Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………3

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49

Заключение……………………………………………51

Список литературы…………………………………...53

Файлы: 1 файл

АШУМОВ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Дербенте

 

 

 

 

Факультет права

Кафедра юридических дисциплин

Специальность – юриспруденция

Курс – 5

 

 

 

Ашумов Рустам Везирович

 

«Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

Научный руководитель:

Ст.преподаватель,

Бачханова Джамиля Букаровна

 

 

Работа допущена к защите____________________________

Заведующий кафедрой_______________________________

Дата представления__________________________________

Дата защиты________________________________________

Оценка_____________________________________________

 

 

ДЕРБЕНТ  - 2012

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………3

 

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.

               1.1 Понятие лицензирования……………………………….4

             1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10

Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.

        2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

 

             2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

 

             2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

 

             2.4 Значение лицензирования в области охраны

                   окружающей среды……………………………………..49

 

Заключение……………………………………………51

 

Список литературы…………………………………...53

 

 

 

 

 

 

 

                       Введение.

 

       В настоящее время с развитием научно-технического   прогресса увеличивается отрицательное воздействие на нашу окружающую природную среду. В результате деятельности человека загрязняются атмосферный воздух, земля, вода. От различных пожаров и загрязнения подземных вод гибнут целые леса. Ученные утверждают, что перед Россией стоит задача экологического выживания. Одной из мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды является лицензирование природопользования. Исследование правовых основ лицензирования в области охраны окружающей среды важно и актуально в современной России. Это связано с тем, что экологическое законодательство в области лицензирования природопользования принято недавно, а значит и мало исследовано.

      Таким образом, можно  сказать, что данная тема очень  актуальна и интересна для  исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.

Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:   

  1. рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
  2. исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
  3. значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
  4. в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Недостаточная разработанность и актуальность темы предопределяет ее предмет. Предметом исследования является правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды и лицензирование отдельных видов деятельности. Методологическую и методическую основы исследования составили научные труды по теории административного, экологического и гражданского права. Был произведен анализ действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Также использовались специальные частно-научные методы исследования: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др. практическая значимость данного исследования состоит в том, что в этой работе представлен широкий подход к лицензированной деятельности, так как является особым видом государственно-управленческих отношений. Ее содержанием является санкционирование, признание допуска субъектов к осуществлению соответствующей, экологически значимой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Понятие лицензирования и его правовые основы.

                1.1 Понятие лицензирования.

 

       Лицензирование представляет собой процедуру выдачи тому или иному субъекту разрешительного документа на право занятия определенной деятельностью, в котором отражаются сроки и условия осуществления такой деятельности.1

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующего получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, - с другой.

       Процесс экологического  лицензирования начинается с  представления заинтересованным  предприятием или лицом заявления  и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.2 

        В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны данные о заявителе, а также вид деятельности, срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются копия учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о поставке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. В зависимости от специфики деятельности по охране окружающейсреды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

       Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996г., требуется представить:

- сведения о профессиональной  подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональную пригодность;

- данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;

- экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий). Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению.3 Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

       В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, относятся в соответствии с Законом об экологической экспертизе к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются:

а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искошенной информации;

б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2004г.,4одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стата и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности. Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании.

      Законодательство  разрешает его с учетом видов  лицензий. В лицензии указываются: наименование органа, выданного  лицензию, данные о лице, которому  она выдается; вид деятельности  по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия; срок ее действия; регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет.

        Лицензионные  требования и условия – это  совокупность установленных нормативными  правовыми актами требований  и условий, выполнение которых  лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

         Понятие «государственная система лицензирования», определяемое как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, было введено в РФ природоохранным законом - «О недрах». В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий.

       Понятие «экологическая  лицензия» пока в правовых актах не закреплено, хотя в литературе, например, по экологическому праву употребляется. При этом, как правило, под термином экологическая лицензия понимается лицензия в области охраны окружающей природной среды или использования природных ресурсов.

      Всесторонне рассматривая систему экологического лицензирования, прежде всего, следует отметить, что с точки зрения теории государства и права экологическое лицензирование, традиционно относимое к методам административно- правового регулирования отношений в экологической сфере, является комплексным управленческим мероприятием, включающем и административные, и экономические, и даже «чисто рыночные», договорные, гражданско-правовые отношения.

      С другой стороны, экологическое лицензирование косвенно опирается на экономический механизм управления, затрагивающий платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также постепенно вводимые и развиваемые гражданско-правовые рыночные договорные отношения - в том числе экостраховании, экоаудит и др.

       При этом сами  экологические лицензии могут  носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой.

        Сегодня в  России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопастности. В настоящее время экологические лицензии выполняют триединую задачу являются: формой учета пользователей природных ресурсов (в том числе ресурсов пространства - территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т.д.); формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей среды и формой распоряжения природными ресурсами и правами на загрязнение (или на другое воздействие) окружающей среды.

       Сама же экологическая  лицензия – документ, фиксирующий  особенности взаимоотношений между специально уполномоченным государственным органом в области управления природопользованием и охраной окружающей среды, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) – с другой. Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной политики в этой области, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности. Различают две формы (два типа) экологических лицензий: комплексные и специальные (частные). К первому типу относится лицензия на комплексное природопользование, а ко второму – на частные виды работ. Формы экологических лицензий применяемых в России, устанавливаются в соответствии с видами права природопользования: комплексного и специального (частного – по видам ресурсов), а также права на загрязнение или другое воздействие (выбросы, сбросы, размещение отходов) на ОС.

Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды