Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с действующим законодательством при перемещении товара через таможенную границу уплачиваются следующие виды налогов:
таможенные пошлины (импортные);
налог на добавленную стоимость;
акцизы на товары, ввозимые на территорию республики;
таможенные сборы.
Налогооблагаемой базой при уплате НДС является таможенная стоимость товаров, ввозимых в таможенных режимах свободного обращения, обратного ввоза в измененном состоянии и ввоза для потребления нерезидентами.

Содержание работы

Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности
3
Банковская система и её роль в развитии предпринимательства
6
Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
8
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и предпринимателей.
20
Задача
37
Литература

Файлы: 1 файл

хозправо контрольнаяr.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, перечисленные государственные органы, участвующие в регулировании процессов на рынке ценных бумаг, призваны создать действенный механизм контроля за финансовой устойчивостью и безопасностью фондового рынка.

 

  1. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и предпринимателей.

 

Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) . Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:

- внешнеэкономические отношения  РФ;

- международные договоры РФ;

- судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное  и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной  собственности;

- федеральное коллизионное право.

Основными источниками гражданского права РФ являются:

- кодексы и уставы:

- Гражданский кодекс РФ, части  первая и вторая;

- Основы гражданского законодательства  СССР и республик 1991 г. в действующей  части: интеллектуальная собственность, иностранное право, коллизионная норма;

- Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в действующей части, как и  «Основы»;

Воздушный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ);

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ);

Законы РФ:

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-Ф3 «О переводном и простом векселе»;

Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;

Законы РФ «Об акционерных обществах» 1995 г. и «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма полностью воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

Ниже приводится перечень действующих международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности

- Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.); Конвенция  Организации Объединенных Наций  о договорах международной купли-продажи  товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980).

- Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;

- Общие условия поставок товаров  из СССР в Китайскую Народную  Республику и из Китайской  Народной Республики в СССР (ОУП  СССР - КНР), 1990 г.;

- Общие условия поставок товаров  между внешнеторговыми организациями  СССР и внешнеторговыми организациями  КНДР (ОУП СССР - КНДР), 1981 г.;

- соглашения о взаимном поощрении  и защите иностранных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);

- соглашения об избежании двойного  налогообложения, заключенные Россией  более чем с 25 странами;

- Конвенция УНИДРУА о международном  финансовом лизинге (Оттавская конвенция, 1988 г.);

- Конвенция, устанавливающая единообразный  закон о переводном и простом векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);

- Парижская конвенция по охране  промышленной собственности, 1883 г. (с  дополнениями);

- Мадридское соглашение о международной  регистрации знаков, 1891 г. (с дополнениями);

- Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью - Йоркская конвенция, 1958 г.);

- Европейская конвенция о внешнеторговом  арбитраже (Женевская Конвенция, 1961 г.);

- Гаагская конвенция, отменяющая  требования легализации иностранных  официальных документов, от 5 октября 1961 г. (об апостиле). Ее участниками  являются 69 государств.

В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениям законодательства или договору, не применяются.

Обычай очень часто используют во внешней торговле, особенно при отправках грузов через морские порты. Международная торговая палата подготовила и опубликовала для факультативного применения предпринимателями в контрактах следующие международные документы, основанные на использовании торговых обычаев:

- Международные правила толкования торговых терминов - «Инкотермс-90». Публикация МТП, 1990 г., № 460;

- Унифицированные правила и  обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г.). Публикация МТП № 500.

В свое время Всесоюзная торговая палата подготовила и опубликовала своды обычаев морских портов СССР и среди них «Свод обычаев морского порта Находка» (зафиксированы ВТП в 1968 г.). Обычаи не обязательно должны быть опубликованы, однако их знание очень важно при отгрузках груза через иностранные порты, в которых по-иному, чем в Инкотермс-90, могут трактоваться обязанности продавца и покупателя по ряду базисных условий. Это касается, например, отгрузок на условиях ФОБ в бельгийском порту Антверпен.

Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах международной купли - продажи товаров.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» также допускает применение третейскими судами торговых обычаев к сделке (ст. 28 п. 3).

Принципы и нормы международного права также являются источником регулирования ВЭД.

Их применение в праве России предусмотрено в Конституции РФ. В ст. 15 п. 4 Конституции, в частности, установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Эта общая конституционная норма полностью воспроизведена в ст. 7 п. 1 ГК РФ. Нужно отметить, что ни в Конституции, ни в ГК РФ не дается определения этого важного принципа.

В указанном выше «Статуте Международного суда» ООН также имеется ссылка на принципы права. В ст. 38 п. 1 «с» говорится, что суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В качестве примеров общепринятых принципов права в сфере ВЭД можно привести такие, как равенство, взаимная выгода, а также принцип недискриминации. Если какое-либо государство примет по отношению к России дискриминационные меры, например валютные ограничения, эмбарго, введение квот или дискриминационного лицензионного режима в коммерции или в сфере инвестиций, то это может прямо затронуть интересы российских предпринимателей. В таких случаях Россия может принять законные ответные меры сообразно принципу справедливости.

Следует также отметить, что в международном торговом праве получил распространение документ «Принципы международных договоров» (Lex mercatoria), подготовленный и рекомендованный для применения на всеобщей основе Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Хотя Принципы не имеют нормативного характера, а могут использоваться сторонами сделки факультативно, тем не менее их значение довольно велико, поскольку суды и третейские суды могут скоординировать нормы этих Принципов с отношениями сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос, например о «затруднениях» (Hardships), которые стороны испытывают при исполнении сделки. Заметим, что Гражданский кодекс Нидерландов, о котором говорится ниже, также построен на основе этих принципов.

Основными источниками гражданского и торгового права иностранных государств являются законы, акты исполнительной власти, судебная практика и обычай. К источникам относятся также международные договоры.

В статье 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности» Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 15.12.2003, № 50, ст. 4850, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607. (далее - Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Закона.

1. Единство внешнеторговой политики  как составной части внешней  политики.

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2. Единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  и контроля за ее осуществлением.

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:

- единство цели внешнеторгового  регулирования: защита экономического  суверенитета, обеспечение экономической  безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной  экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику (ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);

- единство внешнеторговой политики  Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);

- отнесение к ведению Российской  Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ  единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);

- единство таможенной территории  Российской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции  РФ, ст. 4 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»).

Этот принцип законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

3. Единство политики экспортного  контроля.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Одним из необходимых условий достижения поставленных задач является обеспечение единства политики экспортного контроля.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и предпринимателей