Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:14, курс лекций
2. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Хозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Структура хозяйственного законодательства - это отношения между нормативными правовыми актами, в совокупности регулирующими хозяйственные отношения, их качественными характеристиками и свойствами.
2. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Хозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Структура хозяйственного законодательства - это отношения между нормативными правовыми актами, в совокупности регулирующими хозяйственные отношения, их качественными характеристиками и свойствами.
Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь.
Главным источником, безусловно, является Конституция Республики Беларусь.
Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Среди них можно выделить Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Среди источников следует указать акты нормотворчества Президента Республики Беларусь, т.е. декреты и указы.
Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам хозяйственного законодательства.
Значительную роль в регулировании
хозяйственных отношений играют
нормативные правовые акты республиканских
органов государственного управления,
и в первую очередь органов, действующих
непосредственно в
Систему хозяйственного законодательства дополняют также акты Национального банка Республики Беларусь, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, решения органов местного управления и самоуправления, локальные нормативные акты, принимаемые субъектами хозяйствования.
Основные нормативные источники
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (ст. 7, 8, 13, 14. 22, 35, 41-43, 45, 47).
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З, с изм. и доп. на 28 декабря 2009 г. № 299-З (статьи 1-3).
5. Правовое регулирование,
понятие и специфические
Правовое регулирование, под которым понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.
Основным видом экономической деятельности является предпринимательская деятельность, под которой понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Для того, чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской необходимы и достаточны следующие признаки:
1. участие лица в гражданском обороте;
2. самостоятельный характер деятельности;
3. выступление лица в гражданском обороте от своего имени;
4. предпринимательский риск;
5. самостоятельная имущественная ответственность;
6. цель деятельности - систематическое получение прибыли.
6. Формы предпринимательской деятельности.
Правовая форма
осуществления
Данное понятие включает в себя следующие элементы:
- определение статуса самого субъекта и сообщение об этом органам государства;
- установление имущественных
отношений как по поводу
- распределение ответственности
внутри избранной формы и
Различают следующие формы предпринимательской деятельности:
1) без образования юридического лица (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя);
2) с образованием юридического лица (в форме: хозяйственных товариществ (полных и коммандитных); хозяйственных обществ (с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа); унитарных предприятий (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
7. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности.
Права предпринимателей:
1) заниматься любым видом хозяйственной деятельности;
2) осуществлять
3) привлекать денежные средства, имущество;
4) самостоятельно планировать свою деятельность;
5) самостоятельно нанимать и увольнять работников;
6) устанавливать формы и размер оплаты труда;
7) открывать счета в банках;
8) знакомиться с актами произведенных у них проверок;
9) представлять налоговым органам объяснения по уплате налогов;
10) обжаловать в установленном
порядке решение
11) требовать от компетентных
органов разъяснений по
К основным обязанностям предпринимателей относятся:
1) обязанность
2) обязанность получить
в установленном порядке
3) обязанность выполнять
решения государственных
4) обязанность заключать трудовые договоры с лицами, принимаемыми на работу;
5) обязанность своевременно производить расчеты со всеми работниками;
6) обязанность оплачивать обязательные страховые взносы;
7) обязанность выполнять
принятые на себя
8) обязанность выполнять требования, предъявляемые к качеству и безопасности продукции;
9) обязанность представлять
достоверную информацию о
10) обязанность соблюдать
правила, касающиеся
8. Прекращение
предпринимательской
Под ликвидацией индивидуального предпринимателя понимается прекращение его деятельности. Индивидуальный предприниматель может быть ликвидирован добровольно или в принудительном порядке по решению суда или регистрирующего органа, в том числе и при неплатежеспособности (банкротстве).
Основания для принудительной ликвидации субъектов хозяйствования в судебном порядке регламентируются нормами ГК, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Индивидуальный
- если осуществляет
- экономической
- в иных случаях,
По решению регистрирующего
органа в случае неосуществления
предпринимательской
При прекращении деятельности
индивидуального
- заявление о прекращении
деятельности по форме,
По истечении ликвидационного периода индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:
- печати и штампы либо
заявление индивидуального
- подлинник свидетельства
о государственной регистрации
индивидуального
- копию публикации в газете «Рэспублiка» о прекращении деятельности.
9. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
Субъект предпринимательской
деятельности может являться субъектом
трех видов юридической
гражданско-правовой ответственности;
административной
организационно-правовой ответственности.
Гражданско-правовая ответственность
– ответственность за неисполнение
(ненадлежащее исполнение) обязательств,
связанных с
Административная
Организационно-правовая ответственность – это особая форма ответственности, выражающаяся в принудительной реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования за совершение определенных нарушений законодательства
Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности сходна с ответственностью других участников имущественных и неимущественных отношений. Основным отличием ответственности субъектов хозяйствования за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств состоит в применении её мер к субъекту хозяйствования независимо от наличия или отсутствия его вины в неисполнении (ненадлежащем исполнении) своего обязательства.
Административные
правонарушения против порядка налогообложения;
правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);
административные
административные
Субсидиарная ответственность учредителя – это такая форма коллективной ответственности, при которой учредитель (участник) отвечает по обязательствам юридического лица всем своим имуществом, но лишь в той части обязательства, в которой это юридическое лицо не в состоянии исполнить это обязательство самостоятельно.
Субсидиарная ответственность
возложена законодательством на
следующие категории
участников ОДО по обязательствам общества в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее, чем в сумме, эквивалентной 1200 евро;
участников полного
вкладчиков коммандитного товарищества по его обязательствам в пределах сумм, внесенных ими вкладов;
членов производственного кооператива по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.
Организационно-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности выражается в применении к ним за определенные правонарушения следующих мер: