Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:14, реферат
Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов производства и потребления как объекта правового регулирования…………………………………………...5
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………..
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов
производства и потребления как объекта
правового регулирования………………………………………….
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Правовое регулирование
в области обращения с отходами
имеет целью предотвращение вредного
воздействия отходов
Актуальность исследований в области обращения с отходами обосновывается несколькими обстоятельствами. Это, во-первых, усиление нагрузки на окружающую среду в результате увеличения массы отходов, привносимых в нее без соответствующих мероприятий по их утилизации или иных мер, минимизирующих вредное влияние отходов на окружающую среду и здоровье человека. Во-вторых, организационные, финансовые, технические трудности реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами. В-третьих, несовершенство ФЗ "Об отходах производства и потребления" как базового нормативного правового акта, регулирующего отношения в указанной сфере. [13]
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Предметом исследования являются материальные и процессуальные правовые нормы, регулирующие общественные экологические отношения, складывающиеся в процессе обращения с отходами производства и потребления.
Теоретическую основу исследования составляют труды специалистов в области экологического права в России, посвященные исследованию проблем правовой охраны окружающей среды в целом, а также в области обращения с отходами производства и потребления, в частности, работы С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Н.В. Кичигина, А.Ю. Винокурова, О.Л. Дубовик и др.
Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.
Глава 1. Понятие отходов производства и потребления
В настоящее время регулирование общественных отношений в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в первую очередь Федеральным законом от 24 июня 1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который согласно Преамбуле призван определять правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Данный закон вводит в оборот и раскрывает содержание такого правового института, как право собственности на отходы. В нем подробно разграничены компетенция Российской Федерации и компетенция ее субъектов в области обращения с отходами. В отдельной главе закона закреплены основные требования по обращению с отходами в процессе проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также требования к объектам размещения отходов, к обращению с отходами на территориях городских и других поселений. Особое внимание уделено вопросам обращения с опасными отходами. Закон раскрывает содержание таких понятий, как нормирование, учет и отчетность в области обращения с отходами. Должное внимание в нем уделено вопросам экономического регулирования рассматриваемой деятельности, а также различным формам контроля в названной сфере, в первую очередь государственному.
Кроме того, правовое регулирование вопросов, связанных с обращением отходов осуществляется Федеральным законом от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Признавая приоритет в регулировании рассматриваемых общественных отношений за специализированным Законом об отходах, Закон об охране окружающей среды лишь дополняет его нормы по отдельным вопросам. В частности, в ст. 51 этого закона закрепляется принцип безопасности для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления.[8]
Федеральный закон 30 марта 1999 г № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» в ст. 22 закрепляет санитарноэпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. В частности, декларируется обязательность обеспечения безопасности условий и способов осуществления этих видов деятельности для здоровья населения и среды обитания.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами урегулированы Федеральным законом от 11 июля 2011г № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, сферу правового регулирования вопросов, связанных с обращением отходов, составляют и другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные нормативные правовые акты, ряд подзаконных и ведомственных нормативных актов, в частности Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» и иные.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. [2]
Включение в сферу правового
регулирования пришедшей в
Следует выделить некоторые
признаки отходов производства и
потребления как объекта
Главным признаком отходов производства и потребления, опираясь на определение, диктуемое законом, следует считать их непригодность для дальнейшего использования без переработки.
К отходам следует относить только те объекты, которые утратили свои потребительские свойства. В противном случае, к отходам производства и потребления будет отнесено значительное количество сырья, материалов, продукции, которые пригодны для использования в производственной деятельности, но в силу тех исключительных свойств, которыми наделен особых объект правового регулирования – отходы, дальнейшее использование таких объектов повлечет затруднения. В частности, для того, чтобы реализовать остатки сырья другому производителю, собственник таких остатков, в силу указаний ФЗ «Об отходах производства и потребления», должен будет определить к какому классу опасности относятся отходы – остатки сырья, установить, имеет ли право приобретатель на использование таких отходов, лишь после этого он будет вправе передать их приобретателю. Таким образом, если в ходе производства остатки сырья могут быть переданы производителем для нужд другого производства, в этом случае, образования отходов, в том значении, которое дает им ФЗ «Об отходах производства и потребления», не происходит.
Необходимо отметить, что законодательство оперирует понятием «использование отходов», которое в силу норм действующего ФЗ «Об отходах производства и потребления», предполагает применение отходов производства и потребления для производства товаров, продукции, выполнения работ, что противоречит предложенной концепции считать отходами лишь непригодные для дальнейшего использования без переработки объекты.
Федеральным законом «Об
отходах производства и потребления»
определены особенности обращения
отходов как объекта
Как отмечают Кичигин Н.В., Пономарёв М.В., признание отходов «…объектом права собственности в должной мере способствует их вовлечению в хозяйственный оборот и делает их предметом гражданско-правовых сделок».[12]
При применении ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в настоящее время следует учитывать положения ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Для сделок, предметом которых является передача прав на опасные отходы, закон устанавливает особые требования к субъекту - приобретателю: им может быть только лицо, обладающее лицензией на обращение с отходами не меньшего класса опасности, чем подлежащие передаче по сделке отходы. При этом обязанность по установлению наличия у приобретателя необходимой лицензии возлагается на собственника отходов. Разъяснения по применению ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» приведены в Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2012 N ВК-03-03-36/16141 «По вопросу передачи отходов»1. Согласно разъяснениям Росприроднадзора, с учетом изменений законодательства, в настоящее время положения, предусмотренные ч. 3 ст. 4 Закона ФЗ «Об отходах производства и потребления», необходимо выполнять в случае отчуждения, передачи отходов собственником отходов другому лицу в целях их обезвреживания и размещения.
В случае передачи опасных отходов в нарушение требования о наличии у приобретателя лицензии, полагаем, сделку следует считать ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ как не соответствующую требованиям закона, кроме того, в этом случае собственник отходов будет нести ответственность за нарушение правил обращения с отходами.
Некоторые отходы производства и потребления ограничены в обороте. В соответствии с Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", запрещена свободная реализация следующих видов отходов производства и потребления:
В силу буквального толкования наименования отходов, которое дает ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления, - можно сделать вывод о том, что отходы, прежде всего, следует делить на две группы: отходы производства и отходы потребления. Однако понятие отходов производства и потребления, приведенное в ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», позволяет однозначно поделить на две такие группы только часть отходов - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, поскольку, в силу толкования определения, такие отходы образуются в процессе производства или в процессе потребления. Однако неясно, к какой группе следует отнести товары (продукцию), утратившие свои потребительские свойства.
1.2. Классификация отходов производства и потребления
Исходя из определения отходов производства и потребления, выделяют следующую классификацию отходов:
Под потребительскими свойствами
следует понимать совокупность качеств,
свойств товара, которые позволяют
использовать его в хозяйственной
деятельности. Потребительские свойства
большинства товаров имеют
Информация о работе Обращение с отходами производства и потребления