Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:07, дипломная работа
Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы развитие умений стилизовать природные формы у учащихся 1ых классов в ДХШ
Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования…………………………………………………………………….……6
1.1. Принципы и методы стилизации……………………..………………6
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на умение стилизовать природные формы………………………………………..13
1.3. Условия формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования………………….20
Выводы по главе 1…………………………………………………….….27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……………………………………………….………29
2.1. Выявление исходного уровня сформированности умений стилизовать природные формы у школьников……………...…………………29
2.2. Программа формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……….…………38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………..…………48
Выводы по главе 2……………………………………………….………..51
Заключение………………………………………………………………..53
Список литературы………………………
Проявления стилизации заключаются в ярком, часто контрастном цветовом решении живописных работ, выполняемых гуашевыми красками. В данном случае дети относятся к цвету как к украшению. Они стремятся при помощи цвета выразить характерные свойства предмета, своё эмоциональное отношение к нему. Ритмическое выполнение каких-либо элементов (узор на ткани, лес, состоящий из отдельных деревьев, и т.д.), схематичное воспроизведение объектов способствует лаконичной передаче основных характерных черт изображаемого. Плоскостные и двухмерные изображения, которые выполняют младшие школьники, являются теми естественными предпосылками, которые на данном этапе совпадают с художественными особенностями стилизованного рисования. Известно, насколько детям проще передавать свой замысел в рисунке с помощью средств стилизации, схематичности.
К пониманию объёмного изображения учащихся легче подвести через глубокое изучение стилизованного рисования, сравнивая и находя общее и различное.
Предлагаем обратиться для этого к пейзажу, поскольку общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает его мировоззрение. Находясь среди природы, ребёнок начинает испытывать потребность постоянного общения с ней. Это чувство, умело направленное, переходит в любовь к окружающему миру. Рисуя, ученик иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на главном. Следует направить учащихся на путь грамотного решения задания, обучить их необходимым изобразительным возможностям и, наконец, убедившись, что они освоили особенности создания стилизованного пейзажа, прийти к выполнению реалистического рисунка. В работе над созданием пейзажа важно, насколько творчески учащиеся младших классов могут переработать окружающую действительность и внести в неё свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки [3, с. 110-112].
Рисование, которым ребёнок рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон его личности, в том числе и на умственное развитие. Поэтому в младшем школьном возрасте путём развития стилизации нужно закреплять и развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности; обучать умению видеть прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства, воплощать увиденное в результате его переработки и отбора главного, типичного [7].
Таким образом, формирование основ изобразительной грамоты у младших школьников следует начинать с развития стилизации в рисунках, поскольку это облегчает переход к реалистическому изображению, появляющемуся в детских рисунках несколько позднее. Усвоение и формирование знаний реалистического рисования у детей в значительной степени зависит от того, насколько глубоко они овладели теоретическими и практическими основами изобразительной грамоты на начальном этапе обучения. Сосредоточив внимание детей на допустимых декоративных акцентах, можно более естественным для ребёнка образом прийти к подлинной реалистичности изображений. Тем самым мы помогаем младшим школьникам перейти от примитивного к объёмно-пространственному изображению и закладываем прочные основы восприятия и художественного отображения впечатлений.
1.3. Условия формирования
умений стилизовать природные
формы у младших школьников
на уроках декоративного рисова
Уроки декоративного рисования служат для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся, привлечениях их к общественно-полезной работе.
Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с принципами ДПИ. Декоративное оформление объекта совершается на основании определённых правил и законов, соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания красок [2, с. 9].
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования.
Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры, со стилизацией природных форм [8, с. 54]. Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне - обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. Стилизация - упрощенный чёткий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка [12, с. 11].
Как реальный объёмны мир можно воспринимать в виде линий, пятен, геометрических форм, так и изображение этого мира можно передавать с помощью этих же средств. Условное изображение должно вызывать у зрителя определённые ощущения, эмоции. При изображении предметов отдельные их характеристики могут быть или исторически сложившимися, или заданными по условию. Всматриваясь в листья, цветы, ветви деревьев, окраску насекомых, пропорции человека и животных, мы можем обнаружить различные закономерности и ритмическую последовательность, организующие единый образ [17; 18].
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.
В программе по композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.
Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами [20, с. 55].
В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий татарник отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности.
Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений [27].
Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.
Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов [30, с. 163].
Эмоциональное отношение учащихся к рисованию – значимый фактор, на который должен опираться преподаватель в обучении этому предмету и в развитии стилизации. Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи наряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.
Необходимо следить за аккуратностью рисунка. Порядок выполнения декоративного рисунка (начиная с проведения полосы или круга, определяющих композиционное расположение декоративного украшения), строгое распределение отдельных элементов требуют исключительно аккуратного проведения каждой линии, нанесение каждого мазка. Надо сделать за тем, чтобы учащихся при рисовании орнаментов не мельчили отдельные элементы. [28, с. 97]
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т.д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят [26].
Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности.
Примерная схема и содержание урока:
1. Предварительный сбор материала (листья деревьев, репродукции, фотографии) по заданию учителя.
2. Предварительное изучение объектов, форма которых должна быть стилизованно переработана в рисунок.
3. Выполнение нескольких вариантов стилизованной переработки различных элементов орнамента.
4. Выполнение эскиза стилизованно
5. Завершение работы над рисунком в цвете. [12, с.66]
Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:
1. Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов.
2. При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
3. Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
4. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.
5. В работе с природными мотивами как кора, перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.
Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно – трех предметные композиции и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным, психологическим. Таким образом, вырисовывается общая картина системы заданий.
Задания:
1. Выполнить графическую зарисовку с натуры любого природного объекта (растения, насекомые, животные, птицы, рыбы и т.д.)
2. Выполнить декоративную стилизацию выбранного объекта (представить графические поиски стилизации объекта для выполнения в разных техниках – для росписи, для аппликации, для мозаики, для вышивки и т.д.) [33].
Подводя итоги, отметим, что младшие школьники демонстрируют высокую потребность в обучении. Стилизация в этот период проявляется в их творчестве спонтанно, естественно в силу возрастных и психологических особенностей. Хорошая подготовка в начальной школе методами и приемами стилизации значительно облегчит обучение детей в средних классах. В этот период, который характеризуется как переходный, напряжённый, ребёнок начинает критически относиться к своему творчеству. Неудовлетворительное отношение к продуктам своей изобразительной деятельности может привести к неуверенности в своих силах и, как следствие, вызовет нежелание заниматься рисованием. Для того чтобы облегчить детям сложность перехода из одной возрастной группы в другую, необходимо уже на начальном этапе обучения не только сформировать твёрдые знания основ изобразительного искусства, но и привить младшим школьникам эстетическое отношение к свойственным им приёмам рисования, окрашенным стилизованным обобщением образов. Эта задача будет разрешена, если мы дадим детям сложный учебный материал на доступном уровне, который станет основой для их дальнейшего обучения изобразительному искусству. Реализовать эту задачу – значит сформировать знания основ реалистического рисования на базе развития мышления образами стилизованного обобщения.
Выводы по первой главе
При создании произведений декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации. Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого. Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.