Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:18, реферат
Действия налогоплательщика направленные на сокращение отчислений в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Главным стремлением государства в этом случае является защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Попытки налогоплательщиков, снизить налоговое бремя, сталкиваются с активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов внутренних дел и др.).
2.1.4.3. Обстоятельства, смягчающие
вину в совершении правонарушения
На основании п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Пунктом
19 Постановления Пленума
Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС СКО от 02.03.2010 по делу № А32-30367/2009-51/349.
Следовательно,
размер штрафа, назначаемого за совершение
налогового правонарушения, в случае
установления судом хотя бы одного
смягчающего ответственность
Так, ВАС РФ в своем Определении от 07.12.2009 № ВАС-15836/09 на основании п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ удовлетворил требования общества в части размера налоговых санкций, снизив его на 99 процентов.
Однако суд, установив наличие смягчающих обстоятельств, не может снизить размер штрафа за налоговое правонарушение до нуля, поскольку в этом случае он фактически освободит правонарушителя от ответственности, а это является неправомерным.
Данная позиция содержится в Постановлении ФАС ЗСО от 19.08.2010 по делу № А27-25004/2009. Суд пришел к выводу о том, что в своем решении нижестоящий суд, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, необоснованно снизил размер подлежащего взысканию штрафа до нуля рублей, без учета п. 3 ст. 114 НК РФ, который не содержит положений, позволяющих суду освободить налогоплательщика от ответственности.
Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
-
совершение правонарушения
-
совершение правонарушения под
влиянием угрозы или
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-
иные обстоятельства, которые судом
или налоговым органом,
Таким образом, перечень обстоятельств, которые могут быть признаны судами в качестве смягчающих ответственность, является открытым. Для наглядности наиболее типичные примеры сведены в таблицу 1.
Согласно позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 27.01.2010 № ВАС-17975/09, налоговый орган или суд, привлекая к ответственности, могут по своему усмотрению признать в качестве смягчающих ответственность обстоятельств любые иные обстоятельства.
Например, в ФАС ПО в Постановлении от 04.05.2010 по делу № А55-17885/2009 признал решение налогового органа недействительным, поскольку налоговое правонарушение было совершено налогоплательщиком впервые, ошибки в налоговой декларации были выявлены и исправлены им самостоятельно.
В другом случае ФАС СЗО в Постановлении от 01.06.2010 по делу № А05-21408/2009 признал обоснованным привлечение предпринимателя к ответственности, однако, расценив в качестве смягчающих ответственность обстоятельств незначительность допущенной просрочки, материальное положение предпринимателя и несоразмерность взыскиваемой суммы последствиям нарушения обязательства, посчитал возможным снизить размер взыскиваемого инспекцией штрафа.
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о том какой орган вправе принять решение о применении смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств
2.1.4.3.1 Органы, имеющие право на применение смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно
п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие
или отягчающие ответственность
за совершение налогового правонарушения,
устанавливаются судом или
В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обращаем внимание, что в силу пп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ в ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
При этом в Письме УМНС России по г. Москве от 05.01.2004 № 11-11н/00186 "Об уменьшении суммы налоговых санкций" разъясняется, что в соответствии с п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 3 ст. 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса за совершение налогового правонарушения.
При
этом в соответствии с п. 5 ст. 114 НК
РФ при совершении одним лицом
двух и более налоговых
Также п. 7 ст. 114 НК РФ установлено, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1)
совершение правонарушения
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3)
иные обстоятельства, которые судом
могут быть признаны
При этом п. 4 ст. 112 НК РФ установлено, что обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
Таким образом, по мнению УМНС России по г. Москве, оно не вправе устанавливать обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, а следовательно, не вправе снижать суммы налоговых санкций, подлежащие взысканию с организации.
Однако в Постановлении от 14.01.2010 по делу № А33-8149/2009 ФАС ВСО признал решение налогового органа о взыскании штрафа за неуплату сумм налогов в порядке ст. 122 НК РФ недействительным в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. При этом суд указал, что обязанность применения смягчающих обстоятельств лежит не только на налоговой инспекции, но и на налоговом управлении, рассматривающем апелляционную жалобу налогоплательщика. Названные нормы являются общими, подлежат применению также и в рамках гл. 20 НК РФ независимо от того, оспаривается ли налогоплательщиком неприменение налоговой инспекцией смягчающих обстоятельств, поскольку применение налоговым управлением смягчающих обстоятельств основано на законе и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
В соответствии с пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Следовательно, обязанность применения смягчающих обстоятельств лежит не только на налоговой инспекции, но и на вышестоящем налоговом органе (управлении), рассматривающем апелляционную жалобу налогоплательщика. При этом названные нормы являются общими, подлежат применению также и в рамках гл. 20 НК РФ независимо от того, оспаривается ли налогоплательщиком неприменение налоговой инспекцией смягчающих обстоятельств, поскольку применение налоговым управлением смягчающих обстоятельств основано на законе и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, в своем Постановлении ФАС ВСО пришел к выводу о том, что обязанность применения смягчающих обстоятельств лежит не только на налоговой инспекции, но и на налоговом управлении, рассматривающем апелляционную жалобу налогоплательщика.
Исходя из этого на практике возникает вопрос о том, может ли размер взыскиваемого с организации штрафа за совершение налогового правонарушения снижаться арбитражным судом, если те же или иные смягчающие обстоятельства уже были учтены налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности.
В правоприменительной практике суды в большинстве случаев считают, что независимо от того, учел ли налоговый орган положения ст. ст. 112 и 114 НК РФ при принятии оспариваемого в суде решения, у суда также есть право снизить размер штрафа на основании указанных статей.
Так, в своем Постановлении от 24.03.2009 № А19-11651/08-33-Ф02-1008/09 ФАС ВСО пришел к выводу о том, что вправе уменьшить размер штрафа и более чем в два раза и снизил штраф в десять раз, несмотря на то, что налоговый орган при принятии оспариваемых актов уже учел наличие смягчающих вину обстоятельств и снизил размер штрафных санкций в два раза.
В Постановлении от 10.08.2009 № Ф03-3867/2009 ФАС ДО указал, что рассмотрение налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность, не свидетельствует об отсутствии у суда полномочий при рассмотрении дела исследовать все обстоятельства независимо от их рассмотрения налоговым органом.
В Постановлении от 10.08.2009 № Ф03-3867/2009 ФАС ДО обоснованно снизил размер подлежащей взысканию суммы штрафа, при этом учел в качестве смягчающих ответственность обстоятельств самостоятельное обнаружение и исправление ошибки при исчислении налога путем подачи уточненной налоговой декларации, отсутствие вредных последствий для бюджета, признание вины, отсутствие умысла (Определением ВАС РФ от 14.09.2009 № ВАС-12177/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Смягчение ответственности при наличии одновременно смягчающих и отягощающих обстоятельств.
В правоприменительной практике между налогоплательщиками и налоговыми органами также имеются споры о том, учитываются ли при определении размера штрафа смягчающие обстоятельства при наличии отягчающих обстоятельств.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит разъяснений по данному вопросу, также отсутствует и официальная позиция. Однако есть сложившаяся арбитражная практика.
В Постановлении от 04.08.2009 по делу № А63-1370/2008-С4-33 ФАС СКО, установив наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств, сделал правильный вывод о возможности применения ст. ст. 112 и 114 НК РФ и уменьшения размеров подлежащих взысканию штрафов.
Так, ФАС ДО в Постановлении от 22.06.2009 № Ф03-2296/2009 пришел к выводу о том, что наличие в действиях налогоплательщика одновременно отягчающих и смягчающих обстоятельств не препятствует реализации судом права на снижение размера штрафа, подлежащего уплате, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В Постановлении от 17.09.2009 № Ф09-7041/09-С3 ФАС УО указал на то, что НК РФ не содержит предписаний о порядке назначения наказания при одновременном наличии смягчающих и отягчающих налоговую ответственность обстоятельств, следовательно, уменьшение суммы налоговой санкции, несмотря на наличие отягчающих обстоятельств, не противоречит действующему законодательству.