Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы, попытка выработки рекомендаций по совершенствованию мер реформ в системе государственной службы в субъектах Российской Федерации.
Задачи Курсовой работы:
Рассмотреть теоретические основы организации государственной службы в Российской Федерации.
Дать понятие и рассмотреть правовые основы государственной службы.
Определить статус государственного служащего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1 Понятие и организация государственной службы в Российской Федерации…………………………………………………………………..…….6
1.1 Историко – правовые аспекты развития законодательства о государственной службе…………………………………………………..……..6
1.2 Правовые основы государственной службы…………………………..…..11
Глава 2 Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации ……………………………………………………………….….…..14
2.1 Понятие государственная служба……………………………….…………14
2.2 Государственный служащий………………………………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ.docx

— 52.22 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, данная форма самоорганизации государственной службы и в целом государственной власти не является совершенной с точки зрения как ее технической эффективности, так и в отношении к человеческой личности (что особенно трагично проявилось в эпохи Ивана Грозного и И. Сталина). Несовершенство этой формы подтверждает и тот факт, что российское государство неоднократно оказывалось на краю гибели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовые основы государственной  службы

Правовую основу государственной  службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия  граждан в управлении делами государства  и общества определила государственную  службу.

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным  законом "О системе государственной  службы Российской Федерации" устанавливает  правовые, организационные и экономические  основы федеральной государственной  гражданской службы и государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации6.

Предметом регулирования данного  Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую  службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а  также с определением правового  положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы  государственной службы Российской Федерации, в том числе системы  управления государственной службой  Российской Федерации.7

Преобразования, происходящие в системе  российского права, во многом связаны  с осуществляемыми в нашей  стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства8.

С одной стороны, административная реформа воздействует на систему  административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации" явилось  результатом проводимой в стране административной реформы.

Следующим шагом в развитии института  государственной службы стало принятие Государственной Думой Федерального закона "О государственной гражданской  службе Российской Федерации". Этот Закон называют "трудовым кодексом" для чиновника или ГОСТом службы9. В плане законотворческой деятельности находятся и другие законы (например, "О государственной службе казачества"10).

С другой стороны, административное право  может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали  ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного  права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов11.

Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд подзаконных нормативных  актов:

1. Указ Президента Российской  Федерации «Об утверждении Положения  о персональных данных государственного  гражданского служащего Российской  Федерации и ведении его личного  дела» от 30 мая 2005 года N 609.

2. Указ Президента Российской  Федерации «О примерной форме  служебного контракта о прохождении  государственной гражданской службы  Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159.

3. Указ Президента Российской  Федерации «О проведении аттестации  государственных гражданских служащих  Российской Федерации» от 1 февраля  2005 года N 110.

4. Указ Президента Российской  Федерации «О конкурсе на замещение  вакантной должности государственной  гражданской службы Российской  Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112.

Глава 2 Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации

2.1 Понятие государственная служба

Под государственной службой может  пониматься любая работа, выполняемая  в государственных органах и  отличающаяся по содержанию и по форме  от труда рабочих. Такой подход к  государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций  по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем  случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции  государственных органов12.

В количественном отношении среди  служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные  служащие. Необходимость создания государственной  и муниципальной службы и ее правового  регулирования обусловлена самим  существованием государства с его  задачами и функциями, а также  потребностью в организации кадрового  потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и  судебной власти). Именно служащие действуют  как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей  и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование  возможностей управления с целью  установления требуемого правового  порядка в государстве и обществе13.

Государственная и муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц — сотрудников  органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих  задачи этих органов (например, государственных  органов или органов местного самоуправления), которые входят в  структуру государственной администрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странах Западной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнение чиновниками на профессиональной основе функций и задач юридических лиц публичного права14.

Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ дает следующее определение  государственной службы: государственная  служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  иных государственных органов  субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности,  устанавливаемые Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами  для непосредственного исполнения  полномочий федеральных государственных  органов;

- лиц, замещающих должности,  устанавливаемые конституциями,  уставами, законами субъектов Российской  Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов Российской  Федерации.15

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной  службы:

- государственная гражданская  служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Гражданская служба – вид государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской  службы (далее – должности гражданской  службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов  Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны  и безопасности государства16.

Правоохранительная служба - вид  федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина.

Взаимосвязь гражданской службы с  иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной  службы Российской Федерации и принципов  ее построения и функционирования, а также посредством:

- соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;

- установления ограничений и  обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;

- учета стажа иной государственной  службы Российской Федерации  при исчислении стажа гражданской  службы; - соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.17

Таким образом, в определении государственной  службы можно выделить следующие  аспекты:

- государственная служба представляет  собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

- в рамках осуществляемой деятельности  происходит реализация компетенции  государственных органов;

- эта деятельность направлена  на обеспечение функционирования  государственных органов;

- такая деятельность представляет  собой исполнение должностных  обязанностей, т.е. в данном случае  очевиден личностный аспект понятия  государственной службы, так как  обязанности принадлежат не государственной  службе, не должности, а самому  государственному служащему;

- обязательным требованием для  государственного служащего является  гражданство Российской Федерации.

Итак, легальное (т.е. установленное  в Федеральном законе «О системе  государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная  служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах  представительной, исполнительной и  судебной власти.

Таким образом, в соответствии с  действующим законодательством  в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной  службы являются18:

1) замещение служащими государственной  должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного  органа, специфических должностных  обязанностей с установлением  служащему денежного содержания.

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных  органов, полномочий государственных  служащих, действующих в системе  государственной службы.

Принципы государственной службы - значимость отношений, возникающих  в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной  службы влечёт за собой появление  в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются  человеком (законодателем), исходя из конкретного  правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной  службы закрепляются в различных  законодательных и других нормативных  правовых актах: Конституции РФ, федеральных  и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных  и нормативных актах субъектов  РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Основными принципами построения и  функционирования системы государственной  службы являются:

- федерализм, обеспечивающий единство  системы государственной службы  и соблюдение конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации