1.Понятие и
возникновение хозяйственного права.
Первые существующие тенденции
возникновения хозяйственных отношений
предопределили социально-экономические
предпосылки для возникновения хозяйственного
права. Данные отношения носили характер
торговых.
Развитие торговли в средние
века в европейских странах вызвало необходимость
принятия специальных правовых норм, регулирующих
торговую деятельность. Данные нормы составили
торговое право.
Постепенно наряду с торговлей
стали развиваться и другие виды хозяйственной
деятельности: промышленность, грузовые
перевозки, банковская деятельность.
С развитием капитализма предметом
торгового права начинает выступать профессионально
осуществляемая хозяйственная деятельность,
направленная на получение прибыли, т.е.
предпринимательская деятельность.
Преобладающими терминами в
западных странах до сих пор остаются
"торговое право" или "коммерческое
право". Во многом это обусловлено тем,
что в большинстве государств предпринимательская
деятельность регулируется, как правило,
специальным законодательством.
Хозяйственное право – это совокупность правовых
норм, регулирующих хозяйственные отношения
между субъектами хозяйствования, отношения
некоммерческого характера, связанные
с организацией хозяйственной деятельности
субъектов, а также отношения, направленные
на государственное регулирование экономики
в целях обеспечения интересов государства
и общества.
2.Предмет, принципы
и метод хозяйственного права.
Предмет ХП – это регулируемая
совокупность отношений, складывающихся
в процессе осуществления хозяйственной
деятельности субъектами хозяйствования.
Предметом ХП являются следующие
отношения:
- Профессиональная деятельность
по производству товаров (работ, услуг)
с целью извлечения прибыли;
- Отношения по реализации товаров,
их доставке, хранению и т.д.
Принципы – это основополагающие
идеи, исходные начала, закрепленные в
нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный
характер:
- Принцип свободы
предпринимательской деятельности – государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;
- Принцип законности – все участники хозяйственный отношений должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней НПА;
- Принцип государственного
воздействия на экономику – государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества;
- Принцип неприкосновенности
собственности – собственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защищается государством;
- Принцип свободы
договора – стороны могут заключить договор, а также сформировать условия будущего договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством;
- Принцип конкуренции
и защиты от монополизма;
- Принцип обеспечения
защиты нарушенных прав – ЮЛ и ФЛ вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.
Под методом правового регулирования
понимается набор способов и приёмов регулирования
отношений между субъектами, складывающихся
вследствие особых свойств предмета правового
регулирования. Метод ХП можно определить
как комплексный.
Методы ХП:
- Административно-правовой (императивный) - отношения власти и подчинения – один субъект (государственный орган) имеет право давать обязательные
для исполнения указания другому субъекту;
- Гражданско-правовой (диспозитивный) – отношения, основанные на равенстве сторон.
3.Наука хозяйственного
права.
Хозяйственное право как наука
представлять собой деятельность, направленную
на выработку системы обобщенных научно-обоснованных
знаний о механизме правового регулирования
предпринимательской деятельности, его
свойствах, соотношении с другими науками,
явлениями правовой действительности,
аналогичными механизмами, существующими
в других странах.
Наука ХП в своем развитии прошла
3 этапа:
- двухсекторная теория (1921-1930
гг.) – наряду с доминирующим социалистическим сектором существовал и частный;
- школа единого хозяйственного
права (1931-1960 гг.);
- третья школа хозяйственного
права (1961-1990 гг.) – создание хозяйственно-правовой базы, введение системы планирования, договорных отношений, внедрение хозяйственного расчёта;
- школа предпринимательского
права (1991г. до настоящего времени) – возрождение частной собственности,
появление института предпринимательства
и его развитие, участие государственной
собственности в рыночной экономике.
Наука хозяйственное право
делится на две части:
- Общая – рассматривает вопросы, имеющие основополагающее значение для хозяйственного права в целом;
- Особенная – рассматриваются отдельные виды хозяйственной деятельности.
4.Хозяйственное законодательство.
Хозяйственное законодательство
– это совокупность нормативных актов,
содержащих нормы ХП, принадлежащие различным
звеньям общего нормативного массива,
регулирующие общественные отношения,
связанные с хозяйственной (предпринимательской)
деятельностью граждан и ЮЛ.
Источники:
- Общие – наряду с хозяйственными отношениями, регулируют и иные отношения;
- Специальные – регламентируют определенные правоотношения в сфере хозяйствования.
Источниками правового регулирования
хозяйственной деятельности являются:
- Конституция;
- Кодексы (ГК, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс и др.);
- Законы;
- Указы, декреты и распоряжения
Президента;
- Постановления Совмина;
- Акты Конституционного суда,
Верховного суда и Национального банка;
- Акты министерств и иных республиканских
органов государственного управления,
местных органов управления;
- Международные акты (Венская конвенция о праве международных договоров и др.);
- Локальные нормативные акты.
5.Понятие хозяйственных
правоотношений.
Под хозяйственными правоотношениями
понимаются отношения, урегулированные
нормами ХП, возникающие в процессе осуществления
предпринимательской деятельности, а
также вследствие государственного воздействия
на участников рынка связанных взаимными
правами и обязанностями.
Основой для возникновения,
изменения и прекращения хозяйственных
правоотношений являются юридические
факты.
В их структуру входят субъект,
объект и содержание правоотношения.
Субъектами хозяйственных правоотношений
являются ЮЛ и ФЛ, осуществляющие хозяйственную
деятельность, т.е. деятельность по производству
товаров, оказанию услуг, выполнению работ.
Объектами хозяйственных правоотношений
являются:
- Вещи, деньги, ценные бумаги,
иное имущество, а также имущественные
права;
- Работы и услуги;
- Неимущественные блага и др.
– фирменное наименование, коммерческая
тайна, право на товарный знак.
Содержание хозяйственных правоотношений
составляют субъективные права и обязанности
их участников.
6.Понятие и значение
государственного регулирования хозяйственной
деятельности.
Цель государственного регулирования
экономики состоит в развитии цивилизованных
рыночных отношений, достижении реальных
экономических свобод товаропроизводителей,
посредников и потребителей по поводу
ассортимента, и изготавливаемых, закупаемых
и реализуемых товаров и услуг.
Государственное регулирование
хозяйственной деятельности можно определить,
как функцию государства, реализуемую
посредством прямого и косвенного воздействия
на экономические процессы в целях обеспечения
устойчивого развития РБ на основе оптимального
сочетания государственных, общественных
и частных интересов.
7.Формы и методы государственного
регулирования хозяйственной деятельности.
К формам государственного
регулирования предпринимательской деятельности
относятся:
- Прогнозирование - определение целей, этапов,
конкретных показателей и сроков достижения
поставленных задач;
- Планирование - система научно обоснованных
представлений о направлениях, критериях
социально-экономического развития государства;
- Денежная политика - это политика государства, воздействующая
на количество денег в обращении с целью
обеспечения стабильности цен, полной
занятости населения и роста реального объема производства;
- Антимонопольное регулирование - законы и другие акты, способствующие
развитию конкуренции, направленные на
ограничение и запрещение монополий, препятствующие
созданию монопольных структур и объединений,
монополистических действий.
Методы государственного регулирования
делятся на 2 группы:
- Методы административного воздействия
на экономические процессы;
- Экономического воздействия
на экономические процессы.
К административным методам
относятся:
- Государственный контроль (надзор)
за осуществлением хозяйственной деятельности;
- Лицензирование отдельных видов
хозяйственной деятельности;
- Государственная регистрация
субъектов хозяйствования и др.
Экономических способов воздействия
можно выделить: налогообложение; предоставление
льгот и преференций при организации бизнеса
в малых и средних городских поселения
в сельской местности, а также при занятии
определенными видами хозяйственной деятельности.
8.Правовое регулирование
контрольной (надзорной) деятельности.
Указ Президента РБ «О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в РБ».
Контрольная
(надзорная) деятельность осуществляется
в соответствии с принципами:
- презумпции добросовестности и невиновности
проверяемого субъекта;
- законности при назначении, проведении,
оформлении результатов проверки, вынесении
решений и рассмотрении жалоб на решения
контролирующих (надзорных) органов, требования
(предписания) об устранении нарушений,
действия (бездействие) проверяющих;
- открытости и доступности нормативных
правовых актов, в том числе технических
нормативных правовых актов, устанавливающих
обязательные требования, выполнение
которых проверяется при проведении государственного
контроля (надзора), постоянной возможности
ознакомления с этими актами, в том числе
путем обязательного размещения их текстов
на сайтах государственных органов и иных
организаций;
- равенства прав и законных интересов
всех проверяемых субъектов;
- открытости информации о включении проверяемых
субъектов в координационный план контрольной
(надзорной) деятельности на предстоящий
период;
- ответственности контролирующих (надзорных)
органов, их должностных лиц за нарушение
законодательства при осуществлении контроля
(надзора);
- предупреждения совершения правонарушений.
Контролирующий
(надзорный) орган вправе назначить плановые
проверки в отношении проверяемых субъектов,
отнесенных:
- К высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года;
- К средней группе риска, – не чаще одного раза в 3 календарных года;
- К низкой
группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного
раза в 5 календарных лет.
Все проверки
субъектов хозяйствования можно подразделить
на две группы: плановые и внеплановые.
Среди внеплановых проверок можно выделить:
- Встречные проверки – проверки, проводимые для установления
(подтверждения) достоверности и законности
совершения финансово-хозяйственных операций
между проверяемым субъектом и его контрагентами
или третьими лицами, имеющими отношение
к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
- Контрольные проверки – для проверки
устранения проверяемым субъектом нарушений,
выявленных в ходе предыдущей проверки;
- Дополнительная проверка – для подтверждения
обоснованности доводов, изложенных в
возражениях по акту (справке) проверки
либо в жалобе на решение контролирующего
(надзорного) органа (должностного лица),
требование (предписание) об устранении
нарушений, изучения дополнительных вопросов
по делам (материалам), поступившим в органы
уголовного преследования, суды, кроме
ранее согласованных проверяющим (руководителем
проверки) и должностными лицами органов
уголовного преследования по возбужденному
уголовному делу, руководителями (их заместителями)
органов уголовного преследования, судов
по находящимся в их производстве делам
(материалам), либо по причине несоблюдения
проверяющим (руководителем проверки)
установленного порядка назначения и проведения проверок;
- Внеплановые тематические
оперативные проверки.