Виды и содержание прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование основной сферы деятельности российской прокуратуры - прокурорского надзора, его правовых основ, видов и содержания, каково её социальное предназначение.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры в современных условиях;
- исследовать виды (отрасли) прокурорского надзора;
- исследовать содержание мер прокурорского реагирования на нарушения закона.

Содержание работы

Введение…………………………………….………………………………….….3
Глава 1. Прокуратура – деятельность, предмет и принципы……………….….6
1.1. Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ…………...…….6
1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры……….…..10
1.3. Понятие и предмет прокурорского надзора…..……………...…….15
Глава 2. Виды и содержание прокурорского надзора…………………...….…23
2.1. Общий надзор………………………………………......................…23
2.2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие…………………………………………………………………..……..32
2.3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………………..……..…...35
Заключение………………………………………………...……..……………...39
Список литературы………………………...…………………………..………...42

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор2.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права. относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех; они фиксируются в Конституции.

Следуя общепринятым принципам и нормам международного права, традиционно конституционные права делят на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые личные права, охраняемые всеми отраслями надзора с учетом специфики предмета каждой. Посягательства на личные права граждан в виде причинения телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовно наказуемых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реализуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права и свободы граждан связаны с наличием гражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, установленных действующим законодательством. Формой непосредственного участия граждан в управлении служат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное значение для жизни граждан, населяющих соответствующие территории.

К числу политических относится право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления16. Оптимизации задач по демократическому переустройству способствует использование гражданами России права на объединения во всех сферах общественного бытия за исключением религиозных и коммерческих форм17. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Цель надзора — обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки, проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем, чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным причинам. Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляется гражданам Конституцией для выражения политической и социальной позиций. Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций и пикетирования» 18.

Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы гражданами и органами исполнительной власти соблюдался уведомительный порядок их организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях, противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных ограничений при осуществлении политического волеизъявления.

Социально-экономические права человека и гражданина касаются важнейших сторон жизни общества и индивида. Данная группа прав имеет иную природу, у них нет естественного происхождения. Государство наделяет человека гражданскими правами по мере наступления определенных условий, в соответствии с интересами и возможностями общества и государства19.

Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов, прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее проблемные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов.

Подобные нарушения законодательства носят устойчивый и распространенный характер; их выявлению и устранению прокуроры уделяют серьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90–х годов — это вопрос о невыплате заработной платы.

В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля 1996 г. № 14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдением платежной дисциплины» определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Наработана практика использования новых полномочий — обращение прокуроров в суды с заявлениями на взыскание начисленной, но невыплаченной работникам заработной платы.

Особую, охраняемую законом группу составляют права граждан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за исполнением природоохранного законодательства воспринимался как одно из приоритетных направлений. Усилия природоохранных прокуратур, а также территориальных прокуроров концентрируются на предупреждении экологических правонарушений, своевременном выявлении уже совершенных деяний с тем, чтобы локализовать вред природе, здоровью людей, минимизировать потери общества, связанные с необходимостью оздоровления окружающей природной среды.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры — правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность — охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).

 

2.2. Надзор  за  исполнением законов органами,  осуществляющими оперативно-розыскную   деятельность,   дознание  и предварительное следствие.

 

Надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие - одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности, соответственно структурно организованное, имеющее необходимые подразделения на всех уровнях прокурорской системы20.

Функции по борьбе с преступностью возложены на ряд органов правоохранительной системы, наделенных весьма большими полномочиями, затрагивающими существенные права и свободы граждан, интересы общества и государства, что требует особого внимания к соблюдению законности данными органами. К ним относятся органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: органы МВД, ФСБ, таможни; следственные подразделения прокуратуры, МВД, ФСБ. Именно эти органы - хотя они и являются органами предварительного следствия, поскольку собирают необходимые материалы до суда и для суда,- принимают решения о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечения, иных мер принудительного характера. Практика показывает, что при выполнении ими определенных законом функций и использовании предоставленных полномочий весьма часто допускаются нарушения законности21.

Обязанность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возложена на прокуратуру Законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г.

Генеральный прокурор Российской Федерации лично определяет своим приказом прокуроров, на которых персонально возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего ОРД. Приказом Генерального прокурора РФ "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"" от 9 августа 1996 г. № 48 эти функции возложены на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этих целей приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре - на заместителей Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.

Предмет прокурорского надзора в данной отрасли - исполнение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Конституции Российской Федерации, закона "Об оперативно-розыскной деятельности"  и других законов.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору ст. 108, 146, 221 и 226 УПК РФ, прокуроры могут проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, давать письменные указания следователям и дознавателям по вопросам расследования преступлений, контролировать правомерность решений следователей и дознавателей о возбуждении уголовных дел или о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей, давать письменные указания о расследовании преступлений, возвращать уголовные дела для дополнительного расследования, изымать дела от органа дознания и передавать их следователю, передавать дела от одного следователя другому, возбуждать уголовные дела, приостанавливать и прекращать их и т. д.

В связи с принятием Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” возникли сомнения и споры, что же может и что не вправе требовать прокурор при проведении проверки законности оперативно-розыскной деятельности22. В дальнейшем, в частности приказом Генерального прокурора РФ № 48 от 9.08.96 г. “Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и совместным указанием Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ неясности были устранены и регламентирован порядок, обеспечивающий реализацию полномочий прокурора и сохранение установленной законом государственной тайны и конфиденциальности оперативно-розыскной деятельности и связанной с этим секретности сведений и документов. Прокурор вправе знакомиться с соответствующим учетом и с документами, которые явились результатом оперативно-розыскной деятельности. Однако осуществлять проверки может только тот прокурор, который уполномочен соответствующим приказом и имеет допуск к проведению работы с секретными данными.

Проверка прокурором исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, отражается в самостоятельном надзорном производстве, в котором концентрируются поступившие в прокуратуру материалы, информация, жалобы, заявления граждан, справки, оперативно-служебные документы, представленные прокурору по его запросам. В органах прокуратуры обеспечено надлежащее делопроизводство по документам, связанным с оперативно-розыскной деятельностью, исключающее утрату или разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Оно осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48.

Таким образом, содержанием надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

- соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

- соблюдение установленного порядка проведения расследования;

- законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

2.3. Надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений,  исполняющих наказание и назначаемые судом  меры  принудительного характера, администрациями  мест  содержания задержанных и заключенных под стражу

Основными законодательными положениями и документами, регулирующими правоотношения в области надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, являются: Конституция РФ как основной закон, предусматривающий обеспечение прав и свобод граждан; Уголовно-исполнительный кодекс РФ, регламентирующий порядок исполнения уголовных наказаний администрациями соответствующих органов и учреждений; Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определяющий цели и условия содержания под стражей лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния; ведомственные приказы, положения и инструкции.

Наряду с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», роль и задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнения наказаний определены Приказом Генерального прокурора РФ № 27/3-2003/2004 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах», предусматривающим порядок проведения проверок соблюдения законности администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также осуществления контроля и систематического анализа прокурорской деятельности на данном направлении надзора.

В соответствии со ст. 32 закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора данного направления прокурорской деятельности являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,

Информация о работе Виды и содержание прокурорского надзора