Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:07, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы развитие умений стилизовать природные формы у учащихся 1ых классов в ДХШ
Гипотеза исследования - если в процессе обучения рисованию принять разработанную нами методическую систему, то это позволит активизировать формирование творческого мышления обучающихся, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративной графики и живописи, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования…………………………………………………………………….……6
1.1. Принципы и методы стилизации……………………..………………6
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на умение стилизовать природные формы………………………………………..13
1.3. Условия формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования………………….20
Выводы по главе 1…………………………………………………….….27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……………………………………………….………29
2.1. Выявление исходного уровня сформированности умений стилизовать природные формы у школьников……………...…………………29
2.2. Программа формирования умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования……….…………38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………..…………48
Выводы по главе 2……………………………………………….………..51
Заключение………………………………………………………………..53
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

В Приложении 3 показаны характерные работы учащихся 4-ого класса, выполненные в ходе констатирующего эксперимента, с различными уровнями сформированности навыков владения приемами стилизации (высокий, средний и низкий уровни).

Анализ контрольных заданий, выполненных учащимися 4-ого класса, наглядно показал, что в процессе выполнения изображений при декоративном рисовании большинство учащихся не видят основной – «большой» формы изображаемого объекта, не умеют грамотно передавать конструктивные и пропорциональные особенности изображаемого объекта. Из работ, приведенных в Приложении 3, можно увидеть, что при выполнении декоративных рисунков учащиеся не связывают эти виды деятельности, и поэтому каждая работа является отдельным звеном при отображении заданного объекта действительности. Вследствие чего, абсолютное большинство учащихся показали средний и низкий уровень сформированности навыков владения приемами стилизации при декоративном рисовании (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Уровень сформированности навыков владения приемами стилизации при выполнении декоративного изображения у учащихся 4-ого класса

Анализ практических контрольных заданий констатирующего эксперимента позволил установить следующее:

• при выполнении изображений заданного объекта действительности большинство учащихся не видят его основной – «большой» формы, не умеют передавать характерные конструктивные и пропорциональные особенности изображаемого объекта в процессе декоративного рисования для создания выразительного художественного образа;

• большинство испытуемых не видят взаимосвязи натурного и декоративного рисунка и, выполняя стилизацию заданного объекта, не делают акцент на натурное изображение, поэтому каждая работа является отдельным звеном при отображении заданного объекта действительности.

Полученные данные констатирующего эксперимента мы использовали для поиска и разработки основных методов, направленных на эффективное овладение приемами стилизации в декоративном рисовании.

 

 

2.2. Программа формирования  умений стилизовать природные  формы у младших школьников  на уроках декоративного рисования

 

 Основная цель данной части экспериментального исследования – поиск, разработка и экспериментальная проверка специальных заданий, упражнений и методов обучения, направленных на эффективное овладение учащимися приемами стилизации в декоративном рисовании.

Эксперимент проводился в течение одного учебного 2013-2014 года.

Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, мы обработали, внимательно проанализировали и на основе выводов разработали задания и упражнения, направленные на эффективное овладение учащимися приемами стилизации в декоративном рисовании. Разработанный методический арсенал (беседы, упражнения и задания) был направлен на выполнение следующих задач:

- овладение учащимися  теоретическими знаниями в области  изобразительной грамоты и декоративного  рисования, умение использовать  эти знания в практических  заданиях в процессе декоративного  рисования;

- формирование умений учащихся грамотно выполнять переход от натурного рисунка к выполнению стилизованного изображения, передавая наиболее типичные и выразительные особенности формы изображаемого объекта;

- развитие способностей  учащихся использовать различные  способы формообразования при выполнении стилизации для эскиза изделия декоративно-прикладного характера.

Для успешного достижения поставленных задач нами соблюдались основные дидактические принципы обучения: научность, систематичность и последовательность, активность и сознательность, наглядность, доступность и преемственность, тесная связь теории с практикой.

По анализам результатов констатирующего эксперимента мы предположили, что для грамотного выполнения любого изображения необходима теоретическая подготовка учащихся, и поэтому в начале занятий отводилось время на рассмотрение теоретических вопросов. В процессе обучения школьники должны были усвоить необходимый минимум теоретических знаний (форма, конструкция, пропорции, объем и пространственные отношения, а также типизация, индивидуализация, гиперболизация), методы стилизации (метод «совершенных форм» или «симметрия»; метод «последовательных трансформаций»; метод стилизации в определенном художественном стиле), способы формообразования (геометрический и пластический).

В целях эффективного овладения приемами стилизации нами использовались следующие методы обучения: метод наблюдения, метод обобщения, метод анализа и синтеза, метод сравнения и метод целевой установки. Данные методы были направлены на повышение уровня восприятия и познания объектов действительности с целью их дальнейшего использования при выполнении стилизации для эскиза изделия декоративно-прикладного характера.

В процессе разработки практических заданий поисковой части эксперимента мы предположили, что для эффективного овладения учащимися приемами стилизации в процессе декоративного рисования наиболее результативными являются следующие упражнения:

- обобщение формы объектов  изображения на начальном этапе  выполнения изображения и выявление  его геометрической составляющей;

- обобщение формы объектов  действительности на начальном  этапе выполнения рисунка с  помощью силуэтного изображения (пятновое и линейное решение);

- последовательное ведение  натурного и декоративного изображения  заданного объекта действительности;

- параллельное ведение  процесса выполнения как рисунка  с натуры, так и стилизации  конкретного объекта действительности;

- использование различных  способов трансформации изображаемого  объекта при выполнении стилизации  для эскиза изделия декоративно-прикладного.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

«ЦВЕТЫ» (тематический блок)

Теоретическое задание.

Дать определение понятию «стилизация». Закономерности в передаче характерных особенностей формы цветов при выполнении стилизации.

Способы художественного обобщения (типизация, индивидуализация, идеализация, гиперболизация) при создании декоративного образа цветка.

Особенности стилизации при использовании геометрического и пластического способов формообразования.

 

Практическое задание.

Выполнить серию упражнений на передачу формы конкретного цветка, используя различные способы художественного обобщения и формообразования (геометрический, пластический). При выполнении упражнений использовать методы параллельного и последовательного ведения натурного и декоративного изображения.

 

 

 

 

«ДЕРЕВЬЯ» (тематический блок)

Теоретическое задание.

Закономерности в передаче характерных особенностей формы деревьев при переходе от натурного изображения к выполнению стилизации.

Способы художественного обобщения (индивидуализация, типизация, идеализация, гиперболизация) при выполнении стилизации деревьев, листьев деревьев.

Геометрический и пластический способы формообразования при создании декоративного образа дерева, листьев деревьев.

 

 

              

  

 

Практическое задание

Выполнить ряд заданий на закрепление умений и навыков грамотного перехода от реалистического изображения к созданию декоративного образа:

● упражнения на передачу характерных особенностей формы конкретного дерева, используя различные способы художественного обобщения (индивидуализация, типизация, гиперболизация и др.);

● упражнения на передачу индивидуальных особенностей формы листьев деревьев различных пород, используя геометрический и пластический способы формообразования;

● упражнения на формирование умений связывать образ дерева с его листьями, плодами («Дерево-лист», «Дерево-яблоко» и т.д.).

   

 

«РЫБЫ» (тематический блок)

Теоретическое задание

Закономерности в передаче характерных особенностей формы рыбы при переходе от натурного изображения к созданию декоративного образа.

Способы художественного обобщения (индивидуализация, типизация, идеализация, гиперболизация) при выполнении стилизации рыбы.

Геометрический и пластический способы формообразования при создании декоративного образа рыбы.

Практическое задание

Выполнить ряд упражнений на преобразование формы конкретной рыбы методом стилизации, используя различные способы художественного обобщения и формообразования. Введение в форму соответствующего декора.

Стилизованное изображение выполнять на основе натурной зарисовки.

 

 

 

 

«ПТИЦЫ» (тематический блок)

Теоретическое задание

Способы и приемы художественного обобщения формы птицы при передаче характерных признаков в процессе перехода от натурного изображения к стилизованному.

Особенности трансформации отдельных деталей формы (головы, клюва, оперения, лап, крыльев) и наполнение их декоративными элементами с целью привлечения внимания к наиболее выразительному и типичному, что имеется в изображаемом объекте.

                                          

 

Практическое задание

Выполнить серию упражнений, направленных на закрепление умений и навыков грамотно выполнять переход от реалистического изображения к созданию декоративного образа конкретной птицы.

При выполнении упражнений использовать различные способы формообразования и приемы художественного обобщения для передачи характерных и выразительных особенностей формы изображаемой птицы.

  

  

 

«ЖИВОТНЫЕ» (тематический блок)

Теоретическое задание.

Закономерности в передаче характерных особенностей формы различных животных при переходе от натурного изображения к созданию декоративного образа (выразительный силуэт, увеличение или уменьшение пропорций, трансформация объема).

Способы художественного обобщения и формообразования при выполнении стилизации различных животных.

  

Практическое задание

Выполнить серию упражнений, используя методы параллельного и последовательного ведения натурного и декоративного изображения.

При выполнении стилизации определить способ формообразования (геометрический или пластический) и прием художественного обобщения (типизация, индивидуализация, идеализация, гиперболизация) для передачи наиболее выразительных особенностей формы конкретного животного.

  

 

  

 

«ПЕЙЗАЖ» (тематический блок)

Теоретическое задание

Особенности стилизации при переходе от натурного рисования пейзажа к выполнению декоративного пейзажа (трансформация объема, двухмерное пространство).

Геометрический и пластический способы формообразования при создании декоративного пейзажа.

  

 

Практическое задание

Выполнить серию упражнений на преобразование реалистического пейзажа в декоративный. Определить наиболее выразительные признаки изображаемого пейзажа, используя геометрический и пластический способы формообразования.

Введение в элементы стилизованного пейзажа декора, соответствующего выбранному способу стилизации.

  

 

 

2.3. Анализ результатов  экспериментальной работы

 

При определении динамики уровня сформированности теоретических знаний учащихся в качестве сравнения нами было проведено анкетирование учащихся по тем же анкетам.

Анализ результатов анкеты № 1 показал, что большинство испытуемых (77 % - 14 человек) владеют термином «большая» форма, 77 % (14 человек) – знают геометрическую составляющую «большой» формы предмета и 89 % (16 человек) – смогли определить «большую» форму в различных объектах окружающей действительности.

Анализ результатов анкеты № 2 показал, что большинство испытуемых  (89 % - 16 человек) владеют термином «стилизация», 83 % (15 человек) – знают основные характеристики, используемые при выполнении стилизации, а 77 % (14 человек) – имеют представление о взаимосвязи способов стилизации и особенностей обработки материала.

Диаграмма 2. Сравнительный анализ уровеня сформированности навыков владения приемами стилизации при выполнении декоративного изображения у учащихся 4-ого класса в начале и конце эксперимента.

 

Таким образом, можно констатировать, что в результате систематического обучения уровень теоретических знаний испытуемых стал намного выше, чем исходный уровень их теоретических знаний.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию умений стилизовать природные формы у младших школьников на уроках декоративного рисования