Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:14, реферат
Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов производства и потребления как объекта правового регулирования…………………………………………...5
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………..
Использование отходов производства и потребления являлось лицензируемым видом деятельности на протяжении действия ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, однако в настоящее время деятельность по использованию отходов производства и потребления лицензированию не подлежит.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Обезвреживание отходов производства и потребления 1-4 классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Транспортирование отходов
- перемещение отходов с помощью
транспортных средств вне границ
земельного участка, находящегося в
собственности юридического лица или
индивидуального
К транспортированию отходов
5 класса опасности не предъявляется
специальных требований, однако транспортирование
отходов 1-4 класса опасности – один
из наиболее подробно урегулированных
законодательством элементов
Кроме того, при транспортировании должны соблюдаться требования безопасности и порядок транспортировки. В частности, требования по обеспечению безопасности перевозок грузов, опасных грузов.
Размещение отходов - хранение
и захоронение отходов. При этом
под хранением отходов
Размещение отходов
ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает требования к объектам размещения отходов производства и потребления. Определение места строительства объектов размещения отходов производится на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следует принимать во внимание, что согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», захоронение отходов запрещается в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Земли под размещение отходов
производства и потребления должны
иметь соответствующее
К числу основных принципов государственной политики в области обращения с отходами ст. 3 названного закона относит:
2.2. Административно-правовые механизмы обращения с отходами производства и потребления.
В России сфера обращения с отходами регулируется в основном с помощью административного механизма, посредством таких инструментов как лицензирование, государственный контроль, нормирование, отчетность.
Задачами административно-
Нормирование
Нормирование в сфере обращения с отходами осуществляется в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества образуемых отходов. Во всем мире экологическое нормирование является эффективным средством ограничения в отношении хозяйственной и иной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду.
Требование по нормированию в области обращения с отходами распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений, т.е. на деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора.
Таким образом, данное требование не распространяется на население, жителей городских и сельских населенных пунктов. Кроме того, нормированию подлежит само количество образуемых отходов путем установления норматива образования отходов. [10]
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает два вида нормативов – образования отходов и лимиты на их размещение. Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество образуемых отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000г.[7]
Компетенция органов исполнительной власти по установлению нормативов в сфере обращения с отходами определяется отнесением объекта хозяйственной деятельности (предприятия) к объектам федерального государственного экологического контроля или государственного экологического контроля субъектов РФ. В первом случае нормативы должен устанавливать Ростехнадзор, во втором – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Указанные органы государственной власти утверждают нормативы в области обращения с отходами на основании проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разрабатываемых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. ПНООЛР может разрабатываться силами как природопользователей, так и специализированных организаций, осуществляющих экологическое проектирование. При этом специальных на разработку указанной документации - лицензий, разрешений, аккредитаций и т.д. – не требуется.
Однако следует отметить, что указанное выше постановление Правительства РФ не вполне согласуется с Законом об отходах и нуждается в приведении в соответствие с ним, поскольку не предусматривает участие субъекта РФ в утверждении ПНООРЛ. Это наравне с отсутствием утвержденных перечней объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, мешает субъектам РФ эффективно участвовать в нормировании в области обращения с отходами. Кроме того, в указанном нормативном правовом акте не определен порядок представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства.
Указанные Правила определяют процедуру разработки и утверждения ПНООЛР. Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Ростехнадзора:
- заявление об установлении
нормативов образования
- следующие документы:
1) копия лицензии на
осуществление деятельности по
сбору, использованию,
Следует отметить, что в настоящее время в законодательстве об отходах четко установлено, что лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности требуется только для тех предприятий, которые осуществляют деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности как предпринимательскую деятельность. Поэтому при утверждении лимитов не в каждом случае требуется наличие лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности;
2) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
3)копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица – пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).[10]
Правилами устанавливаются разные подходы к разработке проектов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами.
Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, если они получают лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности, устанавливаются на срок действия такой лицензии. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Отчетность
Важную роль в информационном обеспечении корректного обращения с отходами играют учет и отчетность в области обращения с отходами, паспортизация опасных отходов и государственный кадастр отходов.
На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Законом возложена обязанность вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
Информация о работе Обращение с отходами производства и потребления