Государственный экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Организует  и координирует работы по муниципальному экологическому контролю Департамент  по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.

На территории Волгограда муниципальный экологический  контроль и мониторинг осуществляется на основании Положения об осуществлении  муниципального экологического контроля и мониторинга на территории Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 05.11.2003 г. № 63/1199.

Основными задачами муниципального экологического контроля и мониторинга являются:

  1. управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, других природных ресурсов на территории Волгограда;
  2. организация, координация и контроль деятельности всех находящихся на территории Волгограда юридических и физических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления;
  3. организация и осуществление мониторинга окружающей среды;
  4. участие в разработке и установлении нормативов допустимого воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  5. контроль за установленными нормативами допустимого воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Волгограда, на окружающую природную среду;
  6. контроль за выполнением программ, планов мероприятий по охране окружающей среды, в том числе в период наступления неблагоприятных метеорологических условий;
  7. контроль за работой очистных сооружений, устройств и других обезвреживающих устройств, транспортных средств, объектов и установок переработки, размещения отходов, средств контроля;
  8. контроль за выполнением графиков аналитического контроля источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объектов переработки, размещения отходов;
  9. координация деятельности организаций, осуществляющих производственный экологический контроль на территории Волгограда;
  10. контроль за соблюдением установленного режима использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
  11. участие в формировании доходной части бюджета Волгограда за счет средств, поступающих от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  12. контроль за достоверностью физических показателей, учитываемых при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  13. проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности на территории Волгограда;
  14. участие в работе государственной экологической экспертизы по объектам, намечаемым к реализации на территории Волгограда;
  15. участие в работе приемочных комиссий по вводу в эксплуатацию законченных строительством объектов;
  16. учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на территории Волгограда;
  17. учет и оценка объемов отходов производства и потребления на объектах, расположенных на территории Волгограда, независимо от форм собственности и подчинения;
  18. экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности на основе данных экологического мониторинга;
  19. предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
  20. приостановление строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических норм на территории Волгограда в порядке, установленном законодательством;
  21. информирование населения и общественных организаций на территории Волгограда о принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности;
  22. участие в проведении работ в области экологического образования, просвещения населения;
  23. иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории Волгограда в пределах полномочий органов местного самоуправления Волгограда, определенных действующим законодательством.

Необходимо  отметить, что только за период прошлого года в адрес Департамента поступили  и рассмотрены 1315 жалоб и обращений  жителей города. Жалобы поступали на загазованность атмосферного воздуха, захламление и загрязнение почво-грунтов, аварийные течи водопроводных и канализационных сетей, повреждение и уничтожение зеленых насаждений, самовольное строительство или размещение объектов без разрешительной документации и другие, связанные с нарушением природоохранного законодательства вопросами. По всем обращениям были проведены расследования причин и приняты соответствующие меры.

К сожалению, нужно  отметить, что одной из основных экологических проблем города Волгограда является загрязнение атмосферного воздуха. Основной вклад в выбросы от стационарных источников Волгограда вносят предприятия энергетики, химии, нефтехимии, черной и цветной металлургии. Применение несовершенных технологий на предприятиях, не позволяет добиться снижения общего валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух города.

Экологический контроль на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является одним из основных компонентов  системы управления качеством воздуха и в значительной степени способствует реализации воздухоохранных мероприятий по защите воздушного бассейна города.

На контроле находится более 3,0 тыс. предприятий  и организаций, оказывающих негативное воздействие на состояние воздушного бассейна города. Общее количество источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет более 16,0 тыс. единиц. При этом, оснащенность источников выбросов загрязняющих веществ пылегазоочистными установками (ПГУ) на различных предприятиях составляет от 15 до 30% . Так, например: на ОАО «Химпром» из 920 источников выбросов 137 оснащены ПГУ (15%); на ОАО «Волгоградский алюминий» из 270 источников выбросов 55 оснащены ПГУ (20%); на ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» из 374 источников выбросов 125 оборудовано ПГУ (33,4%); на ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ» из 1327 источников только 228 оснащено ПГУ (17,18%); на ОАО «Волгограднефтемаш» из 421 источников выбросов 65 оснащено ПГУ (15,4%); на ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» из 221 источника на 39 производится очистка (17,6%). При этом значительная часть источников загрязнения атмосферного воздуха промышленных предприятий, а также предприятий коммунального хозяйства не имеют очистного оборудования.

С начала 2012 года муниципальные образования Волгоградской области – районы и городские округа – начали формировать экологические паспорта своих территорий. К концу 2012 года Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области должен обобщить сведения и полностью сформировать  информационную базу данных о состоянии окружающей среды, охраняемых природных территориях, уровне развития инфраструктуры, объектах промышленности, оказывающих влияние на экологию, природно-ресурсном потенциале нашего региона.

Сам экопаспорт будет состоять из трех разделов:

1. территория Волгоградской области

2. объекты, комплексы, системы

3. воздействия.

В первом разделе  будет дана общая характеристика географического положения, биологического разнообразия, социально-инфраструктурного развития, определены границы, климатические, гидрологические и геологические особенности, численность и структура населения муниципальных образований и всего региона. Второй раздел будет содержать сведения о природных комплексах и особо охраняемых природных территориях – природных парках, заказниках, памятниках природы, дендрариях и ботанических садах, охраняемых речных системах, лесном фонде, охотничьих ресурсах. В третьем разделе будет дана характеристика уровня развития промышленности и промышленного потенциала Волгоградской области, их влияния на экологию, а также результаты мониторинга состояния окружающей среды и сведения о природоохранных мероприятиях, осуществляемых на территории региона.

Задача, которую  ставит перед собой Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области – не только обобщать получаемые из муниципальных образований данные, но и оказывать методическую и консультационную помощь в подготовке муниципальных экологических паспортов. Сегодня утвержден график и форма, в соответствии с которыми должны наполняться разделы экопаспорта. Первый раздел будет полностью сформирован уже к концу первого полугодия 2012 года.

Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, могут  быть использованы при принятии решения о  размещении новых объектов строительства и, в том числе, производственных площадок, что позволит развивать промышленность региона, не причиняя вреда здоровью населения и окружающей среде. Кроме того, создаваемая база может применяться при разработке программ и комплексов мер, направленных на улучшение экологической ситуации, а также планов застройки территорий. Информация, содержащаяся в базе, будет доступна как органам федеральной, региональной власти и местного самоуправления, так и населению Волгоградской области. Используя ее, человек может принять решение, скажем, о выборе места жительства в зависимости от того, предпочитает он жизнь в небольшом, тихом, экологически чистом населенном пункте или, напротив, в промышленно и инфраструктурно развитом мегаполисе.

И в заключении хотелось бы сказать, что существующие проблемы правового регулирования  в области экологического мониторинга  и контроля за состоянием окружающей среды наглядно прослеживается в  Постановлениях Высшего Арбитражного Суда РФ.

Так, в постановлении от 31.05.2011 № 17254/10 по делу № А03-3457/2010 Президиум ВАС РФ обратился к проблеме, связанной с осуществлением выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения. По мнению органа экологического контроля, такое разрешение было необходимо природопользователю в силу самого факта наличия объекта сжигания угля. Признавая данную точку зрения ошибочной, Президиум ВАС РФ отметил, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить превышение его количества и (или) концентрации определенных нормативов. В постановлении отмечается также, что в материалах дела должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешения нельзя считать доказанным.

Вопросы, связанные  с выбросами загрязняющих веществ  в атмосферный воздух стационарными  источниками, довольно редко встречаются в судебной практике. Однако считать их неактуальными не стоит. Органы государственного экологического контроля порой находят такие выбросы в самых неожиданных местах. В частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2010 по делу № А56-14709/2010 описана ситуация, когда от фирмы требовали провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ от электроплиты, мангала и фритюрницы.

Тема, связанная  с взиманием платы за размещение отходов является, пожалуй, самой  «долгоиграющей» среди других тем государственного экологического контроля. В 2009-2010 годах Президиум ВАС РФ дважды (постановления от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10) указал на то, что понятие «размещение отходов» характеризует деятельность специализированных организаций и не имеет никакого отношения к образованию у компаний отходов,  поэтому требования о внесении платы за размещение отходов, как правило, являются необоснованными. Тем не менее, органы государственного экологического контроля проявляют просто поразительное упорство, настойчиво требуя от природопользователей вносить этот «мифический» платеж.

Игнорирование правовой позиции высшего органа судебной власти государства - не самая  лучшая манера поведения. Об этом еще  раз напомнил Президиум ВАС РФ в постановлении от 12.07.2011 № 1752/11, в третий раз подчеркнув: наличие у компании отходов не означает, что компания занимается их размещением20.

Кроме того, аналогичным  образом в отношении платы  за размещение отходов высказался и  Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11.02.2011 № 58-АД11-1. Данное обстоятельство крайне важно, поскольку постановления о наложении административных штрафов на должностных лиц должны оспариваться в судах общей юрисдикции, где более уместны ссылки на практику Верховного Суда Российской Федерации.

Паспортизация отходов без крайностей - паспорта на использованные чайные пакетики не требуются

Вопрос паспортизации  отходов, как ни странно, является одной  из наиболее сложных тем. Многие природопользователи предпочитают избавить себя от этой головной боли, заказывая разработку паспортов на отходы в специализированных организациях. В сложившейся ситуации следует признать, что этот путь является наименее трудоемким и наиболее безопасным с точки зрения избавления от  немалого административного штрафа по статье 8.2 КоАП РФ.

Косвенно об этом свидетельствует Постановление  Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11, в  котором указывается на недопустимость ограничения субъектного состава  правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Проще говоря, паспорта на отходы 1-4 классов опасности должен иметь каждый природопользователь.

К сожалению, в  судебной практике крайне редко встречаются  попытки возложить на органы государственного экологического контроля обязанность доказать, что спорные отходы относятся именно к тем классам опасности, для которых паспортизация является обязательной. Как правило, класс опасности отходов определяется «на глазок». К чему может привести подобный подход, наглядно продемонстрировало одно из дел, рассмотренных Волжским городским судом Волгоградской области.

С некоторых  пор органы прокуратуры проявляют  к вопросам экологии повышенный интерес. И это хорошо. Плохо, когда такой интерес перерождается в абсурдные требования, дискредитирующие саму идею экологического контроля, а в конечном итоге - органы прокуратуры. Так, после проверки одной из организаций прокуратура предъявила в суд иск природопользователю об обязательстве  разработать паспорта на отходы. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что речь идет исключительно о таких отходах, как бумага и использованные чайные пакетики.

Описанная ситуация привлекает внимание не только своей  трагикомичностью. В определении от 18.04.2011 № 33-5503 Волжский городской суд поставил очень важный вопрос - о необходимости доказывания того обстоятельства, что спорные отходы относятся к 1-4 классам опасности. Отмечая необоснованность требований прокуратуры, суд сослался на Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 786, в котором бумага и использованные чайные пакетики не упомянуты.

Хочется надеяться, что этот подход к разрешению споров о паспортизации отходов получит распространение и в практике работы арбитражных судов.

Постоянство, с  которым Президиум ВАС РФ обращается к теме государственного экологического контроля, позволяет надеяться на то, что издержки, связанные с  ним, носят временный характер и постепенно будут изжиты. Экологическая безопасность - слишком важная тема для того, чтобы использовать ее как инструмент для административного (и зачастую некомпетентного) давления на бизнес.

Приняв ряд  постановлений в области государственного экологического контроля, Высший орган судебной власти вполне последовательно устраняет пробелы в правовом регулировании одной из самых непростых сфер предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

Заключение

Негативные  последствия хозяйственной деятельности и техногенного воздействия человека на окружающую среду для биосферы сегодня уже объективная реальность. Однако негативные результаты антропогенного воздействия в современных условиях развития человеческой цивилизации не являются неизбежными. Во многом ухудшение состояния окружающей среды связаны с нерациональным использованием природных ресурсов, низким уровнем разработки и дальнейшего внедрения современных безотходных технологий, ошибками в экологической и технической политике, малой изученностью возможных последствий антропогенного воздействия на экосистему. Поэтому чрезвычайно важным для долгосрочного прогнозирования качества экологической системы и практических действий по ее улучшению являются постоянный мониторинг окружающей среды текущего состояния и грамотное определение тенденций изменения окружающей природной среды.

Информация о работе Государственный экологический мониторинг