Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 11:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания, каково её социальное предназначение.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;
- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;
- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.
Введение…………………………………….………………………………….….3
Глава 1. Прокуратура – деятельность, предмет и принципы……………….….6
1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ…………...…….6
1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры……….…..10
1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора…..……………...…….15
Глава 2. Виды и содержание прокурорского надзора…………………...….…23
2.1. Общий надзор………………………………………......................…23
2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..32
2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...35
Заключение………………………………………………...……..……………...39
Список литературы………………………...…………………………..………...42
Содержание
Введение…………………………………….…………………
Глава 1. Прокуратура – деятельность, предмет и принципы……………….….6
1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ…………...…….6
1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры……….…..10
1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора…..……………...…….15
Глава 2. Виды и содержание прокурорского надзора…………………...….…23
2.1. Общий
надзор……………………………………….........
2.2. Надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие………………………………………………………
2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...35
Заключение………………………………………………..
Список литературы………………………...……………………
Приложение ……………..…………………………………….………..………
Введение
Прокуратура в большинстве стран - это система государственных органов, осуществляющих надзор за расследованием уголовных преступлений и представляющих государство в судебном процессе.
В Российской Федерации прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом прокуратура реализует и иные функции: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности.
В современной литературе, верно отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.1
Среди российских правоведов продолжаются дискуссии о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти, роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Дебаты о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает ее авторитет в обществе, порождает мнение об ее некомпетентности.
Большинство авторов придерживаются мнения о важности прокуратуры как элемента системы «сдержек и противовесов» в разделении властей, необходимости сохранения за прокуратурой помимо функции уголовного преследования и широких полномочий по надзору за законностью в Российской Федерации.
В ходе полемики выделилась также группа ученых, ратующих за ограничение роли прокуратуры, путем закрепления за ней исключительно функции обвинения в уголовном процессе и включения в судебную систему.
Актуальность исследования определяется той ролью, которую играет прокуратура в государственном механизме России, осуществляя свою основную деятельность – надзор за соблюдением законности. Прокурорский надзор имеет важнейшее значение, так как только при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.
Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания, каково её социальное предназначение.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;
- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;
- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.
Объектом исследования выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.
В процессе написания работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по гражданскому праву, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме. Теоретической базой для работы послужили труды таких ученых как В.И.Басков, Б.В.Коробейников, В.Е.Чиркин, В.Б.Ястребов, Ю. Е. Винокуров и ряда других авторов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Прокуратура – основные понятия, предмет и принципы
1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также осуществляющих уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Основными законодательными актами, определяющими принципы организации, деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов являются Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Конституция РФ, посвятила прокуратуре в разделе «Судебная власть» лишь одну статью - 129. Большинство юристов признают такое решение не очень удачным, поскольку полномочия прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и за исполнением законов не вписываются ни в законодательный, ни в исполнительный, ни в судебный вид деятельности триады ветвей государственной власти, обозначенной в статье 10 Конституции. Некоторые юристы считают, что такая конституционная «бесфункциональность»2 не только осложняет деятельность самой прокуратуры, но и порождает аргументы о неконституционности ее надзорной деятельности.
Тем не менее, данная статья содержит одно из важнейших положений, характеризующих организационные основы прокуратуры. Согласно определения этой статьи, прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. (Приложение 1) Оговорено также, что «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом».3
Федеральный закон о прокуратуре в действующей редакции принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. (подписан Президентом РФ 17 ноября 1995 г.), опубликован и введен в действие 25 ноября 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П).
Федеральный закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Так же деятельность органов прокуратуры регулируется следующими законодательными актами:
- иными федеральными законами;
- международно-правовыми актами, относящимися к деятельности прокуратуры;
- указами Президента Российской Федерации по вопросам деятельности прокуратуры;
- приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ.
На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
К иным федеральным законам, регулирующим деятельность органов прокуратуры, относятся такие, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, и так далее. В этих законах регулируются полномочия прокурора по отдельным направлениям деятельности органов прокуратуры.
Международно-правовые основы деятельности прокуратуры.
Составной частью правовых основ организации и деятельности прокуратуры служат международные договоры РФ. Здесь имеются в виду нормы этих договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, например, порядка исполнения поручений, прямого указания на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо это вытекает из общих положений договоров, когда исполнитель определяется согласно компетенции прокуратуры, устанавливаемой федеральными законами. Международное поручение об уголовном преследовании направляется через Генеральную прокуратуру и как процессуальный документ особого рода должно содержать обязательные реквизиты, определяемые международными договорам.
Указы Президента Российской Федерации по вопросам деятельности прокуратуры.
В переходный период из-за отсутствия законов либо в соответствии с определенным в законе порядком регламентации осуществляется нормотворчество с помощью указов Президента РФ. На период до принятия соответствующих законов прокуроры руководствуются в своей деятельности указами, соответствующими Конституции РФ, а также указами, создающими правовой механизм действия конкретных норм законов. Так, полномочия прокуроров, основные направления и формы координации ими деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью регламентируются Положением о координации, утвержденном Президентом РФ4.
Аналогичным образом в Законе о прокуратуре РФ решается вопрос о классных чинах прокурорских работников. Так, в ст. 41 определено, что прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. В Законе установлено, что порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утвержденным Президентом РФ5.
Нормативные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно Закону о прокуратуре Российской Федерации Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (п. 1 ст. 17).
Приказы Генерального прокурора относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции РФ, Федерального закона о прокуратуре и других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации. Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве таковых могут выступать общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры; вопросы организации работы по надзору за исполнением законов; вопросы об организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствия и дознания; об организации надзора за исполнением законов на транспорте и др.
Инструкции определяют процедуру осуществления отдельных видов деятельности, в частности, организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.
Таким образом, деятельность органов прокуратуры регулируется следующими законодательными актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
- иными федеральными законами;
-приказами, указаниями, распоряжениями и инструкциями Генерального прокурора РФ.
1.2. Принципы организация и деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ определяются статьей 129 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона о прокуратуре, а также в нормативных актах Генерального прокурора РФ.
В юридической литературе под принципами организации и деятельности прокуратуры понимают наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности.
Организация и осуществление прокурорского надзора органически взаимосвязаны и практически неразделимы. Вот почему, имея в виду прокурорский надзор, не возможно отделить принципы его осуществления от принципов организации этой деятельности прокурора. Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре РФ (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником. (Приложение 2)