Шпаргалки по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:30, шпаргалка

Описание работы

Ф.П. – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникли в процессе образования, распределения или использования финансовых ресурсов гос-ва и его органами.
Предмет Ф.П. - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности гос-ва по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных (средства гос-ва) и децентрализованных (личная собственность физических и юридических лиц) денежных фондов в целях реализации их задач.
Методы - это приемы и способы юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений.

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 71.30 Кб (Скачать файл)

Тема: «ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА»

1. ПОНЯТИЕ,  ПРЕДМЕТ, МЕТОД.

2. ФИНАНСОВО  ПРАВОВЫЕ НОРМЫ.

3.ФИНАНСОВЫЕ  ПРАВООТНОШЕНИЯ.

4. СИСТЕМА  ФИНАНСОВОГО ПРАВА.

5. ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСОВОГО ПРАВА.

6. ФИНАНСОВОЕ  ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ  ДИСЦИПЛИНА.

1. Ф.П. – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникли в процессе образования, распределения или использования финансовых ресурсов гос-ва и его органами.

Предмет Ф.П. - это общественные отношения, возникающие  в процессе деятельности гос-ва по планомерному образованию, распределению и использованию  централизованных (средства гос-ва) и  децентрализованных (личная собственность  физических и юридических лиц) денежных фондов в целях реализации их задач.

Методы - это  приемы и способы юридического воздействия  на поведение участников финансовых отношений.

1 метод –  императивный. Его суть состоит  в том, что решение любого  вопроса осуществляется волей  одной стороны, которой, как  привило, является гос-во или  уполномоченные им органы.

2 метод –  диспозитивный. Его суть состоит  в том, что решение любого  вопроса осуществляется согласованной  волей сторон.

2. Финансово-правовая норма - это установленная гос-ом и обеспеченная мерами гос-го принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов гос-ва и муниципальных образований.

Признаки:

  1. Устанавливаются гос-ом.
  2. Норма - это правило общего характера, обращенная ко всем участникам общественного зотношения.
  3. Норма возлагает юридические обязанности, предоставляет субъективные права всем участникам общественных отношений.
  4. Норма выражается НПА.

3. Это урегулированное нормами Ф.П. общественные отношения участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию гос-ых денежных фондов.

Особенности:

  1. Возникает и развивается в сфере финансовой деятельности.
  2. Являются формой реализации публичных интересов.
  3. Являются экономическими по своей сути.
  4. Имеют имущественный характер.
  5. Являются властными отношениями.

4.Это объективно обусловленная системой общественный финансовых отношений, внутреннее его строение, объединение и расположение финансовых норм в определенной последовательности.

1 часть –  общая. Закрепляет принципы, правовые  формы, методы финансовой деятельности, финансовый контроль.

2 часть –  особенная. Сгруппированы нормы  регулирующие отношения  в  сфере бюджета, налогов, банковской  деятельности, страхования, валютного  регулирования, контроля.

5.Это способ выражения правовой нормы. Основным источников является НПА.  (конституция, ФЗ и т.д) Второй источник-нормативный договор (договорный акт, устанавливающий правовые нормы обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение, действующее независимо от того возникают или прекращаются предусмотренные  им отношения). Судебный прецедент – это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении и имеющее обязательное значение.

6. Наука- отраслевая. Общественная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучения финансовое право как отрасль права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов, правил юридической техники в сфере гос-ых финансов, научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой

Ф.П как  учебная дисциплина – это специальная  дисциплина цель которой в ознакомлении студентов с регулированием муниципальных  гос-ых финансов.

Тема: «ФИНАНСОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОС-ВА»

1.Понятие  финансов и их особенности.

2.Понятие,  состав Ф.С Р.Ф

3.Понятие  финансовой деятельности гос-ва, ее задачи, принципы, методы.

4.Понятие  и виды финансово-правовых норм.

1. Финансы представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов и накопления у субъектов хозяйствования и гос-ва, и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.  Признаки: 1)денежные отношения 2)распределительные отношения Т.к. возникают не на стадии производства. Обмена и потребления общественного продукта, а на стадии распределения. 3)без эквивалентные, т.к. на стадии распределения имеет место одностороннее движение денежной массы, а при обмене двустороннее движение стоимостей. Т.е. одна находится в денежной, а другая в товарной. 4)движение финансов. Осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

2. Ф.С – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Ф.С. включает в себя 1) централизованные финансы 2) децентрализованные финансы. Ц.Ф. как сфера финансовых отношений в Ф.С. включает в себя в качестве звеньев: 1) бюджетные фонды, опосредующие отношения по мобилизациям, распределению и использованию денежных средств бюджетов и из бюджетов. 2) гос-ые внебюджетные фонды. Последующие отношения по уплате налогов, страховых взносов, добровольных пожертваний по выделения средств из этих фондов. 3) гос-ый и муниципальный кредит. Гос-ый представляет собой отношения по временному использованию средств, которых кредитором являются юридические и физические лица, а должником гос-во. Муниципальный отличается от гос-го тем, что должником здесь является муниципальное образование. 

Децентрализованные  – 1) финансы,  предприятий и организаций, которые связаны с материальным производством, где создается валовый  общественный продукт. 2) финансы домашних хозяйств. Представляет собой совокупные доходы/расходы населения с учетом его структуры.

3. Ф.Д. – это осуществление гос-ом функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития страны, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Задачи Ф.Д.  1) Мобилизация средств для развития тех отраслей хоз-ва, которые являются приоритетными. 2) Население социальной направленности Ф.Д. 3) Расширение сферы  применения внебюджетных гос-ых и общественных фондов.

Принципы  Ф.Д. 1) Федерализм. 2) Равноправие субъектов  федерации. 3) Гласность. 4) Законность. 5) Плановость.

Методы Ф.Д. 1) Общие – регулируют любые отношения. ( императивный, диспозитивный ) 2) регулируют конкретные отношения. Метод обязательных платежей, метод добровольных платежей, метод финансовых изъятий, штрафной метод, метод безвозвратного финансирования, метод возвратного финансирования.

5.ФПА – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения гос-ых органов и органов местного самоуправления по вопросам Ф.Д. входящих в их компетенцию.

Виды. 1) законодательные акты. 2)подзаконные акты.  3) акты нормативные - акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников. 4) индивидуальные акты - акты применения норм права, в них конкретизируются ФНА.  Среди ФПА выделяются финансово -плановые акты – акты, применяются в процессе Ф.Д.гос-ва и органов местного самоуправления.

 

Тема: «ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ»

1.Понятие,  виды и методы.

2.Ревизия  как метод финансового контроля.

3.Аудиторский  контроль.

1. Ф.К. –  это регламентируемая нормами  права деятельность государственных,  муниципальных, общественных и  иных хозяйствующих субъектов  по проверке своевременности  и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления  доходов в соответствующие фонды  финансовых средств, правильности  и эффективности их использования. 

Объектом  является движение денежных средств в процессе аккулирования, распределения и использования публичных денежных фондов,  а так же материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом выступают  валютные и кассовые операции, сметы  предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация.

Субъектами  выступают государственные муниципальные  органы, а так же негосударственные  учреждения и организации, которые  наделены полномочиями проводить мероприятия  по проверке соблюдения финансового  законодательства.

Под контрольными субъектами выступают государство  в целом, субъекты государства, муниципальные  учреждения, органы гос-ва, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие  или опосредующие финансовые операции.

Задачи Ф.К.: 1) содействие сбалансированности между  потребностью финансовыми ресурсами  и размещениями денежных доходов  бюджетов государства. 2) обеспечение  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом. 3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов. 4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов. 5) обеспечения соблюдения действующего законодательства и НА. В соответствии с указом президента РФ «О мерах по обеспечению государственного Ф.К. РФ». Государственный Ф.К. включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета не бюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Виды Ф.К. 1) государственный Ф.К. осуществляется государственными органами в 6 формах: а) администрацией президента РФ. б) законодательными органами и органами исполнительной власти специальной компетенции. в) органами исполнительной власти специальной  компетенции в отношении самых  различных объектов вне зависимости  от их ведомственной подчиненности. (федеральное казначейство РФ, служба финансового надзора, федеральная налоговая служба) г) главными распорядителями бюджетных средств. д) главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета. е) органами независимого государственного ФК. 2) муниципальный ФК. Осуществляется на местном уровне органами местного самоуправления. 3) внутрихозяйственный ФК. Проводится в самой организации специальными службами. Как правило осуществляется бухгалтерией, финансовыми отделами государственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями имущество которых является государственной собственностью. 4) аудиторский контроль. Осуществляется в отношении государственных учреждений, но

Методы ФК – это совокупность обоснованных и адаптированных конкретно определенных приемов, средств или способов применяемых  при осуществлении контрольных  функций.

  • Наблюдение – это ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
  • Обследование – применяется для оперативного выявления фактов свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины.
  • Анализ – это специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики.
  • Проверка – предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства.
  • Ревизия – это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов.
  • Финансово-экономическая экспертиза – это проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности контролируемого субъекта за проверяемый период.

2. Ревизия  – это всеобъемлющий метод  ФК представляющий собой детальное  исследование финансово-хозяйственной  деятельности подконтрольного объекта  на предмет её законности, целесообразности  и эффективности. 

Виды ревизий:

  1. По содержанию: документальные и фактические.
  2. По времени осуществления: плановые и внеплановые.
  3. По обследуемому периоду: фронтальная и выборочная.
  4. По объему ревизионной деятельности: комплексные и тематические.

Этапы:

  • Подготовка к ревизии.
  • Организация и непосредственная ревизия.
  • Оформление результатов ревизии.
  • Контроль за выполнением решений принятых по результатам ревизии.

Срок проведения ревизии не может превышать 45 дней. Изучение ревизуемого предприятия  включает в себя : 1) изучение уставных документов. 2) изучение штата по штатному расписанию. 3) изучение договорной деятельности. 4) изучение порядка реализации изготовленной  продукции. 5) изучение бухгалтерских  документов.

Информация о работе Шпаргалки по "Финансовому праву"