Хозяйственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Признаки предпринимательской деятельности:
Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от решения заняться предпринимательством, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т.д.

Содержание работы

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности………………….3
2. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Особенности ведения бухгалтерского учёта ИП и применяемые ИП системы налогообложения…..5
3. Правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций как субъектов предпринимательского права………………………………………..9
4. Монополистическая деятельность. Признаки. Недобросовестные конкуренты………………………………………………………………………14
5. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке……………………………………………………………………………..18
6. Понятие и виды рекламы. Надлежащая и ненадлежащая реклама. Особенности распространения рекламы алкогольной и табачной продукции………………………………………………………………………..21
7. Понятие и виды гражданско-правовых договоров, заключаемых в процессе предпринимательской деятельности…………………………………………..25
8. Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности субъектов предпринимательского права………………………………………31
9. Особенности найма работников к субъектам предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..38
10. Понятие и виды аудита предпринимательской деятельности……………42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Реферат Хоз право Сввета.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

    Вместе  с тем, п. 4 ст. 121 ГК РФ, п.4 ст. 11 ФЗ «О НКО» предусматривает субсидиарную ответственность членов ассоциации (союза) по обязательствам ассоциации (союза). Согласно ст. 120 ГК РФ, ст. 9 ФЗ «О НКО» собственник частного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

    Практически принцип субсидиарной ответственности  означает, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность  дополнительно к ответственности  некоммерческой организации, кредитор должен предъявить требование к основному должнику (некоммерческой организации). Если же некоммерческая организация отказалась удовлетворить данное требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

    Особое  место в системе ответственности  некоммерческой организации, и ее учредителей (участников) по обязанностям, вытекающим из уплаты налогов и сборов, занимает положение о субсидиарной ответственности учредителей (участников) некоммерческой организации при ликвидации некоммерческой организации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ, в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации.

    4. Выступление в гражданском обороте  от собственного имени 

    Означает  возможность некоммерческой организации  от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 3 ФЗ «О НКО»). Это - итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которого оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов.

      Вступая в гражданско-правовые  отношения, ни один участник  не застрахован от нарушения  или ущемления его прав и  законных интересов, так и НКО,  выступая участником гражданского  оборота, подвергается риску нарушения ее прав и законных интересов третьими лицами2. Для защиты и восстановления нарушенного положения некоммерческая организация вправе обратиться в суд, поэтому законодатель наделяет некоммерческую организацию самостоятельно и от своего имени представлять свои интересы в суде.

    С возможностью действия НКО от собственного имени тесно связан вопрос о ее наименовании. Ст. 54 ГК РФ ст.4 ФЗ «О НКО» устанавливает обязательные требования к наименованию некоммерческой организации. Так, в наименовании НКО должно содержаться указание на ее организационную форму и характер деятельности.

    Организационно- правовая форма юридического лица –  это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе  общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.

    На  сегодняшний день легальное определение  «характер деятельности» в законодательстве отсутствует. Думается, что в данном случае имеется в виду, указание, на цель или предмет деятельности некоммерческой организации, например, образовательного учреждения высшего профессионального образования, благотворительного фонда, и.т.п.

    В отличие от общих подходов к существу юридического лица, установленных в  статье 48 ГК РФ, гражданско-правовой статус некоммерческой организации, как указано  в п.1 ст. 3 ФЗ «О НКО» , возникает с момента государственной регистрации в установленном порядке. Вместе с тем, возможность существования некоммерческих организаций без статуса юридического лица по Российскому законодательству допускается, что не возможно в отношении коммерческих организаций. В частности, к таким НКО относятся:

    профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичная профсоюзная организация (абз. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности»);

    религиозная группа (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

    общественная  организация; общественное движение; орган  общественной самодеятельности (ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

    В вышеперечисленных НКО из всего необходимого набора признаков юридического лица фактически присутствует один - организационное единство. Например, в религиозной группе, профсоюзе, общественном движении наблюдается четкая иерархия и распределение обязанностей между участниками, имеются лидер и сопутствующее ему окружение, определяющие основные направления деятельности организации.

    Поскольку такие некоммерческие образования  не приобретают статуса юридического лица, они не могут иметь в собственности  или на праве оперативного управления обособленное имущество, нести самостоятельную имущественную ответственность и выступать самостоятельно в гражданском обороте.

    Таким образом, законодательство Российской Федерации в качестве некоммерческой организации признает, организацию, созданную в общественно-полезных целях, которая в случае извлечения прибыли не распределяет ее между своими участниками (членами), обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам, выступающую в гражданском обороте от своего имени - т.е. имеющую статус юридического лица либо действующую без такового. 
 
 
 
 
 
 

  1. Монополистическая деятельность. Признаки. Недобросовестные конкуренты.

    Понятие монополистической деятельности и  ее формы

    Под монополистической деятельностью  понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (п.9 ст.1 Закона о монополистической деятельности).

    Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как  антипод конкуренции. При этом конкуренция  – это состязательность хозяйствующих  субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    Законодательством закреплены правомерные виды монополистической  деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

    Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство  в лице определенных государственных  органов или иных полномочных субъектов.

    Естественная  монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в  отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

    Чрезвычайная  монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

    Классифицировать  монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости  от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Эта классификация не является исчерпывающей. В Законе о монополистической деятельности предусматриваются основные виды монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.

    Так, монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:

      создание препятствий для доступа  на товарный рынок (ухода с  товарного рынка) другим хозяйствующим  субъектам или ограничения свободы их конкуренции; изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение; установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом; заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий; заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса; применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам.

    Монополистическая деятельность также может осуществляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйствующих субъектов, которые ведут к ограничению конкуренции, что проявляется в виде (коллективная монополистическая деятельность):

      раздела товарного рынка по  территориальному принципу; по видам,  объемам сделок; по видам, объемам  товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; необоснованного (искусственного) повышения, снижения или поддержания цен, в том числе на аукционах и торгах; необоснованного ограничения производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке; осуществления операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках; отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками); иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

    Данный  перечень, приведенный в ст.ст.5 и 6 Закона о монополистической деятельности не является исчерпывающим.

    Соглашения  хозяйствующих субъектов направленные на злоупотребление своим доминирующим положением и ведущие к ограничению  конкуренции, могут выступать в различных формах, так как их формы не закреплены законодательством. Это может быть письменное (устное) соглашение между субъектами хозяйствования, договоренность на собраниях, конференциях, совещаниях, осуществление согласованные действий целью которых является ограничение конкуренции.

    Согласно  п.4 ст.6 Закона о монополистической  деятельности, субъекты хозяйствования намеревающиеся заключить соглашение, имеющие такие признаки, вправе запросить  заключение Антимонопольного органа о  соответствии данного соглашения антимонопольному законодательству.

    Отдельным видом монополистической деятельности является деятельность государственных  органов и иных органов местного управления направленная на: раздел товарного  рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах и другая деятельность.

Информация о работе Хозяйственное право