Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа
Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;
Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60
Президентом РФ 21 ноября 2011 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга.
Это первый
принятый закон из пакета
Законом
решаются накопленные проблемы
обеспечения органов
Реализация Федерального закона позволит создать информационную основу управления качеством окружающей среды, при котором фоновые показатели среды будут увязываться с изменениями состояния компонентов среды (воды, воздуха, растительного и животного мира, экосистем), а также с конкретными источниками и видами негативного воздействия, с загрязняющими веществами.
Так же названы такие уровни мониторинга: глобальный (вся планета, проводится международными экологическими организациями), национальный (в рамках одного государства с целью получения информации и обеспечения национальной экологической безопасности), региональный (для России - в пределах субъекта Федерации) и локальный (в рамках одного города или промышленного объекта).
Мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью, в которую входят: Министерство природных ресурсов и его агентства, Минздрав и его агентства, Минсельхоз и его агентства, Министерство промышленности и энергетики и его агентства и др. На основании данных мониторинга создается система кадастров природных ресурсов.
В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, целесообразность многоступенчатости государственного экологического мониторинга не подлежит сомнению. Так, в настоящее время в Российской Федерации общее количество объектов, подлежащих государственному экологическому мониторингу, составляет около 800 тысяч, из которых только 80 тысяч (10 %) должны быть объектами федерального государственного экологического контроля и мониторинга. Однако в связи с незавершенностью процедуры разграничения в отношении практически всех подконтрольных субъектов государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами власти. В результате чего, общее количество проверок соблюдений экологических требований проводится лишь в отношении небольшого числа объектов, из тех которые должны быть проверены (примерно около 3 % от их общего числа).
В нашей стране
система государственного экологического
мониторинга строится на наблюдениях,
а порядок организации и
В рамках основных
направлений деятельности Федеральной
службы по гидрометеорологии и
Как было отмечено
на заседании Совета Безопасности Российской
Федерации 30 января 2008 г., главная задача
нынешнего этапа развития России
- «создать действенную систему
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
Вредное воздействие на человека |
воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений | |
Гигиенический норматив |
установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека | |
Государственный экологический контроль |
проверка уполномоченным государственным органом исполнительной власти текущей деятельности организаций и физических лиц на предмет соблюдения и выполнения ими требований, установленных законодательством в целях охраны окружающей среды, составляющих ее компонентов (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и др.) от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия | |
Государственный экологический мониторинг |
комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ | |
Живая природа |
животный и растительный мир, микроорганизмы и бактерии, а так же человек | |
Локальный экологический мониторинг |
система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды | |
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) |
представляет
собой комплексную систему | |
Неживая природа |
косные фрагменты геосферы (атмосфера, литосфера, гидросфера), а также техносфера – искусственно созданная человеком сфера: дома, заводы, сооружения и т. д. | |
Окружающая среда |
живая и
неживая природа, окружающая | |
Предмет мониторинга окружающей среды |
экологическое обоснование перспектив и усовершенствование системы мониторинга окружающей среды, а также оценка фактического и прогнозированного ее состояния | |
Природно-антропогенный объект |
природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение | |
Природный объект |
естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства | |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения |
состояние здоровья
населения, среды обитания человека,
при котором отсутствует | |
Санитарно-эпидемиологическое заключение |
документ, выдаваемый в установленных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств | |
Социально-гигиенический мониторинг |
государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания | |
Федеральная служба
по гидрометеорологии и |
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы | |
Экологическая экспертиза |
установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта | |
Экологическое лицензирование |
выдача разрешений (лицензий или других разрешительных документов) на природопользование или на осуществление других хозяйственных работ специально уполномоченными на то государственными органами |
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Научная литература
Материалы судебной практики
1 Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Текст], 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Волтерс-Клувер, 2009. – 204 с. - ISBN 978-5-9916-10487 – 7.
2 Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право [Текст]. – М.: Контракт, 2010. – 528 с. - ISBN 978-5-466-00468-7.
3 Горшков М.В. Экологический мониторинг [Текст]. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. – ISBN 978-5-394-12732-4.
4 Ерофеев Б. В. Экологическое право России [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 528 с. - ISBN 978-5-699-42509-9.
5 Радько Т.Н. Основы экологического права. – М.: Проспект, 2012. – 176 с. - ISBN 978-5-4648-00547876-3.
6 Васильева М.И. Закон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правового моделирования [Текст] // Законодательство и экономика. – М.: Юрайт, 2009. – ISSN 564-456, 2011, №11.
7 Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4
8 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.
9 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права[Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9
10 Дмитренко А. В. Экологическое право [Текст]. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 256 с. - ISBN 978-5-394-01782-7.
11 Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право [Текст]. – М.: Контракт, 2010. – 528 с. - ISBN 978-5-466-00468-7.
12 Ерофеев Б. В. Экологическое право России [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 528 с. - ISBN 978-5-699-42509-9.
13 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.
14 Горшков М.В. Экологический мониторинг [Текст]. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. – ISBN 978-5-394-12732-4.
15 Дмитренко А. В. Экологическое право [Текст]. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 256 с. - ISBN 978-5-394-01782-7.
16 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.
17 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.
18 Кричевский, С. В. Основы экологической политики [Текст] : учебное пособие . – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 42с. - ISBN 978-4-15792-358-2.
19 Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4.
20 Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4.
Информация о работе Государственный экологический мониторинг