Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 23:44, контрольная работа
В соответствии с действующим законодательством при перемещении товара через таможенную границу уплачиваются следующие виды налогов:
таможенные пошлины (импортные);
налог на добавленную стоимость;
акцизы на товары, ввозимые на территорию республики;
таможенные сборы.
Налогооблагаемой базой при уплате НДС является таможенная стоимость товаров, ввозимых в таможенных режимах свободного обращения, обратного ввоза в измененном состоянии и ввоза для потребления нерезидентами.
Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности
3
Банковская система и её роль в развитии предпринимательства
6
Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
8
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и предпринимателей.
20
Задача
37
Литература
Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области (ст. 12 Закона), утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.
В 1999 году был принят Федеральный закон «Об экспортном контроле», который установил принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определил права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Принцип единства политики экспортного контроля тесным образом связан с принципом единства внешнеторговой политики (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Единство таможенной территории Российской Федерации.
Понятием «таможенная территория» обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом:
- территория Российской
- таможенная территория
- на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3).
Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие «таможенная граница». Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации» (п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.
Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. «ж»), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.
Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: «На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу». Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования (ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»).
5. Приоритет экономических мер
государственного
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты
(импортный и экспортный
2) паратарифные (или квазитарифные)
инструменты, использование которых
формально не связано с
3) валютно-финансовое
4) антидемпинговые и
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установление технических
7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.
На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.
Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 Закона количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).
6. Равенство участников
Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см., например, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 34 - 37), посвященный тарифным льготам).
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.
Данный принцип приобретает особое значение также в связи со следующим обстоятельством. Российская Федерация и ее субъекты (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа) выступают во внешнеторговой сфере в двух основных качествах - в качестве носителя государственной власти (нормативное регулирование внешнеторговой деятельности, лицензировании внешнеторговых операций и т.п.) и в качестве субъекта хозяйственной деятельности (становясь непосредственными участниками внешнеторговой деятельности, они вступают в отношения гражданско-правового характера с иностранными внешнеторговыми контрагентами). При этом государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), вступая в гражданско-правовые отношения во внешнеторговой сфере, действует как равноправный субъект, наряду с другими участниками внешнеторговой деятельности. Соответствующее положение гарантируется нормами Конституции РФ (ст. ст. 8 и 34), Закона, а также Гражданского кодекса РФ:
- ст. 1 п. 1: «Гражданское законодательство
основывается на признании
- ст. 1 п. 2: «Граждане (физические лица)
и юридические лица
- ст. 124 п. 1: «Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации.
В упомянутой статье Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 124) устанавливается также, что к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Одной из таких особенностей является, например, суверенитет государства. Следствием суверенного характера государства как участника внешнеторговой деятельности стало появление принципа судебного иммунитета государства, в соответствии с которым государство не может быть привлечено судом к ответственности без его на то согласия. В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены специальным федеральным законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон до сих пор не принят.
Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.
Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 комментируемого Закона).
Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры. В соответствии со статьей 24 комментируемого Закона специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер.
Конституция РФ (ст. 34) закрепила: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.
Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и предпринимателей