Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:33, научная работа

Описание работы

Цель диссертационного исследования заключается в применении комплексного, системного исследования правового обеспечения валютного регулирования на этапе отмены большинства валютных ограничений, формирования условий для установления для рубля режима свободной конвертируемой валюты
Задачи исследования:
- сформулировать основные понятия проблематики исследования, включая «валютное регулирование», «валютный контроль», «валютное право», показать соотношение их содержания,
- рассмотреть принципы валютного регулирования как систему взаимосвязанных элементов, дать классификацию принципов валютного регулирования,
- раскрыть исторические и сравнительно-правовые аспекты организационно-правового обеспечения валютного регулирования,
- исследовать систему органов государства, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, раскрыть проблемы координации их деятельности и пути их решения,
- выявить специфику правового регулирования валютных операций в отношении резидентов и нерезидентов на внутреннем валютном рынке России,
- проанализировать порядок перемещения через таможенную границу России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг,
- раскрыть содержание валютного контроля как разновидности финансового контроля, выявить его состояние и перспективы совершенствования,
- определить юридическую природу мер юридической ответственности за нарушение валютного законодательства и раскрыть порядок их применения органами валютного контроля

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Содержащиеся  в диссертации теоретический  материал, аналитические разработки представляют интерес для научных  исследований по проблематике валютного права, преподавания учебного курса «Финансовое право», а также в подготовке учебной и учебно-методической литературы как для студентов юридических вузов, так и для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих, депутатов законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Апробация результатов  исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения и выводы диссертации отражены в работах диссертанта.

Материалы диссертационного исследования были использованы в процессе работы диссертанта в органах государственной власти Мурманской области.

Структура диссертации, отражающая цель и задачи исследования, состоит из введения, двух глав, объемлющих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

по специальности "Административное право, финансовое право, информационное право", Царгуш, Элина Вячеславовна, Москва

Заключение

Этап проводимых в настоящее время экономических  реформ в России свидетельствует о новом качестве организации экономической деятельности в стране, что проявляется в максимальном приближении условий хозяйствования к условиям в ряде развитых стран. В особенной мере это касается валютной сферы, в которой произошли кардинальные изменения. За последние полтора десятка лет произошел постепенный переход от государственной валютной монополии к организации валютного рынка, который функционирует на схожих с большинством стран условиях.

В обобщенном виде направленность преобразований в валютной сфере можно определить как способствование развитию инициативности и предпринимательства, усиление механизмов по защите интересов частного характера при одновременном повышении уровня обеспеченности государственных интересов. Отказываясь от ряда валютных ограничений, государство одновременно имеет возможность обеспечивать степень соблюдения установленного законом порядка осуществления валютной деятельности.

Завершается механизм вступления в ВТО, что значительно  обусловило направление и темпы реформирования валютного законодательства, поскольку одним из требований вступления в эту организацию была либерализация валютной политики. Несмотря на то, что многие соглашения по порядку присоединения России к ВТО пока не ратифицированы, однако их действие сказывается на направленности изменения законодательства. Уже к настоящему времени достигнут уровень конвертируемости российской валюты на внутреннем валютном рынке.

Валютное регулирование  как часть государственного управления, как способ проявления воли государства предполагает целенаправленное практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на деятельность субъектов в сфере валютной деятельности. Одновременно, валютное регулирование есть часть валютной политики, способ реализации стратегии государства в плане воздействия на участников валютных правоотношений, в центре которого является правовое регулирование. Существенное значение имеет то обстоятельство, что государство в любом случае обеспечивает публичные интересы в процессе регулирования валютной деятельности, в том числе и как участник этой деятельности. Одновременно валютное регулирование есть часть общей экономической политики государства и ее сегмента денежно-кредитной политики и подчинено экономическим задачам, за исключением кризисных состояний в этой экономической сфере.

Как интегральное понятие валютное регулирование  есть совокупность организационно-правовых и экономических мер по достижению определенных результатов в сфере  валютной деятельности, направленных на обеспечение и защиту права собственности на валютные ценности, поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса. В этом плане под валютным регулированием в РФ следует понимать разработку и реализацию валютной политики государства, законодательную (правотворческую) и контролирующую деятельность государства в лице органов валютного регулирования и валютного контроля по установлению правил распоряжения валютными ценностями, по регламентации порядка проведения валютных операций, также по организации и проведению валютного контроля. Оно обеспечивает порядок осуществления валютных операций и порядок реализации права владения валютных ценностей у резидентов и нерезидентов на территории Российской Федерации, а также перемещение объектов валютного регулирования через таможенную границу. Несмотря на общую либерализацию валютной деятельности, в большинстве стран мира продолжают сохраняться валютные ограничения и механизмы регламентации валютной деятельности.

Будучи обеспеченное нормами права, валютное регулирование обеспечивается валютным правом, которое представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих валютные правоотношения. Однако оно шире понятия «валютное право», поскольку помимо применения правовых норм предполагает применение ряда других способов воздействия на объект регулирования. Валютное право является комплексным институтом, содержащим нормы права различных отраслей. В предмет валютного права включаются отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования и валютного контроля, если учитывать, что валютный контроль есть неотъемлемая часть валютного регулирования.

Сфера его применения - совокупность валютных правоотношений между уполномоченными органами государства и юридическими, физическими  лицами по поводу осуществления валютных операций, перемещения российской валюты и валютных ценностей через таможенную границу, порядка владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации. В предмет валютного права включаются отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования и валютного контроля, если учитывать, что валютный контроль есть неотъемлемая часть валютного регулирования.

Нормы валютного  права регулируют особым образом  отношения по поводу определенной сделки с валютой и валютными ценностями. Они в основном определяют порядок осуществления отношений между уполномоченными представителями государства и отдельными субъектами: резидентами и нерезидентами. Валютное право регулирует валютные правоотношения, содержанием которых является режим владения валютой, особый порядок деятельности банка при продаже иностранной валюты и др. По поводу владения, пользования и распоряжения объектами валютного регулирования, как имущественных отношений (ст. 2 Гражданский кодекс РФ), можно сказать, что они имеют гражданско-правовой характер.

Нормы финансового  и административного права регулируют валютные правоотношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию (уполномоченный банк), наделенный в силу закона полномочиями давать приказание другому субъекту. Стороны правоотношений не вправе по своему усмотрению изменить содержание и объем своих прав и обязанностей. Именно эти признаки правоотношений свойственны для валютного права, включенного в состав финансового права как его самостоятельный правовой институт.

К категории  источников валютного права следует  отнести также подзаконные нормативные  правовые акты, которые не включаются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в состав валютного законодательства. С другой стороны, тот же ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не исключает появление иных нормативных правовых актов, которые вправе издавать органы валютного регулирования, но только в случаях, предусмотренных указанным законом. Кроме того, такие же акты вправе издавать органы валютного контроля, только в случаях, предусмотренных валютным законодательством. При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Таким образом, следует считать, что органы валютного регулирования вправе издавать нормативные правовые акты, а органы валютного контроля вправе издавать ненормативные правовые акты.

По сравнению  с налоговым законодательством нормы валютного права в последние годы не имеют такой динамики изменений, что является определенным плюсом. Однако проблема стабильности правил валютного регулирования остается злободневной задачей, которую необходимо решать. В целом стабильность законодательства прямо пропорциональна стабильности экономики.

Валютные операции как  объект правового обеспечения имеют  установленную законом форму. Они  санкционированы государством как  возможный вид деятельности по отношению  к иностранной и российской валютам, внешним и внутренним ценным бумагам. Валютные операции в их сущностном понимании есть правовая форма валютной деятельности. И как всякая форма деятельности они представляют совокупность действий, операций, осуществляемых в установленном законом порядке. Валютное законодательство состоит только из ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также федеральных законов об изменениях указанного закона, что вытекает из узкого понимания валютного законодательства.

Принципы валютного регулирования  представлены несколькими группами. Первая группа определяет целевые характеристики валютного регулирования. Они содержатся в преамбуле ФЗ «О Валютном регулировании и валютном контроле», а также в Конституции РФ. К числу принципов валютного регулирования следует отнести наличие валютного контроля как составной части валютного регулирования. Отдельно выделена группа специальных принципов, в рамках которой названы три подгруппы: 1. Принципы, определяющие целевые установки валютного регулирования. 2. Принципы, определяющие порядок валютного регулирования и выделенные законодателем в качестве таковых. 3. Принципы, не названные в качестве таковых законодателем, но являющиеся базовыми, исходными положениями, и в этом аспекте они выполняют роль принципов. Отдельную группу составляют принципы, которые названы в научной литературе.

Содержание валютного  регулирования как части валютной политики определяется органами государственной  власти общей компетенции. Президент  РФ согласно ч. 3 ст. 80 Конституции определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, в том числе валютной политики. Большая роль в разработке политики государства имеют ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Федеральные законы, включая ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», приняты Федеральным Собранием РФ.

Административные функции  валютного регулирования от имени  государства осуществляют три группы субъектов: органы валютного регулирования, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Правительство РФ как орган валютного регулирования и валютного контроля обеспечивает проведение всей финансовой и кредитной политики, составной частью которой является и валютная политика. Делается вывод о приоритетной роли Правительства РФ по отношению к роли Центрального банка РФ в регулировании валютной деятельности, при учете сохранения самостоятельной деятельности Центрального банка РФ.

С учетом проведенной валютной реформы федеральные агентства  и министерства не могут выступать  в роли органов и агентов валютного контроля. Эта функция может быть закреплена только за федеральными службами. Из числа федеральных органов исполнительной власти таковыми являются Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба. Первая находится в ведении правительства. Вторые две подведомственны Министерству финансов РФ. При этом таможенные и налоговые органы являются агентами валютного контроля. Как орган валютного контроля Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие валютные правоотношения, но обеспечивает контроль за порядком соблюдения валютных операций резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является единственным органом из числа органов специальной компетенции, которая является органом валютного контроля со всеми полномочиями, предоставленными такому органу ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Банк России в сфере валютной деятельности осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Он также определяет порядок расчетов по внешнеэкономическим сделкам, устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, определяет порядок деятельности валютной биржи и др.

На порядок регламентации  валютной деятельности оказывает большое  влияние механизм лицензирования валютных операций, который применяется Банком России в отношении коммерческих банков. Цели лицензирования валютных операций состоят в осуществлении контроля за банком на предмет его готовности действовать в лицензируемой сфере. Однако, государство не несет практически никакой ответственности за предоставление лицензии недобросовестному субъекту.

Заслугой действующего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в отличие от предшествующей его редакции является то, что право издания нормативных правовых актов по валютным вопросам в настоящее время закреплено только за органами валютного регулирования. Ранее оно было предоставлено как органам валютного регулирования, так и органам валютного контроля. Уточнение правотворческой компетенции, несомненно, способствует росту авторитета государства и устойчивости валютного законодательства. Таким образом, только Банк России и Правительство РФ в настоящее время вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, но только в случаях, предусмотренных Законом (абзац 2 части 1 ст.4 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). С учетом наличия целой системы органов валютного регулирования и валютного контроля ставится вопрос о необходимости координации их деятельности, путем заключения соглашений о сотрудничестве между ними.

Информация о работе Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации