Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:45, реферат
Перестройка социально-экономической системы, суверенизация России, денационализация земли и других природных ресурсов внесли существенные коррективы в систему экологического права. Учреждение института частной собственности на землю и другие природные ресурсы способствовало установлению водораздела в отношении к природе как объекту экологических интересов граждан в здоровой и благоприятной природной среде и экономических интересов в удовлетворении материальных потребностей общества.
Введение 1. Конституционные основы экологического права
2. Система источников экологического права России
3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
«Белгородская
государственная
имени В.Я.Горина»
кафедра педагогики, психологии и профобучения
Реферат на тему:
«Источники экологического права»
Выполнила:
студентка 5 курса
агрономического факультета
специальности «Агроэкология»
Молчанова А.А
Проверила:
Давитян М.Г.
Белгород, 2013
Содержание
Введение
2. Система источников экологического права России
3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды
Введение
Экологизация в нашей стране идет медленно. Переход к рынку еще более ее затормозит. Но без этого перехода вообще не было бы никаких надежд. Страна не имела иного будущего, кроме гибели. Достаточно сказать, что заметная локальная “озоновая дыра”, помимо Антарктиды и Арктики, в Северном полушарии регистрировалась и над Москвой и ее регионом, аллергические заболевания охватили большинство населения СССР, что уровень психического здоровья неуклонно и стремительно падает. [4]
К сожалению, борьбе с экологическими преступлениями не придается должного значения. За последние пять лет судимость по ст.163 УК снизилась на 62,2%, ст.166 - на 55%, ст.169 - на 57%, ст.223 - на 70,4%.1
Перестройка социально-экономической системы, суверенизация России, денационализация земли и других природных ресурсов внесли существенные коррективы в систему экологического права. Учреждение института частной собственности на землю и другие природные ресурсы способствовало установлению водораздела в отношении к природе как объекту экологических интересов граждан в здоровой и благоприятной природной среде и экономических интересов в удовлетворении материальных потребностей общества.
Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
1. Конституционные основы экологического права
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министров и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации. [3]
Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых “экологизированных” норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулирую соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
В принятой 12 декабря 1993
г. всенародным голосованием Конституции
Российской Федерации отражены основные
положения экологической
Вслед за Федеративным договором Конституция вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст.9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования. [2]
Воспринимая основные положения
Федеративного договора, Конституция
оформляет организационно-
Согласно ст.72 (п.в,д), пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях — по предметам ведения Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной нормативно-правовой акт федерации. [2]
Источники экологического права конкретизируют Конституцию РФ.
2. Система источников экологического права России
Система экологического
законодательства состоит из двух подсистем:
природоохранительного и
Закон об охране окружающей
природной среды имеет
Во-первых, закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:
Во-вторых, генеральная
линия закона состоит в обеспечении
научно обоснованного сочетания
экологических и экономических
интересов под приоритетом
В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов — Основ земельного законодательства, лесного, водного, о недрах, где правила охраны обращены прежде всего к природным объектам, данный закон формулирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям, организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.
В-четвертых, центральная тема закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. И такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей среды как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализации положений закона, закрепленного в его нормах. [3]
Ядром данного закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права — административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.
Так, система управления охраны окружающей
природной среды и
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» принят 19 апреля 1991 г. Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст.18 закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов, ст.11 — о планировке и застройке населенных пунктов и т.д.
Другим источником экологического права в части норм, содержащих экологические императивы, служат Основы законодательства РФ об охране здоровья, принятые Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом закон относится к источникам административного права, так как он регулирует административные отношения. Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В частности, ст.20, дающая право гражданам требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой. Ст.28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека. В развитие этой ветви экологического законодательства разрабатываются и другие законы. [3]
Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993 г. — это документы периода перехода от административного метода регулирования земельных отношений к гражданско-правовым отношениям. Они построены на базе отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и провозглашении приоритета частной собственности на землю. Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д.
Водный кодекс, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом отражает потребности правового регулирования вод на уровне социалистических отношений. На пути к рыночным отношениям разрабатывается новый законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации. Заметное место в нем должны занять нормы, регулирующие платность водопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ. В новом законе непременно будет усилена экологическая функция вод и в то же время будет развернута организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод, вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека.
Закон «Об охране и использовании животного мира» был принят еще в 1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием. В нем содержатся и административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другие проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной Думе. [3]
Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В числе указов Президента РФ следует назвать указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития или указ от 27 декабря 1993 г. о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ. [3]
Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Например, Положение о министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ 22 февраля 1993 г.