Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа
Тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день, так как существует глобальное загрязнение окружающей среды, в том числе и морской. Международно-правовая защита морской среды базируется в основном на международных правовых актах, таких как договорах, конвенциях и т.д. Они подробно описываются в моей курсовой работе.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Международное сотрудничество и принципы в области охраны морской среды от загрязнения.
§ 1. Международное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………..5
§ 2 Принципы в области охраны морской среды от загрязнения………….9
Глава II. Правовая охрана морской среды от загрязнения.
§ 1. Международная охрана морской среды от загрязнения………………..18
§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения…………………...23
§ 3. Национальная охрана морской среды от загрязнения…………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37 Список использованной литературы………………………………………….39
Наиболее распространенным и известным
поллютантом является нефть. Замедляя
или прекращая процесс
Основными источниками загрязнения морской среды нефтью считаются промывочная вода из танкеров, пролитая нефть и речные стоки.
Первым многосторонним соглашением, установившим определенные обязанности государств в этой области, была Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954/1962. В целях предотвращения загрязнения морской среды нефтью данная конвенция, во-первых, запретила намеренный слив с судна нефти и нефтеводяной смеси и, во-вторых, установила запретные зоны. Также в конвенции приводятся определения нефти, нефтеводяной смеси, танкера, судна и т.д. Определения, данные конвенцией, как и требования, относящиеся к запрещению слива нефти и нефтеводяной смеси или к разрешению их слива при определенных условиях, носят, казалось бы, чисто технический характер. Однако именно они и являются теми правовыми критериями, исходя из которых решаются вопросы о нарушении конвенции и, соответственно, об ответственности за такие нарушения. Несоблюдение конвенции считается ее нарушением, наказуемым по закону государства, в котором зарегистрировано судно.
Невзирая на отдельные недостатки, конвенция, несомненно сыграла положительную роль как первый документ договорного характера, установивший определенные права и обязанности государств в области предупреждения загрязнения морской среды нефтью. Участники лондонских конференций подняли вопрос о необходимости защиты Мирового океана на международный уровень.
С 8 октября по второе ноября 1973 г. в Лондоне состоялась еще одна конференция по вопросам загрязнения морской среды, на которой была принята новая Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. Эта конвенция призвана заменить собой Лондонскую конвенцию 1954 г. с последующими поправками.
В основу Лондонской конвенции 1973 г. положен
принцип, согласно которому должны быть
пресечены все способы
В целях полного предотвращения
загрязнения моря с судов в
конвенции предусмотрено
Каждое судно должно иметь журнал нефтяных операций, в который заносятся подробные данные о погрузке, типе погруженной нефти, перекачке, сбросе и прочее…
Лондонская конвенция 1973 г. содержит единые международные стандарты по предотвращению загрязнения Мирового океана всеми видами загрязнений, связанными с эксплуатацией судов. Она носит универсальный характер.
В международном экологическом праве, как уже отмечалось, также существуют нормы по предупреждению радиоактивного загрязнения Мирового океана. Проблема радиоактивного загрязнения была поставлена в связи с взрывом американских бомб в Нагасаки и Хиросиме. Эти взрывы сопровождались выбросом в атмосферу огромной массы радиоактивной пыли и осколков, которые впоследствии вновь выпадали в море или на сушу, в районах, находящихся на значительных расстояниях от места взрывов. Впервые данная проблема была урегулирована в Московском договоре 1963 г. Договор, являющийся бессрочным, был открыт для подписания в Москве 5 августа 1963 г. и вступил в силу 10 октября 1963 г. Договор обязывает каждого из его участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
Огромное значение для предотвращения радиоактивного заражения Мирового океана имеет договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. 11 февраля 1971 г. он был открыт для подписания одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне.
Стремясь пресечь все
Лондонская конвенция регулирует два вида преднамеренных захоронений:
Вместе с тем
данная конвенция не
Таким образом, преградить путь дальнейшему активному загрязнению морской среды может только право. Любая ядерная деятельность, независимо от того, связана она с эксплуатацией ядерной установки, или с транспортировкой радиоактивных веществ и материалов, либо их сбросом в море, должна регулироваться запретительно-разрешительными нормами права, в основе такого регулирования лежит осознание государствами необходимости остановить процесс заражения морской среды и по возможности восстановить нарушенное равновесие.
Как уже упоминалось выше лондонская конвенция регулирует загрязнение моря не только нефтью и радиоактивными отходами, но и другими вредными материалами.
В конвенции 1972 г. выражено
стремление установить ответственность
государства за любую деятельность
в рамках его юрисдикции, которая
может нанести ущерб окружающей
среде других государств и районов.
По отношению к морской среде
это положение можно рассматрив
Следует, кроме того, отметить, что ст 10 Конвенции 1972г. сформулирована таким образом, что она не оставляет никаких сомнений в существовании международно-правового принципа ответственности государств за загрязнение окружающей среды других государств или любых других районов.
В целях соблюдения конвенции каждое государство-участник обязано контролировать: суда и самолеты, зарегистрированные на его территории или плавающие под его флагом; суда и самолеты, загружаемые на его территории или в его территориальных водах материалами для сбросов в море; суда, самолеты, а также подвижные и неподвижные платформы, которые находятся под его юрисдикцией.
В конвенции установлена система, согласно которой «отходы и другие материалы», перечисленные в Приложении I - сбрасывать полностью запрещается; перечисленные в приложении II - можно сбрасывать при условие предварительного специального разрешения; перечисленные в приложении III - можно сбрасывать при условии предварительного общего разрешения. Следует отметить, что в конвенции специально оговаривается право государств запретить сброс отходов и других материалов, не включенных в приложение I, т.е. принимать меры более жесткие, чем те, которые установлены конвенцией.13
В итоге можно отметить, что нормы международного права довольно широко регламентируют загрязнение морской среды. Они включают в себя нормы по предупреждению загрязнения морской среды нефтью, радиоактивными отходами и другими вредными и опасными веществами.
§ 2. Региональная охрана морской среды от загрязнения.
Международно-правовая охрана Мирового океана от загрязнения может быть эффективной лишь в том случае, если она дополняется соответствующими мерами, принятыми на региональном уровне. Отдельные районы Мирового океана обладают определенной спецификой, учесть которую в целях охраны морской среды наилучшим образом могут только государства соответствующего региона.
В первую очередь речь пойдет об охране Балтийского моря. Загрязнение Балтийского моря от наземных источников, с судов и в результате различного рода захоронений, создало реальную угрозу экологическому равновесию этого района. Большое число крупных портов на берегах этого моря обусловливает чрезвычайно интенсивное судоходство, как правило, связанное с загрязнением с судов. Прибрежные государства были поставлены перед необходимостью принятия срочных и эффективных мер с целью предупреждения дальнейшего загрязнения Балтийского моря. 14
Первые конференции, посвященные вопросам предотвращения загрязнения Балтийского моря, прошли в сентябре 1969г. и в августе 1970г. в Висбю. Однако обе конференции в Висбю закончились безрезультатно, главным образом из-за расхождения точек зрения прибалтийских государств относительно того, на каком уровне должно быть за заключено соглашение. Одни государства считали, что достаточно подписать межведомственное соглашение, другие (в их числе был и СССР) выступали за соглашение на более высоком уровне, которое позволило произвести большие затраты для строительства приемных устройств, очистительных сооружений и т.д. и применять соответствующие законодательные акты. Для подготовки новой конференции была создана рабочая группа представителей правительств прибалтийских государств. В подготовке проекта конвенции, помимо рабочей группы, участвовали технические эксперты по загрязнению с судов и эксперты – юристы. Результатом этой работы была Дипломатическая конференция, проходившая в Хельсинки с 18 по 22 марта 1974 г.
В работе конференции участвовали все прибалтийские государства, а также наблюдатели от Чехословакии и Норвегии и наблюдатели от международных организаций, в частности, от ЮНЕП. Конференция приняла Заключительный акт, конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря, шесть приложений с дополнениями и семь резолюций по различным вопросам.
В конвенции установлен принцип, согласно которому загрязнение с суши морской среды района Балтийского моря должно быть сведено к минимуму.15 На прибалтийские государства возложена общая обязанность принимать все надлежащие меры для этого. В конвенции предусматривается необходимость сотрудничества государств – участников конвенции в целях разработки и принятия специальных программ, руководств, стандартов и правил, относящихся к сбросам с суши, а также к определению качества окружающей среды, продуктов, содержащих вредные вещества и т.д.
Сброс в море значительного количества вредных веществ не может быть произведен с суши без предварительного специального разрешения, выданного соответствующим национальным органом. Последний должен информировать Комиссию по защите морской среды Балтийского моря, учрежденную Хельсинской конвенцией, о количестве, качестве и способе сброса, если имел место значительный сброс вредных веществ и материалов.
Кроме того, в конвенции предусмотрено, что если загрязнение Балтийского моря может произойти через граничную реку, то заинтересованные государства должны принять надлежащие меры для предотвращения и ликвидации такого загрязнения.
Хельсинская конвенция
возлагает на прибалтийские государства
обязанность принимать
Хельсинкская конвенция 1974 г. придает большое значение борьбе с таким весьма распространенным загрязнителем, как мусор. В ней, в частности, воспроизведены все запретительные положения Лондонской конвенции, относящиеся к «особым районам», создаваемым для предотвращения загрязнения морской среды мусором с судов. Абсолютно запрещен сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы и рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора, а также изделия из бумаги, металл, стекло, бутылки, керамику3, обшивочный и упаковочный материалы. Пищевые отходы могут сбрасываться не ближе 12 морских миль от ближайшего берега. Если мусор смешан с другими отходами, к удалению или сбросу применяются другие правила, то подлежат применению более строгие требования.16
В соответствие с требованиями Лондонской конвенции 1972г. Хельсинская конвенция 1974 г. запрещает захоронение вредных веществ в районе Балтийского моря. Вопросы захоронения регулируются также Приложениями I, II, III. Однако требования к захоронению конкретных веществ, содержащиеся в этих документах, менее строги, чем в Лондонской конвенции.
Информация о работе Международно-правовая защита морской среды от загрязнения