Правовое регулирование в области рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Нормальное развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ, услуг. Реклама является обязательным элементом рыночной экономики, она формирует у потенциальных получателей и потребителей результатов предпринимательской деятельности (потребителей рекламы) представление о конкретных юридических и физических лицах — субъектах этой деятельности, о наличии на рынке доступных товаров, инициирует спрос на них.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Правовое регулирование рекламной деятельности 4
2 Понятие и виды рекламы 5
3 Понятие и виды субъектов рекламных отношений 7
4 Требования, предъявляемые к рекламе 9
5 Понятие и виды ненадлежащей рекламы 14
6 Государственное регулирование рекламной деятельности 15
7 Ответственность за ненадлежащую рекламу 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

хоз. право.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)


По указанным  критериям реклама может классифицироваться на распространяемую с помощью специальных  средств; рекламу от дельных видов  товаров, услуг и т.д.

Общими требованиями к рекламе являются следующие:

1. Реклама должна  быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без применения технических средств  именно как реклама в момент  ее представления независимо  от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть  очевидно, что предлагаемая ему  информация является рекламой. достижению  этой цели служит, в частности,  введенное в Закон о рекламе  правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительно го сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».

2. Поскольку реклама  обращена к неопределенному кругу  лиц, на территории Российской  Федерации она должна распространяться  на русском языке. На государственных  языках республик и родных  языках народов РФ реклама  может распространяться дополнительно,  по усмотрению рекламодателей. В  качестве исключения предусмотрено,  что данное положение не распространяется  на радиовещание, телевещание и  печатные издания, осуществляемые  исключительно на государственных  языках республик, родных языках  народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные  товарные знаки (знаки обслуживания).

3. Если деятельность  рекламодателя является лицензируемой,  в рекламе должны быть указаны  номер лицензии и орган, ее  выдавший.

4. Реклама товаров,  подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей  пометкой.

5. Не допускается  реклама товаров, запрещенных  к производству и реализации  на территории Российской Федерации.

6. Использование  в рекламе объектов исключительных  прав допускается только в  порядке, предусмотренном законодательством  РФ.


7. Реклама не  должна быть опасной, т. е.  не должна побуждать к насилию,  агрессии, возбуждать панику, побуждать  к опасным действиям, способным  нанести вред здоровью физических  лиц или угрожающим их безопасности.

8. Реклама не  должна побуждать к действиям,  нарушающим природоохранное законодательство.

9. Не допускается  реклама, нарушающая интересы  несовершеннолетних.

Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 Закона о рекламе. В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы в  целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей  и воспитателей, подрыв доверия к  ним несовершеннолетних; внушение непосредственно  несовершеннолетним, чтобы они убедили  родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.

Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных  видов товаров ввиду того, что  их применение и использование могут  нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей.

Так, не допускается  реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (с 1 января 1996 г. в соответствии со ст. 33 Закона о рекламе). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно  к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических  свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона о рекламе).

В частности, распространяемая любыми способами реклама пива и  напитков, изготавливаемых на его  основе, не должна:

- содержать информацию  о том, что их употребление  имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;


- содержать информацию  о том, что их употребление  является од ним из способов  утоления жажды;

- содержать информацию  об их безвредности и (или)  положительных терапевтических  свойствах;

- использовать  образы людей и животных;

- распространяться  в любой форме в радио- и  телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

- распространяться  в детских, образовательных, медицинских,  санаторно-курортных, оздоровительных,  спортивных организациях, организациях  культуры, а также ближе 100 метров  от них;

- распространяться  в радио- и телепрограммах с  7 до 22 часов местного времени;

- оформляться  в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;

- дискредитировать  воздержание от их употребления;

- распространяться  на первой и последней полосах  газет, а также на первой  и последней страницах и обложках  журналов;

- распространяться  в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве  специализирующихся на вопросах  экологии, образования, охраны здоровья.

Во всех случаях  распространение рекламы пива и  напитков, изготавливаемых на его  основе, должно сопровождаться предупреждением  о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов  эфирного времени трансляции каждой такой рек ламы, при распространении  такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной  площади (пространства).

В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача. Реклама


не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов. При рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта. Реклама не должна создавать впечатления ненужности медицинских консультаций или хирургических операций, не должна со держать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано.

Ограничения рекламы  в сфере оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров (т. е. веществ, используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ), включенных в специальные Перечни. Оборот и реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Перечень № 1, запрещен. Реклама наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечни 2 и З 3, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

Особые требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и  ценных бумаг, объясняются привлечением при осуществлении данных видов  деятельности де нежных средств населения. При производстве, размещении и распространении  рекламы этих услуг не допускается  гарантировать размеры дивидендов, но простым именным акциям, рекламировать  ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, давать обещания или делать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.

Сформулированные  в ст. 17 Закона о рекламе этих услуг  требования детализированы в специальных  нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг  определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».


5. Понятие и виды ненадлежащей рекламы

 

Если реклама  соответствует общим и специальным  требованиям, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения  требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе о  рекламе приведен неисчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

Недобросовестная  реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств и качеств товара; наличия  его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и др. Реклама  будет считаться недостоверной, если в ней использованы термины  в превосходной степени («самый», «только», «лучший», «единственный»), которые  не могут быть подтверждены документально.

Неэтичная реклама – это реклама, содержащая любых видов информацию, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичной является реклама, которая порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.


Заведомо ложной считается реклама, с помощью  которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытая реклама — реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах и изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

 

6. Государственное регулирование рекламной деятельности

 

Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование  реализуется посредством установления в актах компетентных государственных  органов правил осуществления рекламной  деятельности и ответственности  за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными  государственными органами. Федеральная  антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством  полномочий антимонопольного органа). Положение о Федеральной антимонопольной  службе утверждено постановлением Правительства  РФ от 30 июня 2004 г. 331.

Полномочия антимонопольного органа в данной сфере определены ст. 26 Закона о рекламе. В частности, антимонопольный орган:

— предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы; направляет субъектам рекламной деятельности предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществлении контррекламы;

— предъявляет иски в суды, арбитражные суды в связи с нарушением законодательства РФ рекламе, о признании недействительны ми сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.


В субъектах Российской Федерации создаются и действуют  специальные органы, в функции  которых входит управление рекламной  деятельностью.

В субъектах РФ создаются и действуют консультативно-совещательные  коллегиальные органы, задачами которых  являются выработка предложений  по определению политики в области  рек ламы; разработка концепций развития индустрии рекламы; координация  деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов  в сфере рекламы. В числе таких  органов можно назвать Координационный  Совет по делам наружной рекламы, информации и оформления территории Московской области при Правительстве  Московской области.

 

7. Ответственность за ненадлежащую рекламу

 

Законом о рекламе  предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения  при осуществлении рекламной  деятельности. При этом рекламодатель  отвечает за нарушения в части  содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло  не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы. Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя, скрытая реклама с использованием технических средств – рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы – виной рекламораспространителя.

Информация о работе Правовое регулирование в области рекламы