Проверяемый
период ограничен 3 календарными годами,
предшествующими году назначения проверки,
и истекшим периодом календарного текущего
года.
Срок проведения
проверки не может превышать при проведении
проверок:
- ИП, нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся ЮЛ или ИП, – 15 рабочих дней;
- иных проверяемых субъектов – 30 рабочих дней.
Вместе
с тем предусмотрены следующие максимальные
специальные сроки проведения проверок:
- В отношении внеплановой тематической оперативной
проверки в отношении одного проверяемого
субъекта или его обособленного подразделения - 3 рабочих дней.
- В отношении контрольной проверки - 5 рабочих дней.
- В отношении дополнительной проверки - 10 рабочих дней.
9. Лицензирование
отдельных видов хозяйственной деятельности.
Лицензирование – это комплекс
реализуемых государством мер, связанных
с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением
изменений и (или) дополнений в лицензии,
приостановлением, возобновлением, продлением
срока действия лицензий, прекращением
их действия, контролем над соблюдением
лицензиатами при осуществлении лицензируемых
видов деятельности соответствующих лицензионных
требований и условий.
Лицензия – это специальное
разрешение на осуществление вида деятельности
при обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий, выданное лицензирующим
органом соискателю лицензии и лицензиату.
Законодательство устанавливает
следующие основания для отказа от выдачи
лицензии:
- Наличие в представленных документах
недостоверных сведений;
- Несоответствие представленных
документов законодательству;
- Наличие заключения о несоответствии
возможности соискателя лицензии лицензионным
требованиям и условиям по результатам
проверки или экспертизы и др.
При наличии любого из указанных
оснований лицензирующий орган принимает
решение об отказе в выдаче лицензии, о
чём в 5-дневный срок со дня принятия такого
решения письменно уведомляет соискателя
лицензии.
Лицензии могут выдаваться
на определенный срок (не менее 5 лет и
не более 10 лет). Срок действия лицензии
по его окончании может быть продлен по
заявлению лицензиата неоднократно.
10.Понятие и признаки
предпринимательской деятельности. Соотношение
предпринимательской хозяйственной деятельности.
Предпринимательская деятельность
– это самостоятельная деятельность юридических
и физических лиц, осуществляемая ими
в гражданском обороте от своего имени,
на свой риск и под свою имущественную
ответственность и направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи вещей, произведенных, переработанных
или приобретенных указанными лицами
для продажи, а также от выполнения работ
или оказания услуг, если эти работы или
услуги предназначаются для реализации
другим лицам и не используются для собственного
потребления.
Признаки предпринимательской
деятельности:
- Самостоятельная деятельность;
- Цель деятельности – систематическое
получение прибыли;
- Осуществление в гражданском
обороте;
- Предпринимательский риск;
- Самостоятельная имущественная
ответственность;
- Лицо действует от своего имени;
- Прибыль извлекается от пользования
имуществом ,продажи вещей, а также от
выполнения работ и оказания услуг.
К предпринимательской деятельности
не относятся:
- ремесленная деятельность;
- деятельность по оказанию услуг в сфере
агроэкотуризма;
- адвокатская деятельность;
- нотариальная деятельность;
- деятельность ФЛ по использованию собственных ценных бумаг и банковских счетов в качестве средства платежа или в целях сохранения денежных средств и получения дохода;
- разовая реализация товаров на торговых местах на рынках и (или) в
иных местах не более 5 дней в календарном месяце произведенных, переработанных либо приобретенных ФЛ для продажи товаров, отнесенных к товарным группам, определенным
законодательством.
Также не относится к предпринимательской
деятельности деятельность ФЛ в сфере
репетиторства, дневного ухода за детьми,
чистки и уборки помещений, сдачи внаем
(поднаем) жилых помещений, по выпасу скота,
оказанию услуг по выращиванию сельскохозяйственной
продукции и дроблению зерна при соблюдении
2 условий:
- данные виды деятельности осуществляются
самостоятельно;
- к осуществлению этих видов
деятельности не привлекаются ФЛ по трудовыми
(или) гражданско-правовым договорам.
11.Формы предпринимательства.
Предпринимательство может
осуществляться:
- без образования юридического
лица, и с образованием юридического лица;
- без использования наемного
труда и с использованием наемного труда. Установленные Указом №285 ограничения исключают возможность осуществления деятельности ИП с привлечением третьих ли, е являющихся членами семьи и близкими родственниками (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочерение), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
Если существует необходимость
участия в деятельности других лиц, следует
рассматривать вопрос о создании ЮЛ, в
частности унитарного предприятия, где
требуется волеизъявление лишь одного
из участников.
12.Понятие и виды
субъектов хозяйствования.
Все субъекты хозяйствования
условно делятся на следующие группы:
- Коммерческие организации;
- Не коммерческие организации;
- Организации, не являющиеся ЮЛ, но осуществляющие хозяйственную деятельность (холдинги);
- Индивидуальные предприниматели;
- ФЛ, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма, ремесленная деятельность и др.
В связи с участием в образование
имущества ЮЛ его учредители могут иметь
обязательственные права в отношении
этого ЮЛ либо вещные права на его имущество.
К ЮЛ, в отношении которых их
участники имеют обязательственные права,
относятся:
- Хозяйственные товарищества
и общества;
- Производственные и потребительские
кооперативы;
- Крестьянские (фермерские) хозяйства.
Некоммерческие организации
могут осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь поскольку, поскольку
она:
- Необходима для их уставных
целей, ради которых они созданы, соответствует
этим целям и отвечает предмету деятельности
некоммерческих организаций;
- Необходима для выполнения
государственно значимых задач, предусмотренных
в их учредительных документах, соответствует
этим задачам и отвечает предмету деятельности
данных организаций.
13.Правовое положение
индивидуальных предпринимателей.
ИП – это ФЛ, зарегистрированное
в установленном законом порядке, в качестве
ИП, государственная регистрация которого
не аннулирована и является действительной.
Правовое положение закреплено
в ГК РБ (ст. 22,23, 31 и др.)
Индивидуальный предприниматель
вправе:
- Заниматься любой хозяйственной
деятельностью, не запрещенной законодательством;
- Привлекать не более 3 ФЛ (только
членов семьи и близких родственников)
по трудовым и (или) гражданско-правовым
договорам;
- Участвовать своим имуществом
и имуществом, полученным на законном
основании деятельности других хозяйствующих субъектов;
- Самостоятельно определять
направление своей деятельности, том
числе осуществлять не указанные в свидетельстве
о государственной регистрации виды деятельности,
выбирать поставщиков и потребителей
своей продукции, устанавливать цены и
тарифы на продукцию (работы, услуги);
- Устанавливать формы, системы
и размеры оплаты труда и другие вид доходов
лиц, работающих по найму;
- Открывать счета в банках для
хранения денежных средств, осуществления
всех видов расчетных, кредитных и кассовых
операций;
- Свободно распоряжаться прибылью
(доходом) от предпринимательской деятельности,
остающейся после уплаты налогов и внесения
других обязательных платежей;
- Пользоваться государственной
системой социального обеспечения и социального
страхования;
- Выступать истцом и ответчиком
в суде;
- Приобретать иностранную валюту
и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность;
- Осуществлять иную деятельность,
не запрещенную законом
На ИП возлагаются следующий
ряд обязанностей, в частности:
- Выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;
- Заключать контракты или договоры
с гражданами, принимаемыми на работу по найму;
- Уплачивать обязательные страховые
взносы на государственное социальное страхование;
- Предусматривать в трудовых
договорах (контрактах) оплату труда работников
не нижу установленного минимального
уровня;
- Осуществлять меры по обеспечению
экологической безопасности, охраны труда,
техники безопасности, производственной
гигиены и санитарии, руководствуясь действующими
положениями и нормами;
- Производить расчёты со всеми
работниками, привлеченными для работы
согласно заключенным договорам, независимо
от своего финансового состояния;
- Соблюдать права и законные
интересы потребителей;
- Получать в установленном порядке
специальное разрешение (лицензию) на
деятельность в сферах, которые подлежат
лицензированию;
- Выполнять решения государственных
органов и иных субъектов права, уполномоченных
Президентом, осуществляющих регулирование
и контроль за ценообразованием, принятые
ими в пределах полномочий;
- Соблюдать установленный порядок
ценообразования;
- Представлять государственным
органам и иным субъектам права, уполномоченным
Президентом, осуществляющим регулирование
ценообразования, полную и достоверную
информацию, необходимую для установления
регулируемых цен (тарифов) и контроля
за соблюдением установленного порядка
ценообразования;
- Уплачивать в установленном
порядке налоги, сборы (пошлины) и др.
14.Правовое регулирование
отношений в сфере малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства
относятся (Указ № 255 «О некоторых мерах
государственной поддержки малого предпринимательства»):
- Индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные в РБ;
- Микроорганизации, зарегистрированные
в РБ коммерческие организации со
средней численностью работников за календарный год до 15 человек
включительно;
- Малые организации, зарегистрированные
в РБ коммерческие организации со средней
численностью работников за календарный год от 16 – до
100 человек.
В качества одного из направлений
государственной поддержки малого предпринимательства
является формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства,
в том числе содействие организации и
деятельности центром поддержки предпринимательства
и инкубаторов малого предпринимательства.
Основные цели государственной
политики в сфере поддержки малого предпринимательства:
- Создание благоприятных условий,
для развития субъектов малого предпринимательства
и конкуренции;
- Оказание содействия субъектам
малого предпринимательства в продвижении
производимых им товаров.
Основные принципы государственной
политики в сфере поддержки малого предпринимательства:
- Обеспечение равного доступа
субъектов малого и среднего предпринимательства
к получению поддержки в соответствии
с условиями ее оказания, установленные
законодательством;
- Участие представителей субъектов
малого предпринимательства в формировании
государственной политики в сфере поддержки
малого предпринимательства, в подготовке
проектов нормативно правовых актов и
т.д.
Центром поддержки предпринимательства
является ЮЛ, создаваемое в целях обеспечения
экономической и организационной поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инкубатор малого предпринимательства
- ЮЛ, имеющее на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления,
или ином законном основании, специально
оборудованное под офисы и производство
товаров помещения, и находящиеся в них
имущества, и предоставляющие их в пользование
начинающих свою деятельность субъектам
малого предпринимательства.