Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:14, курс лекций
2. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Хозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Структура хозяйственного законодательства - это отношения между нормативными правовыми актами, в совокупности регулирующими хозяйственные отношения, их качественными характеристиками и свойствами.
появится в будущем.
Биржевые сделки можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от вида
биржевого товара можно выделить следующие их виды:
1. Форвардные сделки не имеют цели непосредственного перехода товара от продавца к покупателю, а
предполагают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отсрочкой срока
его поставки.
2. Фьючерсные сделки связаны со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных
контрактов на поставку биржевого товара.
3. Опционные сделки. В их основе лежит уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в
отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.
4. Другие сделки.
Сделки, осуществляемые на фондовой бирже, делятся на кассовые и срочные.
Кассовые сделки – это сделки, в которых момент заключения сделки не совпадает с моментом
исполнения. Расчеты по таким сделкам производятся в течение 1–3 дней.
Срочные сделки – это сделки, при которых передача покупателю товара, а продавцу денег происходит
по истечении определенного срока.
47. Банки и их
роль в условиях рыночной
Банк является коммерческим юридическим лицом, имеющим исключительное право осуществлять в
совокупности такие банковские операции, как:
– привлечение денежных средств физически и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
– размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности и срочности;
– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банк вправе осуществлять и иные банковские операции, а также виды деятельности, предусмотренные
статьей 14 Банковского кодекса.
В Республике Беларусь могут создаваться универсальные (имеющие лицензию на осуществление всех
видов банковских операций), а также специализированные банки, деятельность которых направлена на
осуществление отдельных банковских операций.
Согласно ст. 77 Банковского
кодекса государственной
– вновь созданные (реорганизованные) банки;
– изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк
Республики Беларусь. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации
принимается Национальным банком в двухмесячный срок со дня предоставления всех необходимых
документов.
Создание и прекращение банков в общих чертах напоминает порядок создания юридических лиц и,
следовательно, регулируется не только Банковским кодексом, но и Гражданским кодексом Республики
Беларусь. Банки создаются распорядительным, разрешительным и явочно-нормативным способами в
организационно-правовой форме акционерного общества или унитарного предприятия.
Наименование банка должно соответствовать требованиям, предъявляемым Гражданским Кодексом
Республики Беларусь, содержать указание на характер деятельности этого банка посредством
использования слова «банк» и указание на организационно-правовую форму. Банк действует на основе
устава, утверждаемого собственниками имущества (учредителями), в котором содержатся сведения о
наименовании банка, его организационно-правовой форме, о месте нахождении, перечне банковских
операций и видов деятельности, осуществляемых банком, размере уставного фонда, об органах управления
и контроля банка, иные сведения.
Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей, т.е. собственных средств
учредителей (участников), приобретенных на законном основании, которые могут быть выражены в
денежных средствах или имуществе.
К вкладам в неденежной форме относятся нежилые помещения и иное имущество, необходимое для
осуществления банковских операций, а также имущество, входящее в состав основных фондов, за
исключением объектов незавершенного строительства; объекты интеллектуальной собственности, а также
работы (услуги).
Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы
привлеченные денежные средства. Минимальный размер уставного фонда определяется Национальным
банком Республики Беларусь и состоит только из денежных средств в белорусских рублях или
иностранной валюте, при этом он должен быть объявлен в белорусских рублях по курсу Национального
банка, установленному на дату внесения в уставный фонд. Уставный фонд банка должен быть
сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.
В случае принятия положительного
решения о государственной
уведомляются об этом в трехдневный срок.
В соответствии со статьей 82
Банковского кодекса
случае несформирования его уставного фонда.
В государственной регистрации банка может быть отказано, если один из его учредителей на дату
подачи заявления о
государственной регистрации
– является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых
акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно
производственную деятельность;
– имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые
бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих
задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные
и внебюджетные фонды;
– является общественным объединением, преследующим политические цели;
– является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в
отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс
прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;
– являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем
(участником) ликвидированного
юридического лица на
органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и
индивидуальных
– ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда.
Государственная регистрация банка не производится также в случаях несоответствия руководителей
исполнительных органов или главного бухгалтера банка квалификационным и иным требованиям,
предъявляемым к данной категории специалистов.
Отказ в государственной регистрации банка по мотиву нецелесообразности не допускается.
Особенности государственной регистрации банков с иностранными инвестициями, дочернего банка
иностранного банка и представительств иностранных банков на территории Республики Беларусь
содержатся в главе 11 Банковского кодекса Республики Беларусь.
48. Банковская система в РБ.
Банковская система является составной частью финасово-кредитной системы Республики Беларусь и
состоит из двух уровней – Национального банка и иных банков, а также небанковских кредитно-
финансовых организаций.
Первый уровень банковской системы представляет Национальный банк Республики Беларусь, который
является центральным банком и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
С одной стороны, Национальный банк является органом государственного управления специальной
компетенции, а с другой
– юридическим лицом, участвующим
в гражданском обороте и
банковскую деятельность.
Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок
расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег, а также выполняет иные функции. В своей
деятельности Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Согласно ст. 25 Банковского кодекса Республики Беларусь основными целями деятельности
Национального банка являются:
– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
– развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
– обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за ним
на праве оперативного
управления. Размер уставного фонда
Национального банка
Национально банка.
49. Национальный банк РБ: его задачи и функции.
Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок
расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег, а также выполняет иные функции. В своей
деятельности Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Согласно ст. 25 Банковского кодекса Республики Беларусь основными целями деятельности
Национального банка являются:
– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
– развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
– обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за ним
на праве оперативного
управления. Размер уставного фонда
Национального банка
Национально банка
Национальный банк создает резервный и иные фонды, предназначенные для его деятельности.
Национальный банк и его обособленные подразделения освобождены от уплаты всех налогов, сборов и
пошлин.
Национальный банк не может быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за
исключением отдельных банков, организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих
межбанковские расчеты, финансирующих и (или) осуществляющих разработку и внедрение банковских
технологий, а также международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-
кредитной, валютной и банковской сферах. При этом порядок такого участия определяет Президент
Республики Беларусь.
Национальный банк образует единую централизованную систему, составными частями которой
являются: центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории
республики и за ее пределами.
Центральный аппарат Национального банка образуют департаменты, в состав которых входят
управления и отделы.
Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка (высший орган
управления) и Совет директоров (исполнительный орган). Председатель и члены Правления назначаются
Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания сроком на пять
лет.
Правление состоит из Председателя и десяти членов. Компетенция Правления Национального банка и
порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка.
50. Понятие и
виды небанковских кредитно-