Правовые статусы Банка России, а также основные правовые положения коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

Банк России был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Первоначально он назывался Государственным банком РСФСР. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. В дальнейшем банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Центральный банк РФ — самый главный денежно-кредитный институт первого уровня, который вместе с предстателями власти разрабатывает и контролирует кредитно-денежную политику в государстве.

Файлы: 1 файл

коммерческое и трудовое .docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Кардинальные изменения  во всех сферах общественной жизни  в начале 90-х гг. прошлого века привели  к закреплению принципиально  новых основ построения банковской системы страны. Законодателем была разработана и внедрена двухуровневая  банковская система, на первом уровне которой находится независимый центральный банк, обладающий широкими полномочиями по управлению банковской системой, на втором уровне -различные коммерческие банки.

В данной работе я рассмотрю  основные понятия и  правовые положения Центрального Банка РФ, а также коммерческих банков, их организационную структуру, основные задачи, функции и направления деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правового статуса Центрального Банка России.

Банк России был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Первоначально он назывался Государственным банком РСФСР. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. В дальнейшем  банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Центральный банк РФ — самый главный денежно-кредитный институт первого уровня, который вместе с предстателями власти разрабатывает и контролирует кредитно-денежную политику в государстве.

Правовое положение Банка  России и его взаимоотношения  с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными  полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Основные цели и задачи, определяющие положение ЦБ РФ:

  1. Защита устойчивости национальной валюты (рубля), курса по отношению к иностранным валютам и его курса;
  2. Укрепление и постоянное развитие Банковской системы РФ;
  3. Поддержка стабильности в рамках национальной системы платежей;
  4. Регулирование оборота денежных средств;
  5. Денежно-кредитная политика, ее проведение и реализация;
  6. Контроль над деятельностью разнообразных кредитных учреждений и других банков;
  7. Проведение операций в сфере внешнеэкономической деятельности.
  8. Расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда.

 

 

Можно выделить следующие определяющие функции ЦБ РФ:

  1. Монопольная эмиссия — выпуск денег при дальнейшей организации оборота денежного обращения;
  2. Центральный Банк Российской Федерации — кредитор в последней инстанции для всех государственных организаций, коммерческих структур и т.д.;
  3. Занимается установлением правил проведения расчетов в РФ, также банковских операций;
  4. Управляет золотовалютными резервами РФ;
  5. Устанавливает некоторые правила бухучета;
  6. Занимает выдачей лицензий, кредитов и регистрацией кредитных организаций;
  7. Определяет порядок расчета с физическими лицами организациями (в том числе иностранными);
  8. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  9. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  10. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  11. Определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  12. Участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса России, и т.д.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк России независим  в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Он имеет право обращаться в суды с исками о признании  недействительными правовых актов  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных  учреждений и другие должностные  лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Таким образом, в рамках своей  правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право  предоставлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:

— золото и другие драгоценные  металлы в различной форме;

— иностранная валюта;

— векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;

—  государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных  ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2 и 3).

Председатель Банка России (или по его поручению один из его заместителей) участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации ( или по их поручению по одному из их заместителей) участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует  Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования  денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается  Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Председателем Национального  банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального  банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек.

Заседания Национального  банковского совета не реже чем один раз в три месяца.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

— рассматривает концепцию  совершенствования банковской системы  Российской Федерации;

—  рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;

—   осуществляет   экспертизу   проектов   законодательных   и иных нормативных актов в области банковского дела;

—   рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;

—  участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Банк России выполняет  функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского  регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБ РФ осуществляет по следующим направлениям:

1.Регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

2. Открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

3. Кредитование кредитных организаций;

4.Управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг.

Для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка  России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

В случае нарушения кредитной  организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России не имеет права:

— осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

—  приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

—  осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

—  заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

—  пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Банк России не вправе предоставлять  кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять  кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Средства федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Информация о работе Правовые статусы Банка России, а также основные правовые положения коммерческих банков