9.Бюджетный
процесс РФ - регламентируемая
законодательством деятельность
органов гос власти, органов местного
самоуправления и иных участников
бюджетного процесса проставлению
и рассмотрению проектов бюджета,
утверждению и исполнению бюджета,
контроля за их исполнением,
осуществление бюджетного учета,
составлению внешней проверки ,рассмотрению
утверждению бюджетной отчетности.
БП включает
в себя 4 основных производства, характеризующиеся
определенной предметной спецификой группы
процессуальных отношений:
1)производство
по составлению проекта бюджета.
2)производство
по рассмотрению и утверждению
проекта бюджета и акта о
бюджете.
3)производство
по исполнению бюджета и акта
о бюджете.
4)производство
по составлению внешней проверке,
рассмотрению и утверждению годовой
бюджетной отчетности и акта
об исполнении бюджета.
Указанные 4
производства образуют в совокупности
бюджетный цикл.
Составление
проектов бюджета и актов о
бюджете. На этой стадии бюджет формируется
как единый финансовый план соответствующего
общественно-территориального образования.
Составление проектов бюджета и
актов о бюджете традиционно
возлагается на исполнительные органы.
Правительство РФ и соответствующие
органы субъектов, муниципальных образований
осуществляют общее руководство
процесса составления проектов бюджета.
Они утверждают и одобряют показатели
разработанные другими исполнительными
органами. Непосредственное составление
проектов бюджета осуществляет министерство
финансов РФ, а так же финансовые органы
РФ и муниципальных образований.
Составление
проектов бюджета основывается на документах
трех видов: политических, экономических,
юридических. Политические – бюджетное
послание президента РФ, которым определяется
бюджетная политика на очередной
финансовый год и плановый период.
Основными экономическими документами,
используемыми при составлении
проектов бюджета являются прогноз
экономического развития России, среднесрочный
фин-ый план субъекта РФ или муниципального
образования, основные направления
бюджетной и налоговой политики,
т.е. основные экономические показатели.
Основными юридическими документами являются
законодательства о гос-ых и муниципальных
доходах и НА предусматривающие расходные
обязательства.
Рассмотрение
и утверждение бюджетов и акты
о бюджетах. На данном этапе проект
бюджета становится обязательным финансовым
планом соответствующей территории
на очередной финансовый год и
плановый период. А акт приобретает
силу НА. Проект федерального бюджета
должен быть внесен в гос думу не
позднее 1 октября текущего года. К
рассмотрению бюджета предшествуют
предварительные процедуры. Первоначально
решается вопрос о принятии закона
к рассмотрению. На этом этапе первоначально
проверяется соблюдение формальных
требований к законопроекту. Далее
подготовительные процедуры в рамках
которых принятый к рассмотрению
закон направляется к различным
субъектам право законодательной
инициативы в соответствующие комитеты
для заключения ,а так же для
внесения замечаний и предложений,
а так же в счетную палату РФ.
после этого начинается непосредственное
рассмотрение федерального бюджета
в чтениях. В настоящее время
гос дума рассматривает проект бюджета
в 3-х чтениях. Гос дума рассматривает
проект в первом чтении в течении 20
дней со дня его внесения в гос думу правительством
РФ. в первом чтении обсуждается концепция
бюджет, прогноз социально-экономического
развития, основные направления бюджетной
и налоговой политики. Указанные материалы
носят информационный характер. Непосредственным
предметом 1 чтения являются основные
характеристики федерального бюджет.
Гос дума может либ согласиться с представленным
проектом и принять его, либо отклонить.
В случае отклонения в первом чтении БК
предусматривает 3 варианта дальнейшего
развития событий: 1) передача законопроекта
в согласительную комиссию. В её состав
входят представители правительства гос
думы и совета федерации. Решения в согласительной
комиссии принимаются в два этапа, в начале
голосуют участники каждой стороны в отдельности,
на этом этапе принятым считается то решение
за которое проголосовало большинство
участников соответствующей стороны.
На втором этапе голосование осуществляется
сторонами комиссии в целом, т.е. одна сторона
имеет один голос. Принятым здесь считается
лишь то решение, которое было поддержано
единогласно.
2) возвращение
законопроекта в правительств
на доработку. В течении 2 дней..
с учетом рекомендаций и вносят
в доработанный законопроект
на повторное рассмотрение в
гос думе на первое чтение.
3) постановка
вопроса о доверии правительства
РФ. в случает отставки правительства
РФ в связи с отклонением законопроекта
вновь формированное представляет новый
проект не позднее 30 дней после формирования.
При рассмотрении во 2 чтении утверждаются
бюджетные ассигнования подразделам целевым
статьям и видам расходов, распределения
межбюджетных трансфертов, программа
предоставления гос кредитов и гос гарантий,
а так же иные показатели и приложения.
Срок 25 дней. При не согласии ГД с отдельными
положениями бюджета, она должна внести
соответствующие поправки не отклоняя
при этом законопроектов.
3 чтение
охватывает 10 дней, утверждается ведомственная
структура расходов. Проект передается
в совет федерации. Одобренный
закон о бюджете направляется
президенту РФ для подписания
и обнародования. При отклонении президентом
так же предусмотрено образование согласительной
комиссии. Подлежит публикованнию не позднее
45 дней после его подписания.
3этап исполнение
бюджета(связана с реализацией утвержденного
финансового плана в фактических фин.отношений.создаются
условия для непосредственого формирования,распределения
и использования бюдж.средств. исполнение
бюджета представляет деятельность на
формирование дохода,источников фин-ия
бюджета,осущ-ия расходов бюджета. Исполнение
осущ на опр-х принципах:принцип казначейского
исполнения (счета бюджетов могут открываться
в банках исключительно спец.созданным
органом
Принцип газового
исполнения бюджета-бюджеты всех уровненей
через казначейство,
Принцип единства
кассы-зачисление всех доходов с
использованием единого счета соотв.бюджета.
Принцип подведомственности
расходов бюджета-получатели бюдж.средств
получают бюдж.ассигнования и лимиты
от главного распорядителя бюдж.средств
4этап рассмотрение
и утверждения –происходит сопоставление
результатов исполнения бюджета
с теми показателями которые
были утверждены на стадии
их рассмотрения и утверждения.
Вкл 3 этапа: составление отчета(ложиться
на фин.орган,все получатели представляет
бюдж.отчетность распорядителям
и гл.распор.бюдж.средств,которые
в свою очередь составляют
бюдж.отчетность и представляют
органу осущ исполнения бюджета.,
внеш.проверка год.отчета-осущ счетной
палатой рф или соот.органами
суб.рф и муницип.образований
и вкл проверку бюдж.отчетности
глав.администраторов бюдж.средств,
годовой отчет-оформляется в виде
закона бюджета,представляется одновременно
с проектом закона о бюджете
на очередной фин.год и плановый
период представительному органу
испол.органами ,рассматривается и
утверждается как обычный законопроект.
Тема: «НАЛОГОВОЕ
ПРАВО»
1.Понятие,
особенности.
2.
3.
4.
1. Н.П –
это под отрасль финансового
права, так как составной частью
деятельности гос-ва является
устаноление и ведение налогов,
а так же контроль за их
уплатой на территории РФ. Налоговое
обеспечение любого гос-ва осуществляется
за счет различных виды гос
доходов среди которых основным
видом являются налоги и сборы,
собираемые бюджетов всех уровней
в процессе налогообложения.
НП представляет
собой совокупность правовых норм,
регулирующих правовые отношения в
сфере налогообложения, формирующие
в процессе функционирования налоговой
системы. Такие общественные отношения
составляют предмет правого регулирования
налогового права и могут быть
названы налоговыми отношениями.
Среди методов
налогового права выделяют императивный
и диспозитивный способы правового
регулирования.
Нормы налогового
права носят публичны характер, т.к.
содержит подписания гос-ва, участников
общественных отношений по расчетным
внесениям в налоговый бюджет
и в вне бюджетные фонды
и по иным обязательным действиям
связанными с налогообложением.
Среди источников выделяют конституция
РФ, нормы которой устанавливают
исходное начало и принципы финансовой
деятельности в целом и основы
налогообложения, определяя ст.57 Конституции
обязанность каждого уплачивать законно
установленные налоги и сборы. Налоговый
кодекс РФ, определивший круг налоговые
правоотношения, структуру налогового
законодательства, полномочия органов,
виды налогов, налоговый контроль и т.д.
В системе источников налогового права
выделяют так же законы, подзаконные акты
и ряд иных актов, имеющих важное значение
для налоговой деятельности гос-ва.
Налоговые правоотношения
– это урегулированное нормами
НП общественные отношения, возникающие
по поводу установления, ведения и
взимания налогов, налогового контроля,
а так же привлечение к ответственности
за нарушение налогового законодательства
участники которые наделены субъективными
правами и несут юридические
обязанности, связанные с налогообложением.
2. В соответствии
со ст.8 НК налог – это обязательный
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций ФЛ в форме отчуждения
принадлежавших им на праве собственности
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения деятельности
гос-ва или муниципальных образований.
Признаки
налогов: 1) обязательность. 2) индивидуальная
безвозмездность и безвозвратность.
3) материальная обусловленность. 4) обеспечивается
государственным принуждением. 5) вносится
бюджет по установленным ставкам
в определенные сроки и указанным
в законе способом. 6) имеют юридическую
конструкцию. 7) используется на государственные
общественные цели. 8)фискальная. 9) регулирующая.
Виды налогов:
- По территории взимания: федеральные
(обязательны к уплате на всей территории
РФ, устанавливаются НК). Региональные
(обязательны к уплате на территории соответствующих
субъектов). Местные (на территории соответствующего
муниципального образования).
- По субъектному составу: уплачиваемые
ФЛ, уплачиваемые организациями.
- В зависимости от порядка исчисления
и взимания: прямые – любой налог, который
налагается непосредственно на лиц и их
имущество и который переходит от налогового
плательщика субъекту уполномоченному
осуществлять взимание. Косвенные налоги
– налагаются на объекты потребления.
3. Юридическая
конструкция – система законодательно
закрепленных моделей налога, четко
определяющая обязанность налогоплательщика
по исчислению и внесению налогового
платежа в бюджет или во
внебюджетный фонд.
Налог должен
быть достаточно определен. В законе
о каждом налоге должен содержаться
исчерпывающий налог информации, который
позволил бы конкретно утвердить обязанное
лицо, размер налогового обязательства
и порядок его исполнения, границы требований
гос-ва, в отношении имущества налогоплательщика,
нечеткость, двусмысленность или неполнота
закона о налоге могут привести возможность
уклонения от уплаты налога на законных
основаниях, злоупотреблениям со стороны
налоговых органов, выражающимися в расширительном
толковании положения закона.
В соответствии
с НК налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены
его элементы. Если законодатель не
установил или не определил хотя
бы одного из элементов юридического
состав налога, налог не может считаться
установленным, следовательно не возникает
обязанности по его уплате.
1 группа
элементов – основные элементы.
Налогоплательщики – организации
и ФЛ на которых в соответствии
с НК РФ возложена обязанность
уплачивать налоги. Объект налогообложения
– те юридические факты (действия,
события, состояния), которые обуславливают
обязанность субъекта заплатить
налог (например, получение дохода,
владение имуществом, купля-продажа
ценных бумаг). Предмет налогообложения
– события, вещи и явления
материального мира, которые предопределяют
возникновение объекта налогообложения
(квартира, земельный участок). Налоговая
база – элемент налогообложения, представляющий
собой стоимостную, физическую или иную
характеристику налогообложения. Налоговый
период – календарный год или иной
период времени примительно к отдельным
налогам по окончанию которого определяются
налоговая база и исчисляется сумма налога.
Подлежащая к уплате. Единица налогообложения
– физическая характеристика налоговой
базы. Масштаб налогообложения – физическая
характеристика предмета налога. Налоговая
ставка – величина налоговых начислений
на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налогов. Порядок и
сроки уплаты налогов.
Факультативные
или дополнительные элементы. Налоговые
льготы – предоставляемая отдельных
категориям налогоплательщиком предусмотренных
налоговым законодательством преимуществом
по сравнению с другими налогоплательщиками,
включая возможность не уплачивать
налоги, либо в меньшем размере. Необлагаемый
налогом минимум – минимальный размер
от общего дохода налогоплательщика, с
которого не взимается налог. Отчетный
период – период по окончанию которого
налогоплательщик предоставляет отчет
б уплаченных им налогов в соответствующем
налоговым периоде. Ответственность налогоплательщика.
4.Налоговая
система – это совокупность
элементов, раскрывающая суть
налогообложения на территории
РФ. В составе можно выделить
следующие элементы: 1) юридическая
конструкция налогов. 2) система налогообложения
– это сочетания материально-правовых
и процессуально-правовых предпосылок,
создающих возможность для внесения
налоговых платежей в гос-ые, региональные
и местные бюджеты. 3) правотворческая
деятельность гос-ва в сфере
налогообложения – это деятельность
органов гос власти по формированию
НПА, регулирующих процесс исчисления
и уплаты налогов на территории
РФ. На каждом уровне власти
федеральном, региональном и местном.
Представительные органы наделены
неодинаковой по объему компетенцией
по НП оформлению юридической
конструкции налогов или перераспределения
налогов между бюджетов разных уровней.
Гос-ая дума и совет федерации в сфере
налогообложения полномочны: 1) определять
уровни по которым распределяются группы
налогов. 2) устанавливать виды федеральных,
региональных и местных налогов. 3) устанавливать
общую типовую структуру юридической
конструкции налога путем определения
общих условий установления налогов. 4)
реализовывать видовую структуру юридической
конструкции налогов во второй части НК
РФ. 5) устанавливать специальные налоговые
режимы. 6) определять налоговые доходы
федерального бюджета, региональных и
местных бюджетов путем перераспределения
отчислений от федеральных налогов и налогов,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами.
К компетенции
региональных представителей власти отнесено:
1) уточнение юридических конструкций,
региональных налогов в части
таких элементов как налоговая
ставка, порядок уплаты налога, сроки
уплаты налога и льготы. 2) установление
в порядке предусмотренным БК
РФ, дополнительных нормативных отчислений
в местные бюджеты от федеральных
и региональных налогов и сборов,
налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами, подлежащих к
зачислению в соответствии с БК РФ
в бюджет субъекта РФ. 3) наделение
представительных органов муниципальных
районов полномочиями органов гос
власти по установлению дополнительных
нормативов отчислений от федеральных
и региональных налогов и сборов, налог,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами, подлежащих в соответствии к
зачислению в бюджет субъекта РФ, бюджеты
поселений, входящих в состав соответствующих
муниципальных налогов. 4) установление
единых и дополнительных нормативов отчислений
в местные бюджеты от налога на доходы
ФЛ исходя из зачисления в местные бюджеты
не менее 10% налоговых доходов консолидируемого
бюджета субъекта РФ от указанного налога.