Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эффективности использования товарных ресурсов для торговой организации и путей ее улучшения.
Целевая направленность курсовой работы предопределила необходимость решения следующих задач:
исследовать теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами;
провести анализ эффективности использования товарных запасов торгового предприятия;
разработать направления повышения эффективности управления товарными ресурсами в торговом предприятии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами.
1.1Понятие и значение товарных ресурсов………………………………….5
1.2 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами……….....10
1.3 Оценка эффективности использования товарных ресурсов………........15
Глава.2 Организация коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию товарных ресурсов.
2.1 Экономическая характеристика магазина ТПС «Всё для Вас»…………21
2.2 Анализ обеспеченности товарными ресурсами и определение необходимого размера товарных запасов…………………………………….24
2.3 Анализ эффективности использования товарных ресурсов магазина ТПС «Всё для Вас»……………………………………………………………………29
3. Пути совершенствования управления запасами……………………………32
Заключение ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников ……………………………………….39

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 187.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами.

1.1Понятие и значение  товарных ресурсов………………………………….5

1.2 Анализ обеспеченности  предприятия товарными ресурсами……….....10

1.3 Оценка эффективности  использования товарных ресурсов………........15

Глава.2 Организация коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию товарных ресурсов.

2.1 Экономическая характеристика  магазина ТПС «Всё для Вас»…………21

2.2 Анализ обеспеченности  товарными ресурсами и определение  необходимого размера товарных  запасов…………………………………….24

2.3 Анализ эффективности  использования товарных ресурсов  магазина ТПС «Всё для Вас»……………………………………………………………………29

3. Пути совершенствования  управления запасами……………………………32

Заключение ……………………………………………………………………..37

Список  использованных источников ……………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

          Миссия торговых предприятий, заключающееся в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в продукции и достижении высокой рентабельности хозяйственной деятельности, обеспечивается выполнением производственной программы в условиях ограниченного объема товарных ресурсов.

Особенность формирования товарных ресурсов торговых предприятий обусловлена  многоотраслевым характером деятельности, наличием внутрисистемных источников поступления товаров, спецификой обслуживаемого населения.

Несовершенная система организации  товарных ресурсов снижает эффективность  хозяйствования. Поэтому улучшение  управления товарными ресурсами  является важным резервом повышения  эффективности деятельности торговых предприятий.

Первоосновы теории управления запасами были заложены в трудах таких  зарубежных исследователей как Ф.Харрис (1915г.), К.Андлер (1929 г.), К. Стефаник – Алмейер (1927г.) и Р.Уилсон (1934г.). С именем последнего связывают получившую всемирную известность формулу для расчета оптимального размера заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение продукции и повторение заказа. На основе этой формулы была создана расчетная линейка, которую до сих пор, не смотря на широкое применение компьютеров, многие используют.

Исторические этапы формирования теории управления запасами приведены  в книге Ю.Рыжикова, известного российского ученого, стоявшего у истоков отечественной школы этого научного направления. Его монография «Управление запасами» была выпущена в 1969 году московским издательством «Наука».

В теме курсовой работы рассмотрены  три основных аспекта:

  1. Теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами.
  2. Организация коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию товарных ресурсов.
  3. Основные пути совершенствования управления товарными ресурсами.

Актуальность курсовой работы определяется необходимостью комплексного подхода в решении проблем  управления товарными ресурсами.

Целью курсовой работы является анализ эффективности использования товарных ресурсов для торговой организации и путей ее улучшения.

Целевая направленность курсовой работы предопределила необходимость  решения следующих задач:

  • исследовать теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами;
  • провести анализ эффективности использования товарных запасов торгового предприятия;
  • разработать направления повышения эффективности управления товарными ресурсами в торговом предприятии.

Теоретической основой исследования являются учебные пособия Абрютиной М.С., Гиляровской Л.Т., Ковалева В.В., Кравченко Л.И. и др. известных экономистов, а также журнальные статьи, источники сети интернет, данные отчетности исследуемого предприятия.

 

 

Глава 1. Теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами.

 

    1. Понятие и значение товарных ресурсов

        Управление товарными ресурсами связано со многими сторонами хозяйственной деятельности предприятий и организаций, и поэтому его необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую такие задачи, как формирование и распределение товарных ресурсов, формирование товарного ассортимента, совершенствование организационной структуры управления товарными ресурсами, применение компьютерных технологий.

Для определения оптимальных  форм и методов управления товарными  ресурсами рассмотрим сначала сущность и значение товарных ресурсов в торговле.

Слово «ресурсы» французского происхождения и в переводе на русский язык означает материальные средства, ценности, запасы, которые  используются при потреблении. В  словаре С.И. Ожегова понятие «ресурс» в широком смысле рассматривается  как средство, к которому обращаются в нужном случае [20].

 Существуют и другие подходы к определению этого понятия. По мнению П. Зермати товарные ресурсы торговли охватывают предметы потребления в их основном объеме и часть средств производства. Они представляют собой ту часть товаров, которая предназначена для продажи населению, предприятиям и организациям через розничную сеть и предприятия общественного питания [6, c.25-26].

По мнению М.С. Абрютиной, товарные ресурсы определяются как сумма:

-товарных запасов во  всех подразделениях и звеньях  производства и обращения;

-импорта;

-производства (отгрузки) товаров отечественными производителя.

 Обобщая мнения многих авторов можно утверждать, что под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия  формируются за счет поступления  товаров и товарных запасов и  находятся в балансовой взаимосвязи  с розничным товарооборотом:

 

Т3н + П = РТО + Т3к        (1)

 

где Т3н, Т3к — товарные запасы соответственно на начало и конец года, руб.;

П — объем поступления товаров, руб.;

РТО — объем розничного товарооборота, руб.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие  объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного  запаса.

Величина этого товарного  запаса должна быть оптимальной для  предприятия, т.е. этот запас, с одной  стороны, должен быть достаточным для  обеспечения бесперебойной продажи  товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию  товарной массы.

Товарные запасы являются важным элементом товарных ресурсов и представляют собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю [3, c.135-136] .

Товарные запасы классифицируются по различным признакам, что отражает рисунок 1.

 

Рисунок 1 – Классификация  товарных запасов

         Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по следующим признакам:

  • по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, длительного хранения и товарные запасы специального назначения. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах. Товарные запасы длительного хранения делят на: целевые товарные запасы и сезонные запасы товаров. Целевые товарные запасы подразделяются в свою очередь на запасы товаров для осуществления определенных целей и товарные запасы досрочного завоза. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных, труднодоступных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Для товарных запасов сезонного хранения характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. Иначе говоря, запасы сезонного хранения – это такие запасы, которые накапливаются в течение определенного сезона, а реализуются круглый год или накапливаются круглый год, а реализуются в течение определенного сезона;
  • по срокам измерения товарные запасы подразделяются на запасы на начало и конец года (периода), средние товарные запасы за определенный период;
  • по единицам измерения: абсолютные (в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (штук, пар) и относительные – в днях оборота;
  • по величине товарные запасы подразделяются на максимальные, средние и минимальные товарные запасы.

Любой товар относится  к категории товарного запаса вплоть до момен-

та продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются  не сразу, а постепенно, т. е. регулярно  возобновляются. Размер товарных запасов  различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время  изменяется в зависимости от поступления  и реализации товаров.

Товарные запасы как категория  товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров  и выполняют определенные функции:

  • являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
  • характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Необходимость товарных запасов  обусловлена следующими факторами:

  • несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;
  • асинхронностью изменений спроса и предложения;
  • дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью производства при дискретном характере потребления;
  • наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом  товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объем  поступления товаров. Величина поступления  и соответственно закупок товаров  зависит от объема розничного товарооборота  и состояния товарных запасов. Взаимосвязь  между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.

Размер товарных запасов  в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота  торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важнейших задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, повышение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

ресурс магазин  коопторг

 

1.2 Анализ обеспеченности  предприятия товарными ресурсами

       Как известно, одним из основных показателей оценки хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Понятие «товарооборот» трактуется как процесс обращения товаров: экономический показатель, отражающий совокупную стоимость объемов продаж.

Как экономическая категория  товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как  объекта продажи; продажи как  формы движения товара от производителя  к потребителю. На предприятиях торговли различают розничный и оптовый  товарооборот. Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет  количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных  товарных групп в общем объеме реализации товаров.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия