Международно-правовая защита морской среды от загрязнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день, так как существует глобальное загрязнение окружающей среды, в том числе и морской. Международно-правовая защита морской среды базируется в основном на международных правовых актах, таких как договорах, конвенциях и т.д. Они подробно описываются в моей курсовой работе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.
§ 1. Международное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………..5
§ 2 Принципы в области охраны морской среды от загрязнения………….9
Глава II. Правовая охрана морской среды от загрязнения.
§ 1. Международная охрана морской среды от загрязнения………………..18
§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения…………………...23
§ 3. Национальная охрана морской среды от загрязнения…………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37 Список использованной литературы………………………………………….39

Файлы: 1 файл

международно-правовая защита морской среды от загрязнения.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Положения, запрещающие  захоронение, не применяются в тех  случаях, когда человеческая жизнь, сохранность судна или самолета в море находиться под угрозой  гибели или полного уничтожения  либо в любом случае угрозы человеческой жизни, если захоронение представляется единственным способом предотвращения такой угрозы.

Отчет о захоронениях немедленно передается Комиссии по защите морской среды Балтийского моря с подробной характеристикой  захороненных веществ, места, метода захоронения и с другими данными.

Таким образом, по охвату различного вида источников загрязнения  Хельсинская конвенция является наиболее универсальной и, как представляется, могла бы служить примером решения проблемы охраны и других районов Мирового океана.

Далее рассмотрим охрану от загрязнения Северного моря и  Северо-Восточной Атлантики. Загрязненность водной среды является серьезной  проблемой и для Северного  моря. Наибольшую опасность представляет загрязнение вод Северного моря нефтью, являющееся результатом не только интенсивного судоходства, но и добычи нефти на континентальном шельфе.

Меры по предотвращению загрязнения Северного моря нефтью содержаться в Соглашении о сотрудничестве по вопросам борьбы против загрязнения  вод Северного моря углеводородистыми соединениями, подписанном в Бонне 9 июня 1969г. Соглашение делит весь район на шесть зон, и закрепляет каждую за одним государством, которое будет нести ответственность за эту зону. Ответственность участников за зону в основном сводиться к наблюдению за различного рода происшествиями, которые могу угрожать разливами нефти, за появлением нефтяных пятен и их движением.

Северное море включается в сферу действия и другого  международного соглашения – Конвенции  по предотвращению загрязнения морской  среды сбросом веществ с судов и летательных аппаратов, которая была заключена 15 февраля 1972 г. в Осло. Конвенция распространяется на огромный район Северо-Восточной Атлантики, Северного Ледовитого океана и прилежащих морей. В район действия конвенции входит и Баренцево море до 51° восточной долготы. 17

В конвенции провозглашается  принцип, согласно которому  любые  меры, предпринимаемые в связи   с захоронением вредных веществ, не должны приводить к их проникновению за пределы договорного района. Захоронение ряда веществ полностью запрещается, исключая из них те, которые, попав в морскую среду, быстро превращаются в вещества, биологически безвредные. Специальное разрешение требуется для захоронения таких веществ, как мышьяк, свинец, цинк, медь и их соединения, пестициды и ряд смолоподобных веществ, а также металлического лома и других громоздких отходов. При захоронении они должны быть размещены на большой глубине – не менее 2000м и на расстоянии не менее 150 морских миль от ближайшего берега.

Исключение из общего запрещения захоронения сделано на случай форс-мажорных обстоятельств, когда возникает угроза безопасности человеческой жизни, безопасности судна или летательного аппарата. При захоронении, произведенном в таких условиях, соответствующее государство должно немедленно сообщить комиссии все подробности обстоятельств захоронения, характер и количество сброшенных веществ, материалов и т.д.

19 февраля 1974г. четырьмя  северными европейскими государствами  - Норвегией, Швецией, Финляндией  и Данией – в Стокгольме  была заключена так называемая северная конвенция по защите окружающей среды.

Задача конвенции –  предупреждать загрязнение морской  среды и атмосферы с наземных источников. Она регулирует осуществляемую на территории государств-участников в их внутренних водах (реках, озерах и т.д.) или в территориальном море деятельность, которая может причинить вред окружающей среде других государств. В данном конвенции речь идет не только о сбросе твердых, жидких отходов, газов или каких-либо иных веществ в реки, озера, море, но и шумы, вибрация, изменение температуры, радиации и т.д.

В Северной конвенции  создана довольно любопытная система  контроля за вредной деятельностью. Эта система должна состоять из «наблюдающих»  и «изучающих» органов, которые  создаются в каждом государстве из представителей компетентных властей.

«Наблюдающий орган» в соответствие с положениями конвенции следит за охраной окружающей среды от неблагоприятных последствий какой-либо вредной деятельности, осуществляемой  на территории другого государства - участника. Он наделяется правом возбуждать дело в суде или перед административными органами другого государства с правом обжалования его решения в соответствие с законодательством такого государства.

В задачу «изучающего  органа» входит изучение вопроса  о допустимости деятельности, причиняющей вред окружающей среде. При этом изучающий орган может потребовать от государства, которое занимается такой деятельностью, дополнительную документацию и т.д. и может высказать свое мнение по этому вопросу «наблюдающему органу » такого государства.

Таким образом, была предпринята  попытка предотвратить загрязнение  Северного моря и Северо – Восточной  Атлантики.

На одном из первых мест по степени загрязненности стоят  Средиземное и Красное моря  и Персидский залив. На берегах Средиземного моря расположены крупные порты европейских и арабских государств, для него характерно интенсивное международное судоходство, особенно танкерное.

На Средиземное море распространяются специальные  положения  некоторых международных конвенций. Так, Лондонская конвенция 1954/1962 гг. по предотвращению загрязнения моря нефтью, предусматривающая запретные зоны, установила протяженность таких зон для Средиземного моря в 100 миль от ближайшего берега. Слив нефти или нефтеводяной смеси с любого танкера в этой зоне запрещен.18

 Более жесткие требования, чем для мирового океана в целом, установлены Лондонской конвенцией 1973 г. в отношении сброса в Средиземное море мусора. Полностью запрещен сброс пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые отходы. Запрещен сброс любого другого мусора, включая бумагу, стекло, посуду, металл, упаковочный материал и прочее. Сброс пищевых отходов должен производиться не ближе 12 миль от берега. Средиземноморские государства должны обеспечить свои порты соответствующими приемными устройствами в расчете на «специальные нужды судов», находящихся в Средиземном море.

Можно сделать вывод, что на  региональном уровне выполнена  задача по созданию нормативной базы в области защиты морской среды от загрязнения. Отрегулирована защита таких районов как Балтийское море, Северное море, Северо – Восточная Атлантика, Средиземное и Черное моря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Национальная охрана морской среды от загрязнения.

Охрана Мирового океана от загрязнения зависит от скоординированных усилий всех государств земного шара. Меры, предпринятые государствами на международном и региональном уровнях, должны быть дополнены национальными мерами.

Международные соглашения об охране морской среды, как правило, содержат нормы, обязывающие государство принять соответствующие национальные законы.

С точки зрения охраны морской среды представляет интерес национальное законодательство, направленное на:

- охрану вод и режим  водопользования;

- охрану морских внутренних  и территориальных вод, а также вод открытого моря от загрязнения судами и другими плавательными средствами;

- охрану морских вод  от загрязнения, вызванного исследованиями  или разработкой естественных  богатств континентального шельфа.19

Последние два вопроса связаны с группой актов, направленных непосредственно на охрану морской среды. Что касается охраны внутренних водоемов, то этот вопрос связан с загрязнением Мирового океана от так называемых наземных источников, с которыми по различным подсчетам связано от 50 до 70 % загрязнения морской среды.20 Выбросы вредных отходов производства в реки и иные водные потоки – самый непосредственный путь загрязнения Мирового океана. Просачивание таких отходов через земные расщелины и выбросы в атмосферу также в конечном счете приводят к загрязнению Мирового океана.

Облегчает решение проблемы охраны водных объектов, то, что они (кроме прудов и обводненных карьеров) находятся в федеральной собственности. Это позволяет быстро и эффективно решить многие вопросы, связанные с предупреждением загрязнения окружающей среды, с рациональным использованием природных ресурсов.

Принцип охраны окружающей среды сформулирован в Конституции  РФ. Данный принцип является предпосылкой для наиболее эффективного регулирования  охраны окружающей среды на национальном уровне. Так в ч.2 ст. 41 Конституции РФ говориться о том, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В данной статье приоритетное место занимает охрана здоровья человека, но также здесь упоминается и экологическое благополучие, потому что оно непосредственно влияет на здоровье человека.

Также вопрос охраны окружающей среды, регулируется ст. 41 Конституции, которая предусматривает право  каждого человека на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Группа предусмотренных в данной статье экологических прав, тесно связанных друг с другом, состоит из трех подгрупп. К первой относится конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, которое изначально возникло в Западной Европе, а в России появилось недавно и подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. Естественно, к этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Однако повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, о закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они, как правило, не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств.21

Экологические обязанности  граждан перечислены в ст. 58 Конституции РФ. Они конкретизируются в Законе об охране окружающей среды, согласно ст. 11 которого граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Моральными требованиями являются обязанности своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Нравственные требования, устоявшиеся в обществе, часто связаны с правовыми требованиями рационального использования и охраны природных ресурсов, с конституционными принципами правового демократического социального государства.

Непосредственно охрану водных объектов от загрязнения и  засорения предусмотрел Водный Кодекс РФ в ст. 56, которая имеет аналогичное  название. В данной статье дублируются международно-правовые нормы о защите морской среды, но применительно к водным объектам РФ. В частности, это запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), на захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Также предусмотрены и другие ограничения и меры по защите водных объектов от загрязнения.

В ст. 8.13 Коап предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны водных объектов. Правила охраны водных объектов, установленные Водным кодексом РФ и другими актами законодательства, определяют виды правомерной водохозяйственной деятельности. Данная норма предусматривает, что содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, при котором оно не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде, захоронение в водных объектах и сброс в них радиоактивных и токсичных веществ (материалов) запрещаются, 
сброс в водные объекты сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), допускается только после их очистки, также запрещается  
проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ. 
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта

Информация о работе Международно-правовая защита морской среды от загрязнения