Правовое регулирование налогообложения доходов предприятий в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий в РФ.
Предметом исследования выступают российские, а также иностранные предприятий осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Объектом же исследования в работе является законодательная база системы налогообложения указанных предприятий.
Для достижения поставленной цели перед работой поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических вопросов налогообложения предприятий;
Изучение правовых основ налогообложения любых предприятий действующих на территории РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……………...…6
1.1.Законодательная база налогообложения в РФ…………………………………………………………….………………..…...6
1.2.Налоговая система РФ и принципы налогообложения………………………………………………………………...12
ГЛАВА II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………..16
2.1. Налогообложение доходов российских предприятий…………………...............................................................................16
2.2 Особенности налогообложения иностранных организаций,
осуществляющих свою деятельность на территории РФ……………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра «Административного права и таможенного дела»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

 

 

 

Тема: «Правовое регулирование налогообложения доходов предприятий в РФ»

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: студент 3 курса,

группы ЮР-10-3,

                                                                             номер зачетной книжки  211656,  Калюта Е.В.

  

                                                           Научный руководитель:

                                                                         зав. кафедрой ГП и ГП,

к.ю.н., доцент

                                                Чеботарева А.А.

                                                                                                        

 

 

 

 

 

Чита 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……………...…6

1.1.Законодательная база налогообложения в РФ…………………………………………………………….………………..…...6

1.2.Налоговая система РФ и принципы налогообложения………………………………………………………………...12

ГЛАВА II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………..16

2.1. Налогообложение доходов российских предприятий…………………...............................................................................16

2.2 Особенности налогообложения иностранных организаций,

осуществляющих свою деятельность на территории РФ……………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

Библиографический список……………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в  Российской Федерации практически  была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”1, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”2, “О налоге на добавленную стоимость”3 и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени ряд этих законов утратил силу, в связи с принятием Налогового кодекса РФ4, а в некоторые были внесены изменения и дополнения. События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в после кризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклоняться от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. В 2001 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам проводило политику активного продвижения налоговой реформы в России. Именно в 2001 г. вступили в действие новые главы Налогового кодекса5 Российской Федерации, что существенно способствовало снижению и более справедливому распределению налогового бремени, выходу экономики из тени, заметно стимулировало деловую активность граждан. Правительством РФ была одобрена Федеральная целевая программа развития налоговых органов на 2002-2004гг.6, разработана МНС России. С 01 января 2002 г. вступили в действие одновременно еще три новые главы Налогового кодекса РФ, в том числе и гл. 25 «Налог на прибыль организации». С введением гл. 25 Налогового кодекса7 происходит существенное реформирование системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий в РФ.

Предметом исследования выступают российские, а также  иностранные предприятий осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Объектом же исследования в работе является законодательная база системы налогообложения указанных предприятий.

Для достижения поставленной цели перед работой поставлены следующие  задачи:

  • Рассмотрение теоретических вопросов налогообложения предприятий;
  • Изучение правовых основ налогообложения любых предприятий действующих на территории РФ.

Методологической базой  изучения вопроса является Конституция  РФ, федеральные законы и законы РФ, подзаконные акты, касающиеся данной тематики, а также периодические издания, подобранные по этой теме.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

    1. Законодательная база налогообложения в РФ

 

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации8 и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, а  также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и  сборов, взимаемых в Российской  Федерации;

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  субъектов Российской Федерации  и местных налогов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и методы  налогового контроля;

6) ответственность за  совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Налогового кодекса распространяется на отношения  по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это  прямо предусмотрено Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о  местных налогах и сборах принимаются  представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.

Законодательство о  налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в  Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления  налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения9.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и  сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом.

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)10.

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в  силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа  очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу11.

Нормативный правовой акт  о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не  имеющим в соответствии с настоящим  Кодексом права издавать подобного  рода акты, либо издан с нарушением  установленного порядка издания  таких актов;

2) отменяет или ограничивает  права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;

3) вводит обязанности,  не предусмотренные настоящим  Кодексом, или изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

4) запрещает действия  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей, разрешенные Кодексом;

5) запрещает действия  налоговых органов, таможенных  органов, органов государственных  внебюджетных фондов, их должностных  лиц, разрешенные или предписанные  Кодексом;

Информация о работе Правовое регулирование налогообложения доходов предприятий в РФ