Международно-правовая защита морской среды от загрязнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день, так как существует глобальное загрязнение окружающей среды, в том числе и морской. Международно-правовая защита морской среды базируется в основном на международных правовых актах, таких как договорах, конвенциях и т.д. Они подробно описываются в моей курсовой работе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.
§ 1. Международное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………..5
§ 2 Принципы в области охраны морской среды от загрязнения………….9
Глава II. Правовая охрана морской среды от загрязнения.
§ 1. Международная охрана морской среды от загрязнения………………..18
§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения…………………...23
§ 3. Национальная охрана морской среды от загрязнения…………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37 Список использованной литературы………………………………………….39

Файлы: 1 файл

международно-правовая защита морской среды от загрязнения.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ТРУДОВОГО  ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО  ПРОЦЕССА

Специальность: 030501 – юриспруденция

Специализация – судебно - арбитражная

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Международно  – правовая защита морской среды  от загрязнения

 

 

 

Студент 3 курса

Группа 884

"___"_________ 2011 г.  ____________________ (Н.С. Васильева)

 

Научный руководитель

К.н.ю., доцент

"___"_________ 2011 г.  ____________________ (Э.Ф.Нигматуллина)

 

 

 

Казань – 2011

 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава I. Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.

§ 1. Международное сотрудничество в области охраны  морской среды от загрязнения……………………………………………………………………..5

§ 2 Принципы  в области охраны морской среды от загрязнения………….9

Глава II. Правовая охрана морской среды от загрязнения.

§ 1. Международная охрана морской среды от загрязнения………………..18

§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения…………………...23

§ 3. Национальная охрана морской среды от загрязнения…………………..30

Заключение……………………………………………………………………...37 Список использованной литературы………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Загрязнение окружающей среды на современном этапе развития общества является очень актуальной проблемой, она ставит под угрозу безопасность всего человечества. Все  чаще и чаще люди начинают задумываться о том, как можно предотвратить загрязнение окружающей среды и его последствия. Загрязнение атмосферы, водной среды, в том числе морской, использование Мирового океана для военных целей, торговли, перевозки нефти и опасных для человеческой жизни отходов приводит к экологической катастрофе. Как отметил М.И. Лазарев, поскольку наибольший процент всего кислорода нашей атмосферы выделяют водоросли, содержащиеся в Мировом океане, международно-правовая и государственно-правовая защита вод Мирового океана от загрязнения приобретает особое значение. «Легкие» нашей планеты должны быть здоровыми, и единственным способом обеспечить это является принятие соответствующих международно-правовых и государственно-правовых норм и добиться их претворения в жизнь. 1  От решения этих существенных и актуальных проблем зависит судьба цивилизации. Важность и необходимость принятия срочных мер по защите окружающей среды признается всем современным научным сообществом.

Уже сейчас современная  экономика планеты теснейшим  образом связана с всесторонней разработкой богатейших ресурсов Мирового океана. Однако деятельность человека на морях и океанах, направленная на получение технических благ, имеет и отрицательную сторону. В результате человеческой деятельности в воды Мирового океана попадает огромная масса химических, радиоактивных и иных вредных веществ. Источниками загрязнения морской среды являются промышленные отходы, захоронение отходов атомного производства, откачка за борт судовых отходов, аварии танкеров, нефтепромысловых морских сооружений и др. Так как морская среда планеты является органическим единством, ни одно государство мира, особенно прибрежное, не гарантировано от губительных последствий загрязнения.

Вопрос о защите морей  и океанов от загрязнений в  настоящее время приобрел глобальный характер. Многие страны мира в той или иной степени уже столкнулись с проблемой защиты морской среды и пытаются разрешить ее на национальном уровне.2 К сожалению, эти попытки не дают желаемых результатов. Ни одна страна не может считать себя в безопасности, пока не будет решена проблема защиты среды тех районов, которые находятся в общем пользовании всех государств, т.е. пространств открытого моря. Только согласованные действия государств по предотвращению загрязнения морской среды помогут сохранить животный и растительный мир Мирового океана. Этими фактами обусловлена актуальность моей работы.

Целью курсовой работы является изучение механизма международно –  правовой защиты морской среды от загрязнения. Международная защита морской среды будет эффективна только в том случае, если данные отношения будут регулироваться еще   на региональном и национальном уровнях. В связи с этим мною были исследованы  региональный и национальный механизм защиты морской среды от загрязнения.  Кроме этого в данной работе рассмотрено международное сотрудничество в области охраны морской среды, начиная с первой международной конференции, посвященной этому вопросу.  Международное сотрудничество основано на общепризнанных принципах, которые были рассмотрены в первой главе курсовой работы.

 

 

Глава I

Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.

§ 1. Международное сотрудничество в области охраны  морской среды от загрязнения.

В наши дни, когда воздействие  человека на природу достигло поистине мировых масштабов, когда загрязнение не знает государственных границ, жизненно важным для окружающей среды и для всего человечества становиться международное сотрудничество в деле охраны природы.

Впервые данную проблему подняла Генеральная Ассамблея  ООН 3 декабря 1968 года, когда приняла резолюцию о необходимости созыва международной конференции ООН по проблеме окружающей среды. В июне 1972 года в Стокгольме была проведена конференция. Она приняла решения, определяющие принципы, методы, организационные структуры и содержание международного сотрудничества по охране окружающей среды в системе ООН. В числе наиболее важных из этих решений была Декларация об окружающей среде, в которой говорилось о месте и назначении окружающей среды в современном мире. Для выполнения поставленных задач в качестве центрального учреждения ООН была создана программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая отчитывается о своей деятельности перед Генеральной Ассамблеей. ЮНЕП подготавливает международные конвенции по тем или иным вопросам мирового океана, а также координирует все виды деятельности по окружающей среде в ООН.

В 1973 г. начались переговоры на Третьей конференции  ООН по морскому праву (UNCLOS III). Девять лет переговоров в рамках UNCLOS завершились в 1982 г.3 Конвенцией Montego Bay о морском праве (LOSC), в XII части которой содержались наиболее общие положения по регулированию вопросов, связанных с морской природной средой, в том числе касающиеся источников отходов и загрязнения, находящихся на судах и на берегу. Там были также заложены определенные общие обязанности по защите морской природной среды.

В середине ноября 1977 г. Состоялся первый всемирный конгресс по проблемам охраны окружающей среды в рамках программы ООН по защите среды по инициативе Всемирной организации здравоохранения.  Конгресс постановил, что комплексные меры по защите окружающей среды обязательно должны учитываться при планировании экономического развития всех государств.

В Хельсинки 1 августа 1975 г. было проведено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт совещания содержал положение о сотрудничестве  в области окружающей среды. Одной из областей такого сотрудничества является «»охрана морской среды государств – участников, особенно Средиземного моря, от загрязнения с суши, с судов и других плавучих средств.5

В ноябре 1979 г. в Женеве состоялось общеевропейское совещание  по сотрудничеству в области окружающей среды. Оно завершилось подписанием  конвенции о трансграничном загрязнении  воздуха на больших расстояниях.

3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция О ОН по окружающей среде и развитию. Она была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.  

Основными решениями конференции были:

Декларация, предусматривающая  принципы охраны окружающей среды; 
обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие; 
Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон;

Конвенция об охране биологического разнообразия; 
Конвенция по климату.

В Стокгольме 22 мая 2001 г. была проведена конференция, результатом которой стала Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях. Она посвящена охране здоровья человека и ОС от стойких органических загрязнителей и зиждется на принятых ранее принципах декларации по ОС в Рио-де-Жанейро. Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах и несут в себе опасность международного масштаба. 
В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает: 
· меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования

· меры по сокращению или  ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;

· меры по сокращению или  ликвидации выбросов, связанных с  запасами и отходами;

· каждая Сторона разрабатывает  и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных  настоящей Конвенцией;

· каждая Сторона облегчает  или осуществляет обмен информацией;

· Стороны в рамках своих возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном  уровнях научные исследования разработки, мониторинг и сотрудничество в области  стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в окружающую среду; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в окружающую среду; способ переноса в окружающую среду; воздействие на здоровье человека и окружающую среду; социально-экономические и культурные последствия и др. Страны-участники Конвенции признали необходимость оказания своевременной и соответствующей технической по мощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся Сторонами Конвенции. Возникающие в рамках Конвенции споры, разрешает арбитраж или Международный Суд.

Таким образом международное  сотрудничество играет важную роль в  области охраны окружающей среды, потому что только объединившись всем государствам можно решить такую сложную задачу как защита морской среды.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

§ 2 Принципы в области охраны морской среды от загрязнения.

В процессе решения государствами  сложной задачи охраны окружающей, в том числе морской, среды на международном уровне сложились международно-правовые принципы, получающие всеобщее признание.

Одним из основных принципов  охраны морской среды является общепризнанный международно-правовой принцип сотрудничества, который обусловлен характером и динамикой развития современных эколого-кризисных отношений, создающих необходимость принятия совместных усилий всех государств для решения экологических проблем.

Поиск путей объединения  усилий государств и народов для  успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время  является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании  охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие  и разрабатываемые в данной области  международно-правовые акты.

Так, в Стокгольмской  декларации принципов 1972 г., содержание принцип сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: "международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует организовывать таким образом, чтобы в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств".6

Международное сотрудничество должно осуществляться на равноправной и взаимовыгодной основе, что применительно к проблемам окружающей среды означает, в частности, активизацию торгового обмена экологически безвредной техникой и технологией, продажу патентов и лицензий, связанных с охраной окружающей среды, учет опыта промышленно развитых стран, оказание помощи развивающимся государствам в выборе путей и форм экономического развития, не вызывающих ухудшения качества окружающей среды.

Информация о работе Международно-правовая защита морской среды от загрязнения