Шпаргалка по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие и возникновение хозяйственного права.
Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.
Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Файлы: 1 файл

otvety_k_ekzamenu_po_discipline_hozyaistvennoe_pravo.docx

— 180.48 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование ценообразования происходит на основе двух форм регулирования:

  1. Прямого (административного);
  2. Косвенного регулирования.

Способы прямого (административного) регулирования цен (тарифов):

  1. Установление фиксированных цен (тарифов);
  2. Установление предельных цен (тарифов);
  3. Установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
  4. Установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
  5. Установление порядка определения и применения цн (тарифов);
  6. Декларирование цен (тарифов).

54.Контроль за  соблюдением законодательства о  ценах и ответственность за  нарушения законодательства в  сфере ценообразования.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценах осуществляют:

  1. Департамент ценовой политики в структуре Министерства экономики РБ;
  2. Соответствующие управления в структуре Облисполкомов и Мингорисполкома;
  3. Комитет государственного контроля и др.

Основные задачи Департамента ценовой политики:

  1. Выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования;
  2. Организация и осуществление государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а также за деятельностью субъектов естественных монополий.

Органы контроля в соответствии с возложенными на них задачами:

  1. проверяют правильность установления и применения субъектами хозяйствования цен (наценок, надбавок), порядка свободного ценообразования, оказывают им методическую помощь в этих вопросах;
  2. вносят в соответствующие органы управления предложения о государственном регулировании цен в случаях необоснованного и чрезмерного их роста, снижения производства продукции в натуральных показателях;
  3. дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, порождающих их;
  4. принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

Субъекты хозяйствования несут ответственность за:

  1. Нарушение, установленных соответствующими государственными органами, уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов)  и т.д.;
  2. Применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок, скидок на товары, работы и услуги, в отношении которых применяется государственное регулирование и др.

К субъектам хозяйствования, допустившим нарушения, применяются санкции в виде взыскания в доход соответствующего бюджета, выручки полученной в результате завышения цен либо суммы средств, недополученных в результате цен, ниже установленных уполномоченными государственными органами, и наложения штрафов в таком же размере.

В случае, совершения тех же действий повторно в течение года, в доход соответствующего бюджета взыскивается выручка, полученная в результате завышения цен, либо сумма средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и налагается штраф в двукратном размере такой выручки (суммы средств). Указанные штрафы не подлежат уменьшению на сумму налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Руководители ЮЛ и другие должностные лица, предприниматели за нарушение законодательства о ценообразовании несут иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Производство по делам об экономических правоотношениях и применение санкций осуществляются органами комитета государственного контроля, департаментом ценовой политики Министерства экономики, Управлениями ценовой политики Облисполкомов и Мингорисполкома.

55.Антимонопольное законодательство. Государственные органы, контролирующие соблюдение антимонопольного законодательства.

Монополия – ситуация, при которой определенному лицу, фирме, предприятию предоставлено исключительное право на исполнение конкретной деятельности.

Монополистическая деятельность - противоречащие действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Антимонопольное законодательство:

  1. Конституция;
  2. Гражданский кодекс;
  3. Кодекс об административных правоотношениях;
  4. Уголовный кодекс;
  5. Закон РБ от 12 декабря 2013 № 94 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и др.

Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции основывается на следующих принципах:

  • Принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства;
  • Принцип недопустимости антиконкурентных действий государственных органов;
  • Принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией;
  • Принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий;
  • Принцип информационной открытости;
  • Принцип эффективного сотрудничества.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

  • проводит государственную политику в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;
  • осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства государственными органами, хозяйствующими субъектами и ФЛ, не относящимися к хозяйствующим субъектам;
  • выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по противодействию монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, другим нарушениям антимонопольного законодательства государственными органами, хозяйствующими субъектами и ФЛ, не относящимися к хозяйствующим субъектам;
  • содействует развитию добросовестной конкуренции.

Деятельность государственных органов в этой сфере делится на 2 вида:

  1. Репрессивная;.
  2. Созидательная.

56.Доминирующее положение субъектов хозяйствования.

Доминирующие положения – это исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, дающее такому субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, а также устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять им доступ на этот товарный рынок.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 %, если доминирующее положение такого субъекта установлено антимонопольным органом. Не может быть признано доминирующим положением субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 %, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Доминирующим признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

При установлении факта доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольными органами определяются следующие количественные и качественные параметры товарного рынка:

  1. Товарные границы рынка;
  2. Состав покупателей и продавцов;
  3. Географические границы рынка;
  4. Емкость товарного рынка;
  5. Доля хозяйствующего субъекта на рынке;
  6. Рыночная сила хозяйствующего субъекта.

Доминирующие положения хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики и его территориальными органами на основе анализа ситуации на соответствующем товарном рынке.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта влечет его включение в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В целях недопущения и пресечения факта злоупотребления доминирующим положением в случае его выявления, в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, антимонопольный орган осуществляет контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов) и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, являются утрата им доминирующего положения на товарном рынке, ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.

57.Понятие монополистической деятельности и ее виды.

Монополистическая деятельность – это противоречащее законодательству действие или бездействие хозяйствующих субъектов государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Виды монополистической деятельности:

  1. Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности имеет государство в лице государственных органов или уполномоченных хозяйствующих субъектов;
  2. Естественная монополия – это состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производство и представление данного вида услуг.
  3. Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами.

Так, монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:

  • создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;
  • изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
  • установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
  • осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам.

Государственным органам запрещается также осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки, необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и иные льготы и другие.

58.Государственное регулирование монополистической деятельности.

Президент определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности  и развитие конкуренции.

Совет Министров обеспечивает реализацию государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Специально уполномоченные государственные органы (их структурные подразделения) проводят государственную политику в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Иные государственные органы в пределах своей компетенции содействуют проведению государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственное право"