Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:21, реферат
Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Признаки предпринимательской деятельности:
Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от решения заняться предпринимательством, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т.д.
1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности………………….3
2. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Особенности ведения бухгалтерского учёта ИП и применяемые ИП системы налогообложения…..5
3. Правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций как субъектов предпринимательского права………………………………………..9
4. Монополистическая деятельность. Признаки. Недобросовестные конкуренты………………………………………………………………………14
5. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке……………………………………………………………………………..18
6. Понятие и виды рекламы. Надлежащая и ненадлежащая реклама. Особенности распространения рекламы алкогольной и табачной продукции………………………………………………………………………..21
7. Понятие и виды гражданско-правовых договоров, заключаемых в процессе предпринимательской деятельности…………………………………………..25
8. Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности субъектов предпринимательского права………………………………………31
9. Особенности найма работников к субъектам предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..38
10. Понятие и виды аудита предпринимательской деятельности……………42
Список использованной литературы…………………………………………...44
договоры о производстве денежных выплат при наступлении определенного события:
страхование;
договоры о создании произведений науки, литературы или искусства, передаче их для использования:
авторские;
договоры о предоставлении прав на использование изобретений, на которые выдан патент:
лицензионные;
договоры
на передачу научно-технических достижений.
Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. - закрепляет основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Закон РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" - определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот.
Государственное
регулирование
Тарифное регулирование проводится через установление импортного и экспортного таможенных тарифов. Методами нетарифного регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, валютное регулирование.
Исходя
из перечня мер государственного
регулирования
Как уже указывалось, таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения импортного и экспортного таможенного тарифов.
Таможенный тариф - это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу. Таможенные пошлины являются одним из видов неналоговых платежей. Закон РФ "О таможенном тарифе" определяет виды ставок таможенных пошлин: адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Ставки таможенных пошлин определяются подзаконными нормативными актами, например Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 "О Таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (действует с изменениями).
В области тарифного регулирования действует система льгот. В частности, ввозные таможенные пошлины могут уменьшаться в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или преференциальный режим. Страна происхождения товара подтверждается сертификатом. Кроме того, тарифные льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от пошлины. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами в порядке, определенном ст. 34 и 37 Закона РФ "О таможенном тарифе".
К настоящему времени в нашей стране в основном завершилось формирование внешнеэкономического механизма переходного периода, основными отличительными чертами которого являются:
– ограниченное использование нетарифных методов регулирования экспорта и импорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения;
– наличие механизма валютного регулирования и контроля, в целом основанного на принципах открытой рыночной экономики;
– последовательное расширение практики использования экономических методов для стимулирования экспорта и защиты внутреннего рынка.
Переходный, временный характер этого механизма, выражающийся, прежде всего, в необходимости сохранения нетарифных методов, обусловлен как незавершенностью процессов реформирования российской экономики, так и спецификой трансформации экономических отношений, проявляющейся в нестабильности курса рубля, наличии существенных различий между внутренними и мировыми ценами, низкой конкурентоспособности российских предприятий в отраслях, имеющих стратегически важное для страны значение.
Незавершенность преобразований особенно заметна в экспортной сфере, где в силу разных причин до настоящего времени не создан эффективный механизм государственной поддержки экспорта (в виде экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков, поощрения российских инвестиций за рубежом и т.п.).
Функционирование механизма внешнеэкономической деятельности на его практическом уровне осуществляется в рамках сложной системы общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие участников процесса перемещения товаров через таможенную границу страны посредством таможенного регулирования и на основе определенных норм и правил. Решению этой задачи служит имеющаяся в нашей стране развитая система таможенного права, образующая нормативно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Согласно
ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса Российской
Федерации (ТК РФ) таможенное законодательство
в нашей стране состоит из Таможенного
кодекса РФ и принятых в соответствии
с ним иных федеральных законов.
Таможенный кодекс РФ определяет правовые и организационные основы таможенного дела и призван обеспечивать защиту государственных интересов Российской Федерации. Его нормы должны содействовать активизации связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечивать защиту прав хозяйствующих субъектов и граждан, соблюдение норм и правил при осуществлении внешнеэкономических сделок.
Важнейшая роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности в России отводится Закону РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе". Этим документом устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.
Согласно законодательству, в настоящее время основными инструментами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации выступают меры таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, а также общие таможенные процедуры.
Одним из ключевых инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности выступает таможенное налогово-тарифное регулирование, относящееся к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в Федеральном законе от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе", а также в Налоговом кодексе РФ.
Таможенно-тарифное регулирование как один из ключевых инструментов финансово-экономического регулирования внешнеэкономической деятельности представляет собой сложный, многоэтапный процесс, содержание которого регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе" (в части, не отмененной ТК РФ), а также нормативно-правовыми документами и подзаконными актами. Непосредственно процесс таможенно-тарифного регулирования включает в себя определенную последовательность взаимосвязанных операций:
– определение страны происхождения товара;
– определение таможенной стоимости товара;
– определение величины таможенных платежей.
Приведем краткую характеристику этих операций. Законом РФ "О таможенном тарифе" формулируется требование, согласно которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. В частности, многие проблемы, связанные с правилами определения происхождения товаров и контроля над документами, подтверждающими происхождение товаров, регламентируются
Киотской конвенцией. Особое значение происхождения товара в механизме
государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно государственная принадлежность оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины. Например, в рамках СНГ действует Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.
Следующей
операцией правового
В ст. 322 ТК РФ определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также установлена основа налоговой базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода.
Согласно существующей практике, закрепленной в положениях ТК РФ и других правовых актов, таможенная (действительная) стоимость товаров определяется на основании Порядка определения таможенной стоимости, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. В частности, в ст. 323 ТК РФ установлено, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения одного из следующих методов:
- метода по цене сделки с ввозимыми товарами;
- метода по цене сделки с идентичными товарами;
- метода по цене сделки с однородными товарами;
- метода вычитания стоимости;
- метода сложения стоимости;
- резервного метода.
При этом ТК РФ установлено, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Законодательно определено, что в случае невозможности применения основного метода таможенный орган вправе применить последовательно каждый и перечисленных методов, если таможенная стоимость декларируемого товара не может быть определена путем использования каждого предыдущего метода.
В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров), либо по комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.
Таможенные сборы, также согласно НК РФ включенные в перечень видов таможенных платежей, имеют иную правовую природу, нежели налоги. По своему экономическому смыслу они представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг. Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
Принято считать, что таможенное обложение является одним из наиболее эффективных административных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Главным инструментом таможенного обложения выступают таможенные пошлины. По формальному признаку таможенная пошлина является разновидностью платежа, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Однако правовая сущность данного платежа до настоящего времени остается окончательно не уточненной. В мнениях ученых, занимающихся этой проблематикой, набольшее распространение получили два подхода: одни считают, что таможенная пошлина представляет собой разновидность налога, другие склонны приравнивать ее к сбору. Наиболее предпочтительной, на наш взгляд, представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. В частности, российское законодательство не относит ее ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в соединении признаков как налога, так и сбора. Во- первых, согласно российскому законодательству, таможенная пошлина – обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели. В-третьих, таможенная пошлина носит возмездный характер, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. При этом у субъекта предпринимательской деятельности имеется выбор: везти товар из-за рубежа или закупить аналогичный товар на территории страны. В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру). В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства