Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:07, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы развитие умений стилизовать природные формы у учащихся 1ых классов в ДХШ
Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования…………………………………………………………………….……6
1.1. Принципы и методы стилизации……………………..………………6
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на умение стилизовать природные формы………………………………………..13
1.3. Условия формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования………………….20
Выводы по главе 1…………………………………………………….….27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……………………………………………….………29
2.1. Выявление исходного уровня сформированности умений стилизовать природные формы у школьников……………...…………………29
2.2. Программа формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……….…………38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………..…………48
Выводы по главе 2……………………………………………….………..51
Заключение………………………………………………………………..53
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

Для определения динамики уровня сформированности навыков владения приемами стилизации в процессе декоративного рисования мы предложили испытуемым выполнить ряд контрольных практических заданий, которые были описаны нами в констатирующей части эксперимента. Анализ работ учащихся показал следующее:

- в процессе выполнения  стилизации заданного объекта  действительности учащиеся продемонстрировали  более высокий уровень умения  трансформировать индивидуальные  и характерные особенности натурного  объекта (форму, пропорции, конструкцию, объем, пространственные отношения) при создании декоративного образа.

В ходе проведения поискового эксперимента и на основе полученных результатов было выявлено, что при использовании разработанной нами системы заданий и упражнений, уровень сформированности навыков владения приемами стилизации значительно повысился.

Для сравнения приведем работы учащихся в начале и конце эксперимента.

 

Рис.3. Работа на конец эксперимента

 

Рис. 4. Работа на начало эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

1. Результаты на конец эксперимента показали, что учащиеся показали более высокий уровень сформированности навыков владения приемами стилизации, чем в начале эксперимента. Мы убедились, что для эффективного овладения приемами стилизации необходимо, чтобы выполнению декоративного изображения предшествовали натурные зарисовки изображаемого объекта, а также целесообразно использование метода параллельного ведения рисунка с натуры и выполнение стилизации конкретного объекта действительности.

2. Необходимым моментом при рисовании с натуры является педагогическая установка на запоминание существенных и характерных особенностей натурного объекта для дальнейшего выполнения стилизации. Соблюдение этого принципа позволит учителю быстрее добиться от учащихся осознанного рисования с натуры, глубокого понимания закономерностей строения формы, что в свою очередь будет способствовать расширению знаний об изображаемом объекте для последующего создания декоративного образа.

3. При создании эскиза изделия декоративно-прикладного характера необходимо обратить внимание учащихся на использование различных способов формообразования, методов стилизации, способов художественного обобщения при переходе от натурного изображения к созданию декоративного образа.

4. Факты убеждают нас в том, что теоретические знания, полученные учащимися в ходе проведения ксперимента, отразились на качестве их практических работ при выполнении стилизации. Поэтому для грамотного выполнения изображения в процессе декоративного рисования учащимся необходимо давать конкретные теоретические знания в области декоративного рисования.

5. Результаты эксперимента продемонстрировали необходимость взаимосвязи натурного и декоративного рисования для эффективного овладения учащимися приемами стилизации на уроках изобразительного цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стилизация – это метод, при котором у учащегося закладываются фундаментальные научные знания о действительности, формируются художественно-обобщенные представления образных ее сторон. При этом натурное рисование является той основой, на которой «держится» декоративное рисование, а метод стилизации выступает как средство взаимосвязи натурного и декоративного рисования.

На наш взгляд, стилизация как художественный метод, который используется при натурном и декоративном рисовании, а также при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства, актуален для всей системы художественного образования. Однако сегодня этот вопрос мало исследован и недостаточно изучен. В связи с этим, на базе теоретических и методологических основ организации методов обучения дисциплинам изобразительного цикла мы выдвинули гипотезу о том, что овладение приемами стилизации будет осуществляться более эффективно при системном развитии умений и навыков учащихся грамотно выполнять натурные и декоративные изображения на основе использования специально разработанных заданий, упражнений, методов и целевых установок.

В соответствии с рабочей гипотезой нами были поставлены и успешно решены следующие задачи:

● Изучено состояние проблемы исследования: проанализированы и охарактеризованы сущность понятия стилизации как мера обобщения и способ трансформации природного объекта и структура понятия стилизации как единая система формообразования. Выявлена роль стилизации как эффективного средства для создания художественного образа в процессе декоративного изображения.

● Систематизированы способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа, использование которых зависит от материала изготовления.

● На основании анализа изученной психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, посвященной проблеме исследования, последних действующих программ и традиционной методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, в ходе, проведенного экспериментального исследования, выявлена и подтверждена необходимость и целесообразность использования принципа взаимосвязи натурного и декоративного рисования для более эффективного овладения приемами стилизации.

● Разработана и научно обоснована методика взаимосвязи натурного и декоративного рисования, которая включает в себя специальные задания и упражнения, направленные на эффективное овладение приемами стилизации для создания выразительного образа в процессе натурного и декоративного рисования. Методика основывалась, во-первых, на освоении теоретических знаний в области изобразительной грамоты и декоративного рисования и на развитии умений применять эти знания при выполнении изображений; во-вторых, на развитии умений учащихся грамотно выполнять рисунки с натуры, правильно осуществлять переход от натурного изображения к выполнению стилизации заданного объекта действительности.

● В ходе проведения экспериментального исследования доказана эффективность предлагаемой методики обучения, направленной на овладение приемами стилизации.

● Сформулированы и обоснованы критерии и уровни сформированности навыков владения приемами стилизации, которые определены на основе выделенных компонентов (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство).

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также на основании констатирующего и формирующего этапов эксперимента можно выделить следующие методы обучения, которые показали наибольшую эффективность в процессе овладения приемами стилизации в декоративном рисовании:

- Теоретическая подготовка в области изобразительной грамоты и декоративного рисования: знание законов, правил, способов и приемов трансформации изображаемого объекта при переходе от реалистического изображению к стилизованному.

- Задания и упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетической деятельности, обобщенного видения натуры, умения сравнивать и сопоставлять объекты изображения с точки зрения формы, конструкции, пропорций, объема и пространственных отношений. Необходимый момент при рисовании с натуры – целевая установка на запоминание характерных и выразительных особенностей формы натурного объекта для дальнейшего выполнения стилизации.

- Методы параллельного и последовательного анализа формы изображаемого объекта действительности при переходе от натурного рисунка к декоративному изображению с целью передачи наиболее характерных особенностей формы для создания выразительного декоративного образа.

Результаты анализа анкет, практических работ учащихся, сравнительная характеристика результатов эксперимента подтверждают эффективность разработанных нами методов обучения, направленных на овладение приемами стилизации в декоративном рисовании.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акимов, И. О природе таланта / И. Акимов, В. Клименко. - т.1.- М.: Просвещение, 2007. – 342с.
  2. Алексеева, Л. Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития / Л. Л. Алексеева: Дис. … докт. пед. наук. – М., 2009. – 64с.
  3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009. – 304 с.
  4. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция / Г. В. Беда. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  5. Беджанов, Ю. К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство: термины и понятия: учебное пособие / Ю. К. Беджанов. – Карачаевск: КЧГПИ, 1997. – 177 с.
  6. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов / Н. П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2008. – 175 с.
  7. Буровкина, Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография / Л. А. Буровкина. – М. : МГПУ, 2008. – 124 с.
  8. Виноградова, Г. Г Изобразительное искусство в школе / Г. Г. Виноградова. - М.: «Просвещение», 1990. – 175с.
  9. Волкова, Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве / Е. В. Волкова. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
  10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  11. Высотский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс ,1998. – 479с.
  12. Вяхи-Ильвес, Л. Т. Декоративное рисование в школе / Л. Т. Вяхи-Ильвес. – Л.: Учпедгиз, 1960. – 83 с.
  13. Герасимов, А. А. Декоративная пластика (растения) / А. А. Герасимов. – Витебск: УО «ВГТУ им. П.М. Машерова», 2009. – 28 с.
  14. Герасимов, А. А. Стилизация природных форм / А. А. Герасимов. – Витебск: УО «ВГТУ им. П.М. Машерова», 2004. – 98 с.
  15. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция / К. Т. Даглдиян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 312 с.
  16. Декоративное искусство. – М.: Изд. Академии художеств СССР, 1972. – 538с.
  17. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 1961. – 223 с.
  18. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С. Е. Игнатьев. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.: ил.
  19. Ковалев, А. А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией / А. А. Ковалев. – М.: Прометей, 2005. – 120 с.
  20. Косминская, Б. В. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / Б. В. Косминская, Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987. – 128с.
  21. Костерин, Н. П.  Учебное рисование / Н. П. Костерин. - М.: Просвещение, 1981. – 282с.
  22. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества. Искусство / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 1971. – 143с.
  23. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко. – М.: Владос, 2005.-144 с.
  24. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. – Спб.: Искусство, 1998. – 285с.
  25. Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков / М. Г. Неклюдова. – М.: Искусство, 1991. – 396с.
  26. Пономарьков, С. И. Декоративное и оформительское искусство в школе / С. И. Пономарьков. – М.: Просвещение, 1976. – 136 с.
  27. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие/ К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 190 с.
  28. Рондели, А. Д. Народное декоративно-прикладное искусство / А. Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. –144 с.
  29. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1989. – 207с.
  30. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М.: Издательство "Агар", 2000. – 248с.
  31. Соколова, Е. О. Взаимосвязь уроков рисования с натуры с уроками декоративного рисования / Е. О. Соколова // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сборник статей. Выпуск 8: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Прометей, 2012. – С. 393-400.
  32. Соколова, Е. О. Проблема взаимосвязи натурного и декоративного рисования посредством стилизации в процессе обучения основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства / Е. О. Соколова // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XIX (66) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. 13-14 марта 2014 г.: в 2 т. Т.2. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – С. 253-256.
  33. Соколова, Е. О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е. О. Соколова // Преподаватель XXI век: в 2 ч. Ч.1 – 2013. – № 4. – С. 194-203.
  34. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись : от реалистического изображения к условно-стилизованному : учеб. пос. / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. – Ростов н/Д. : Феникс,2009. – 190 с.
  35. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.

 

Приложение 1.

Анкета № 1

1. Что такое «большая»  форма предмета?

• выразительный контур предмета

• обобщенная форма предмета, имеющая в своей основе геометрическое тело или комбинацию таких тел

• самая большая из деталей, заложенная в форме предмета

• самая большая из деталей формы предмета, которая напоминает одно из геометрических тел

2. Какие основные геометрические  тела составляют основу «большой»  формы различных объектов действительности?

• шар, цилиндр, конус

• призма, пирамида, конус

• куб, шар, параллелепипед

• цилиндр, куб, пирамида

3. Какие геометрические  тела заложены в основе следующих  объектов

действительности?

а) Яблоко                б) Груша                в) Кувшин              г) Дерево


 

 

 

§ куб                             § куб                        § куб                    § куб

§ шар                             § шар                      § шар                   § шар

§ пирамида                   § пирамида             § пирамида        § пирамида

§ конус                         § конус                    § конус               § конус

§ цилиндр                     § цилиндр               § цилиндр          § цилиндр

§ призма                        § призма                 § призма             § призма

(1 тело)                             (1 тело)                   (3 тела)                 (2 тела)

Приложение 2.

Анкета № 2

1. Какое из перечисленных  определений наиболее точно характеризует понятие «стилизация»?

• Стилизация – это обобщение формы предмета путем удаления всех деталей

• Стилизация – это декоративное обобщение и подчеркивание характерных особенностей формы объекта с помощью ряда условных приемов

• Стилизация – это способ изображения предмета путем разложения его на простые геометрические составляющие

• Стилизация – это творческая переработка объектов и явлений действительности

2. Какие основные характеристики  объекта действительности используются при выполнении стилизации?

• форма

• объем

• материальность

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования