Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель данной работы - всестороннее изучение государственного регулирования охраны окружающей среды.
В данной работе будут рассмотрены некоторые государственные мероприятия по охране окружающей среды.
При написании работы был поставлен ряд задач:
1.Изучить основные понятия охраны окружающей среды.
2.Проанализировать управление в области охраны окружающей среды.
3.Рассмотреть пути усиления государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования охраны окружающей среды…………………………………………………………….. .5
1.1. Понятия окружающей среды и причины ее загрязнения…………………5
1.2. Виды загрязнения окружающей среды и направления её охраны……….9
1.3. Объекты и принципы охраны окружающей среды………………………10
Глава 2. Анализ управления в области охраны окружающей среды………..15
2.1. Полномочия органов государственной власти РФ в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………………..15
2.2. Административные и экономические меры государства по охране окружающей среды ……………………………………………………………20
2.3. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ………………..24
Глава 3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды……………..………………………………………………30
3.1. Развитие законодательной и нормативной базы природопользования...30
3.2. Увеличение финансовых средств для экологических целей…………....36
Заключение……………………………………………………………… ……38
Список литературы…………………………………………………………… 40
Приложения
Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.
1.3. Объекты и принципы охраны окружающей среды
Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.
Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».
Охрана окружающей природной среды складывается из:
— правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
— материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
— инженерной охраны, разрабатывающей
природоохранную и
В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:
— естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
— земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должно осуществляться на основе следующих принципов:
Глава 2. Анализ управления в области охраны окружающей среды
2.1. Полномочия
органов государственной
Государственное управление
использованием и охраной природных
ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией
и функционирующие на разных уровнях.
Их можно подразделить на три вида: органы
общей компетенции, органы специальной
компетенции, функциональные органы.
К органам общей компетенции, осуществляющим
государственное управление использованием
и охраной природных ресурсов, относятся:
Федеральное Собрание РФ; Президент России;
Правительство России; администрация
субъектов РФ; а также органы местной администрации.
С учетом действия принципа разделения
властей роль Федерального Собрания РФ
в государственном управлении природопользованием
и охраной окружающей среды минимальна.
Она сводится, в частности, к принятию
решения об объявлении зоны чрезвычайной
экологической ситуации и зоны экологического
бедствия в соответствии с Законом "Об
охране окружающей среды". Кроме того,
на парламент возлагается ряд контрольных
полномочий, предусмотренных Конституцией
РФ, которые имеют косвенное отношение
к рассматриваемой сфере. Причем в основном
они принадлежат Государственной Думе.
С учетом того, что государственное финансирование
охраны окружающей среды имеет решающее
значение для достижения целей поддержания
и восстановления благоприятного состояния
окружающей среды, контроль Государственной
Думы за деятельностью Правительства
при формировании бюджета - важная функция
управления. Контроль за исполнением федерального
бюджета, в том числе по статьям, касающимся
охраны окружающей среды, относится к
совместному ведению обеих палат Федерального
Собрания.
Природоохранительная деятельность Президента
России регулируется многими актами, включая
Конституцию РФ. К важнейшим функциям
управленческой деятельности Президента,
предусмотренным Конституцией, можно
отнести определение основных направлений
внутренней и внешней экологической политики
государства; нормотворчество; организацию
системы центральных органов исполнительной
власти России; гарантии соблюдения прав
граждан в области природопользования
и охраны окружающей среды; обеспечение
согласованного функционирования и взаимодействия
органов государственной власти в области
природопользования и охраны окружающей
среды. Управление охраной окружающей
среды и природопользованием осуществляется
как непосредственно Президентом РФ, так
и структурами в его администрации.
Компетенция Правительства РФ и правительств
субъектов РФ в сфере природопользования
и охраны окружающей среды определена
многими нормативными правовыми актами
- как общими, так и экологическими.
Правительство РФ осуществляет
деятельность в области природопользования
и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через
созданные им структуры. В аппарате Правительства
РФ вопросами в данной области ведает
Департамент реформирования агропромышленного
комплекса и защиты окружающей среды.
Вспомогательным органом Правительства
РФ является также Правительственная
комиссия по окружающей среде и природопользованию.
Деятельность органов общей компетенции
в области природопользования и охраны
окружающей среды на уровне субъектов
РФ регулируется как федеральным законодательством,
так и нормативными правовыми актами субъектов
РФ. Она включает обеспечение реализации
государственной экологической политики;
координацию деятельности министерств
и ведомств в данной сфере; планирование
рационального природопользования и охраны
окружающей среды; организацию ведения
кадастров природных ресурсов на уровне
субъектов; осуществление государственного
контроля за природопользованием и охраной
окружающей среды и др.
Полномочия органов местного самоуправления
в области охраны окружающей среды и природопользования
определены как Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",
так и отдельными актами экологического
законодательства.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
2.2. Административные и экономические меры государства по охране окружающей среды
В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Административные методы природопользования и охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном механизме России при социализме. При этом экономические методы управления как инструменты стимулирования природоохранной деятельности на практике недооценивались. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и предупреждении загрязнения окружающей среды. С другой стороны, расточительное использование богатств природы и загрязнение окружающей среды не отражалось на результатах хозяйственной деятельности предприятий.
До недавнего времени
наиболее распространенными и
Общесистемные функции административного управления обычно включают следующие виды деятельности:
Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды