назвать: валютные операции между резидентами; валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между нерезидентами на территории России. Валютный рынок в содержательном плане означает совокупность разрешенных валютных операций и валютных ограничений, проявляющихся в единстве. Валютный рынок реализуется посредством осуществления валютной деятельности, которая реализуется уполномоченными органами государства, Центральным Банком РФ, уполномоченными банками, а также резидентами и нерезидентами.
Валютные ограничения являются одним из основных элементов валютного регулирования и направлены на защиту национальных интересов в сфере денежного обращения. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет три целевые задачи, применения валютных ограничений. К ним относятся: обеспечение валютных резервов, обеспечение устойчивости национальной валюты, поддержание платежеспособности государства. Предлагается широкое толкование валютных ограничений и узкое их понимание. Под валютными ограничениями следует понимать ограничения прав резидентов и нерезидентов на осуществление валютных операций на территории России и за рубежом. По сути это административные запреты на осуществление валютных операций, или обязывание совершить определенные действия.
Основным элементом валютного рынка являются валютные операции между резидентами. Несмотря на значительную либерализацию этого сегмента валютного рынка, законодатель принципом его функционирования избрал метод установления исчерпывающего перечня разрешенных валютных операций и запрета на все остальное. Такой метод совершенно оправдан, поскольку использование в качестве расчетов между резидентами другой валюты, нежели российской, ведет к подрыву национальной валюты. Согласно действующему валютному законодательству валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых случаев.
Государство предоставило нерезидентам полную свободу по переводу иностранной валюты со счетов в банках, находящихся в других странах, на счета в уполномоченных банках, находящихся в России. Такой же свободный порядок установлен при осуществлении переводов в обратном порядке -со счетов в уполномоченных банков на счета зарубежных банков, включая уполномоченные банки за рубежом. Такой порядок обеспечивает свободный вывоз капитала нерезидентами, что повышает инвестиционный рейтинг России. С учетом стремления России установить для рубля режим свободно конвертируемой валюты, ч. 3 ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет свободный режим перечислений на счета в уполномоченные банки со счетов зарубежных банков нерезидентами не только иностранной валюты, но и валюты Российской Федерации.
Валютное законодательство регламентирует также режим банковских счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации на территории России и за рубежом. Поскольку все счета открываются в банках, то порядок их открытия и ведения регламентируются Центральным банком РФ. При этом закон допускает ведение обычных счетов и специальных счетов. Однако в настоящее время режим специальных счетов не применяется.
Если внутренний валютный рынок предполагает осуществление сделок посредством валютных операций на территории Российской Федерации, то перемещение валютных ценностей и валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг не связано с осуществлением сделок. В принципе закон предполагает несколько способов перемещения валютных денежных средств, независимо от набора валюты, через таможенную границу. К ним относятся: обычное перемещение денежных средств в наличном виде через границу, пересылка их методом списания средств с банковского счета в банке одной страны и зачисление той же самой суммы на счета в банки другой страны, пересылка денег по почте в другую страну.
Порядок применения репатриации предполагает обязанность резидентов в процессе осуществления внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов эквивалент по сделкам. Конкретно, резидент должен принять необходимые меры по возвращению иностранной валюты или российской валюты за проданный товар в предусмотренные договором об экспортной сделке сроки. Эти деньги должны быть зачислены на счета в уполномоченные банки.
Та же самая обязанность установлена для импортера по внешнеэкономической сделке. Только в этом случае в роли эквивалента выступает товар, который приобретается за рубежом. При этом государство требует в случае непоступления товара возврат в Россию денежных средств, уплаченных в пользу нерезидента за неввезенные на таможенную территорию товары. Аналогичный порядок установлен для случаев заключения внешнеэкономических договоров с нерезидентами о выполнении ими работ, услуг или передачу информации и результатов интеллектуальной собственности. При таком подходе становится невозможным урегулирование по сделке путем зачета взаимных прав и обязанностей между партнерами, находящимися в разных странах.
К числу устаревших мер, которые целесообразно отменить, можно отнести положение о паспорте сделки (ст. 20 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Законодатель предоставил право Банку России для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Подобный паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. При этом указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Таким образом, валютный контроль как часть финансового контроля является неотъемлемым элементом валютного регулирования. Он реализуется либо уполномоченными органами государства, либо иными субъектами, которые в этом случае выполняют публичные функции в пользу государства.
Органы и субъекты, осуществляющие валютный контроль, вправе проверять только вопросы правомерности и не касаются вопросов эффективности в деятельности подконтрольных субъектов.
Функция валютного контроля как составная часть валютного регулирования в организационном плане поделена между органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Согласно ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль вправе осуществлять Правительство РФ, а также органы и агенты валютного контроля. Таким образом, выделяется три вида уполномоченных субъектов, наделенных правами осуществления валютного контроля: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. В число органов валютного контроля включены Центральный банк РФ и органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ. К ним относится Федеральная служба по финансовому и бюджетному надзору. Есть группа полномочий, которые органы и агенты валютного контроля выполняют совместно. К ним относятся проведение проверок соблюдения положений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
Только органы валютного контроля наделены полномочиями выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Согласно ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки соблюдения физическими и юридическими лицами резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Следует уточнить группу субъектов, подпадающих под режим валютного контроля, учитывая иммунитет дипломатических органов и отдельных лиц. Поэтому, указывая на нерезидентов и резидентов, следует уточнить, что речь идет всего лишь о физических и юридических лицах.
Агентами валютного контроля помимо Банка России являются органы исполнительной власти на федеральном уровне государства и уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы). Для агентов валютного контроля установлены пределы властных полномочий в части требования документов. Механизм организационного обеспечения валютного контроля свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению системы органов, осуществляющих валютный контроль. Одни федеральные службы имеют фактически статус органа валютного контроля, другие - статус агента валютного контроля. Следует предложить, чтобы уполномоченные банки сообщали о своих клиентах - нарушителях порядка валютной деятельности не только в Банк России, но и иным органам валютного регулирования и валютного контроля, наделенным полномочиями применять санкции к нарушителям валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Является недостатком
то, что в актах валютного
В целом либерализация валютного регулирования не означает отказа государства от применения им властного метода в регулировании валютной деятельности. Либерализация валютного регулирования не должна пониматься как отсутствие валютного регулирования вообще.
Информация о работе Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации