Шпаргалка по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие и возникновение хозяйственного права.
Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.
Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Файлы: 1 файл

otvety_k_ekzamenu_po_discipline_hozyaistvennoe_pravo.docx

— 180.48 Кб (Скачать файл)

1.Понятие и  возникновение хозяйственного права.

Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.

Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Постепенно наряду с торговлей стали развиваться и другие виды хозяйственной деятельности: промышленность, грузовые перевозки, банковская деятельность.

С развитием капитализма предметом торгового права начинает выступать профессионально осуществляемая хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, т.е. предпринимательская деятельность.

Преобладающими терминами в западных странах до сих пор остаются "торговое право" или "коммерческое право". Во многом это обусловлено тем, что в большинстве государств предпринимательская деятельность регулируется, как правило, специальным законодательством.

Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения между субъектами хозяйствования, отношения некоммерческого характера, связанные с организацией хозяйственной деятельности субъектов, а также отношения, направленные на государственное регулирование экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

2.Предмет, принципы и метод хозяйственного права.

Предмет ХП – это регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

Предметом ХП являются следующие отношения:

  1. Профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
  2. Отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.д.

Принципы – это основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер:

  1. Принцип свободы предпринимательской деятельности – государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;
  2. Принцип законности – все участники хозяйственный отношений должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней НПА;
  3. Принцип государственного воздействия на экономику – государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества;
  4. Принцип неприкосновенности собственности – собственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защищается государством;
  5. Принцип свободы договора – стороны могут заключить договор, а также сформировать условия будущего договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством;
  6. Принцип конкуренции и защиты от монополизма;
  7. Принцип обеспечения защиты нарушенных прав – ЮЛ и ФЛ вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Под методом правового регулирования понимается набор способов и приёмов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Метод ХП можно определить как комплексный.

Методы ХП:

  1. Административно-правовой (императивный) - отношения власти и подчинения – один субъект (государственный орган) имеет право давать обязательные для исполнения указания другому субъекту;
  2. Гражданско-правовой (диспозитивный) – отношения, основанные на равенстве сторон.

3.Наука хозяйственного права.

Хозяйственное право как наука представлять собой деятельность, направленную на выработку системы обобщенных научно-обоснованных знаний о механизме правового регулирования предпринимательской деятельности, его свойствах, соотношении с другими науками, явлениями правовой действительности, аналогичными механизмами, существующими в других странах.

Наука ХП в своем развитии прошла 3 этапа:

  1. двухсекторная теория (1921-1930 гг.) – наряду с доминирующим социалистическим сектором существовал и частный;
  2. школа единого хозяйственного права (1931-1960 гг.);
  3. третья школа хозяйственного права (1961-1990 гг.) – создание хозяйственно-правовой базы, введение системы планирования, договорных отношений, внедрение хозяйственного расчёта;
  4. школа предпринимательского права (1991г.  до настоящего времени) – возрождение частной собственности, появление института предпринимательства и его развитие, участие государственной собственности в рыночной экономике.

Наука хозяйственное право делится на две части:

  1. Общая – рассматривает вопросы, имеющие основополагающее значение для хозяйственного права в целом;
  2. Особенная – рассматриваются отдельные виды хозяйственной деятельности.

4.Хозяйственное законодательство.

Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, содержащих нормы ХП, принадлежащие различным звеньям общего нормативного массива, регулирующие общественные отношения, связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью граждан и ЮЛ.

Источники:

  1. Общие – наряду с хозяйственными отношениями, регулируют и иные отношения;
  2. Специальные – регламентируют определенные правоотношения в сфере хозяйствования.

Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности являются:

  1. Конституция;
  2. Кодексы (ГК, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс и др.);
  3. Законы;
  4. Указы, декреты и распоряжения Президента;
  5. Постановления Совмина;
  6. Акты Конституционного суда, Верховного суда и Национального банка;
  7. Акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления;
  8. Международные акты (Венская конвенция о праве международных договоров и др.);
  9. Локальные нормативные акты.

5.Понятие хозяйственных правоотношений.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются отношения, урегулированные нормами ХП, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка связанных взаимными правами и обязанностями.

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты.

В их структуру входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются ЮЛ и ФЛ, осуществляющие хозяйственную деятельность, т.е. деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

  1. Вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права;
  2. Работы и услуги;
  3. Неимущественные блага и др. – фирменное наименование, коммерческая тайна, право на товарный знак.

Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и обязанности их участников.

6.Понятие и значение государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Цель государственного регулирования  экономики состоит в развитии цивилизованных рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента, и изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности можно определить, как функцию государства, реализуемую посредством прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях обеспечения устойчивого развития РБ на основе оптимального сочетания государственных, общественных и частных интересов.

7.Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

К формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  1. Прогнозирование - определение целей, этапов, конкретных показателей и сроков достижения поставленных задач;
  2. Планирование - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях социально-экономического развития государства;
  3. Денежная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства;
  4. Антимонопольное регулирование - законы и другие акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Методы государственного регулирования делятся на 2 группы:

  1. Методы административного воздействия на экономические процессы;
  2. Экономического воздействия на экономические процессы.

К административным методам относятся:

  1. Государственный контроль (надзор) за осуществлением хозяйственной деятельности;
  2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;
  3. Государственная регистрация субъектов хозяйствования и др.

Экономических способов воздействия можно выделить: налогообложение; предоставление льгот и преференций при организации бизнеса в малых и средних городских поселения в сельской местности, а также при занятии определенными видами хозяйственной деятельности.

8.Правовое регулирование контрольной (надзорной) деятельности.

Указ Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ».

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

  1. презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
  2. законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
  3. открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;
  4. равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
  5. открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
  6. ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
  7. предупреждения совершения правонарушений.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  1. К высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года;
  2. К средней группе риска, – не чаще одного раза в 3 календарных года;
  3. К низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 календарных лет.

Все проверки субъектов хозяйствования можно подразделить на две группы: плановые и внеплановые. Среди внеплановых проверок можно выделить:

  1. Встречные проверки – проверки, проводимые для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
  2. Контрольные проверки – для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;
  3. Дополнительная проверка – для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок;
  4. Внеплановые тематические оперативные проверки.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственное право"