Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:14, реферат
Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов производства и потребления как объекта правового регулирования…………………………………………...5
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………..
Эта группа отходов характеризуется тем, что образование отходов происходит в результате осуществления определенной деятельности: производства или потребления.
Следует отметить, что в
литературе выделяют также дополнительную
классификацию отходов
Полагаем недопустимым такое
деление отходов производства, поскольку
классификация на возвратные отходы,
вторичное сырье и
Законодатель делит отходы производства и потребления на опасные и неопасные. Под опасными отходами ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 24.06.1998 г. понимались отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В настоящее время понятие опасных отходов исключено из ФЗ «Об отходах производства и потребления», вместе с тем, аналогичное понятие содержится в Приказе Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
Отходы в зависимости
от степени негативного
Критерии отнесения опасных
отходов к классу опасности для
окружающей природной среды (далее
- Критерии) предназначены для
Такие производители отходов обязаны подтвердить отнесение отходов, образующихся в процессе их деятельности, к конкретному классу опасности.
В целях контроля за отходами производства и потребления Министерством природных ресурсов ведется государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» утвержден каталог отходов с определением кода класса опасности для окружающей среды.
Приведем примеры отнесения отходов к классам опасности. Так, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства имеют V класс опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный - IV класс опасности; в свою очередь, отработанные автомобильные масла относятся к III классу опасности, а неповрежденные, с неслитым электролитом - ко II классу опасности, отработанные люминесцентные лампы - к I классу (такие лампы используются в большинстве организаций).
Выделяется также нулевой
класс, к которому относятся отходы,
степень опасности которых в
силу сложности химического или
биологического состава не определена
(это, например, медицинские отходы,
жидкие отходы очистных сооружений и
некоторые другие). Для таких видов
отходов специализированными
Дополнительно Министерство природных ресурсов осуществляет паспортизацию опасных отходов. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяются Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000г № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Паспортизации подлежат только опасные отходы, поэтому на отходы 5 класса опасности паспорта не оформляются, это подтверждается разъяснениями Росприроднадзора2.
Необходимо отметить, что в рамках реформирования законодательства об отходах было подготовлено Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013г № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», который вступит в силу с 01 августа 2014г и заменит ныне действующее положение о паспортизации.
Иная классификация отходов по классам опасности содержится в ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности». Указанный стандарт относится к системе стандартов безопасности труда, он классифицирует вредные вещества по степени воздействия на организм и выделяет 4 класса опасности вредных веществ:
Стандарт 12.1.007-76 распространяется на вредные вещества, содержащиеся в сырье, продуктах, полупродуктах и отходах производства, и устанавливает общие требования безопасности при их производстве, применении и хранении. Не распространяются положения указанного стандарта на вредные вещества, содержащие радиоактивные и биологические вещества (сложные биологические комплексы, бактерии, микроорганизмы и т.д.
ГОСТ 12.1.007-76 выделяет также классификацию отходов по источнику происхождения:
Основная часть отходов
Наибольшую экологическую
В особую группу экологически опасных
крупнотоннажных отходов
К ртутьсодержащим отходам
В такой классификации не выделены отходы производства и потребления радиоактивного происхождения, они пока предполагаются в отходах химического происхождения.
По степени опасности, которую представляют отходы производства и потребления для окружающей среды, можно выделить следующую классификацию отходов:
Э.Ф. Раимова3 описывает классификацию отходов, предложенную научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы, согласно которой промышленные отходы столицы разделены на 13 групп по видам и формам:
Также выделяют иные классификации отходов, например, по агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные)[9], иногда в качестве дополнительного вида выделяют энергетические отходы (например, шум), по способности отходов гореть (горючие и негорючие), но подобные классификации не имеют существенного правового значения.
Каждая отрасль имеет свои собственные классификации отходов.
С учетом изложенного, необходимо отметить, что отходы производства и потребления являются особым объектом правового регулирования. Это объясняется их спецификой (к отходам следует относить материалы, вещества и изделия, которые по тем или иным причинам не пригодны для дальнейшего использования без переработки) и общественной значимостью (отходы оказывают влияние на экологию).
Отходы производства и потребления могут быть классифицированы по различным основаниям, однако наиболее важной с юридической точки зрения следует признать классификацию отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления
2.1. Содержание
и элементы обращения с
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под понятием обращение с отходами охватывается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.
Сбор отходов - прием или
поступление отходов от физических
лиц и юридических лиц в
целях дальнейшего
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Использование отходов - применение
отходов для производства товаров
(продукции), выполнения работ, оказания
услуг или для получения
Информация о работе Обращение с отходами производства и потребления