Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа
Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;
Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60
Содержание
Введение |
3 |
1. Понятие и
основные черты правового |
5 |
1.1 Понятие и
значение экологического |
5 |
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России |
12 |
2. Механизм правового
регулирования экологического |
29 |
2.1 Правовое
регулирование экологического |
29 |
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления |
39 |
Заключение |
53 |
Глоссарий |
56 |
Список использованных источников |
60 |
Приложение А |
Введение
Проблема сохранения окружающей природной среды и переход современного человечества к устойчивому развитию является сегодня одной из самых важных. Охрана окружающей среды - это очень сложная и многогранная задача, которая требует для своего решения общих усилий стран и регионов - как глобальных, так и локальных.
Экологический
кризис, причиной которого является экономическая
деятельность общества и государства,
затронул практически все развитые
страны мира. Совершенствование деятельности
по обеспечению экологической
В последнее время участились дискуссии об организации и осуществлении государственного экологического мониторинга окружающей среды, т.е. комплексной системы наблюдений за состоянием среды, оценки ее изменений под воздействием природных и производственных факторов. Это обусловлено активизацией разграничения государственных функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Важно определить
современное состояние
Предметом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере государственного экологического мониторинга; правовые нормы, их регулирующие; соответствующие правовые отношения; практика применения (реализации) указанных правовых норм и правовых отношений; научные правовые исследования, посвященные проблемам правового регулирования государственного экологического мониторинга.
Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;
3.определить современные организационные систему и структуру органов государственного экологического мониторинга, имеющиеся и возможные проблемы их перспективного построения
4.выработать предложения по совершенствованию законодательства в указанной области.
Нормативную базу работы составило действующее российское законодательство, регламентирующее вопросы осуществления мониторинга состояния окружающей природной среды, её загрязнения.
В работе использованы материалы публицистических изданий, а также монографии, авторефераты и комментарии к законодательству.
1. Понятие
и основные черты правового
регулирования
1.1 Понятие
и значение экологического
Современное состояние
окружающей среды в Российской Федерации
характеризуется
В настоящее время накоплен определенный опыт по изучению воздействия отдельных источников загрязнения, однако остается актуальной задача исследования и управления экологической ситуацией, как в целом, так и на территории определенного региона.
Метод наблюдения – один из важнейших способов окружающей действительности, представляющий собой способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности.
В XX веке в научный оборот введен термин «мониторинг» для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.
Сегодня сведения о состоянии окружающей среды необходимы во многих сферах деятельности: в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что реализация данного права невозможно без его участия.
Впервые термин экологический мониторинг в современном его понимании, появился в государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» В докладе было предложено следующее определение: «комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью». Определение экологического мониторинга или мониторинга окружающей среды законодательно закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе от 19 июля1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) определяется как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что данные понятия соотносятся как часть и целое, и государственный экологический мониторинг представляет собой одну из составляющих экологического мониторинга.
Боголюбов С. А. определяет экологический мониторинг как систему «повторных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием естественных и антропогенных факторов. Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
Необходимо особо отметить, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда.
Основными целями экологического мониторинга на современном этапе развития России являются:
- обеспечение
системы управления
- выявление
причин изменения этих
- создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Исходя из основных целей, экологический мониторинг необходимо ориентировать на показатели трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения. Кроме того, экологический мониторинг следует ориентировать на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.
Экологические мониторинги окружающей среды можно разрабатывать на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе Федерации.
Накопленный опыт разработки большого количества систем мониторинга позволяет провести их определенную классификацию.
Одно из оснований – сфера применения мониторинга:
1. В экологии и биологии: мониторинг воздуха, лесов, земли, климата и т.п.;
2. В медицине: санитарно-гигиенический мониторинг, мониторинг температуры, давления и т.п.;
3. В экономике: мониторинг сельхозпродукции, цен, налогов и т.п.;
4. В политике, политологии, социологии: мониторинг средств массовой информации, выборов, регионов, законодательства и т.п.;
5. В информационных технологиях: мониторинг сетей, компьютерных систем, надежности данных и т.п.;
6. В образовании: мониторинг знаний учащихся, образовательных систем и т.п.3
Вторым основанием для классификации систем мониторинга могут быть средства проведения: радиолокационный, космический, инструментальный, медицинский, статистический и т.п.
Третьим основанием для классификации систем мониторинга может служить способ сбора информации для мониторинга. Здесь можно выделить следующие основные группы:
1. непосредственное описание объекта мониторинга;
2. физическое измерение параметров объекта мониторинга;
3. измерение
с использованием критериев
4. опосредованный сбор показателей.
Четвертым основанием для классификации систем мониторинга может служить способ ориентации на конечных пользователей: ориентированный на общество в целом, на специалистов соответствующих областей деятельности, на конкретные органы управления и руководителей.
По времени
существования системы
Наконец, по назначению можно разделить имеющиеся системы мониторинга на следующие три группы:
1. Информационный.
Для сбора, накопления и
2. Базовый. Для
выявления новых проблем и
опасностей в развитии
3. Проблемный. Для выявления закономерностей, процессов, опасностей, проблем актуальных, прежде всего с точки зрения управления исследуемым мониторингом системы4.
Экологический мониторинг осуществляется на основе следующих принципов:
1) Гласность
мероприятий, проводимых в
Информация о работе Государственный экологический мониторинг