Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа
Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.
Введение………………………………………………3
Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18
2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26
2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37
2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49
Заключение……………………………………………51
Список литературы…………………………………...53
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г.Дербенте
Факультет права
Кафедра юридических дисциплин
Специальность – юриспруденция
Курс – 5
Ашумов Рустам Везирович
«Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
Ст.преподаватель,
Бачханова Джамиля Букаровна
Работа допущена к защите________________________
Заведующий кафедрой______________________
Дата представления_________________
Дата защиты________________________
Оценка________________________
ДЕРБЕНТ - 2012
Содержание:
Введение………………………………………………3
Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18
2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26
2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37
2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49
Заключение……………………………………………51
Список литературы…………………………………...53
Введение.
В настоящее время с развитием научно-технического прогресса увеличивается отрицательное воздействие на нашу окружающую природную среду. В результате деятельности человека загрязняются атмосферный воздух, земля, вода. От различных пожаров и загрязнения подземных вод гибнут целые леса. Ученные утверждают, что перед Россией стоит задача экологического выживания. Одной из мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды является лицензирование природопользования. Исследование правовых основ лицензирования в области охраны окружающей среды важно и актуально в современной России. Это связано с тем, что экологическое законодательство в области лицензирования природопользования принято недавно, а значит и мало исследовано.
Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
Недостаточная разработанность и актуальность темы предопределяет ее предмет. Предметом исследования является правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды и лицензирование отдельных видов деятельности. Методологическую и методическую основы исследования составили научные труды по теории административного, экологического и гражданского права. Был произведен анализ действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Также использовались специальные частно-научные методы исследования: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др. практическая значимость данного исследования состоит в том, что в этой работе представлен широкий подход к лицензированной деятельности, так как является особым видом государственно-управленческих отношений. Ее содержанием является санкционирование, признание допуска субъектов к осуществлению соответствующей, экологически значимой деятельности.
Глава I.Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования.
Лицензирование представляет собой процедуру выдачи тому или иному субъекту разрешительного документа на право занятия определенной деятельностью, в котором отражаются сроки и условия осуществления такой деятельности.1
Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующего получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, - с другой.
Процесс экологического
лицензирования начинается с
представления
В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны данные о заявителе, а также вид деятельности, срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются копия учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о поставке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. В зависимости от специфики деятельности по охране окружающейсреды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996г., требуется представить:
- сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональную пригодность;
- данные о нормативно-
- экологическое обоснование
В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, относятся в соответствии с Законом об экологической экспертизе к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.
Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются:
а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искошенной информации;
б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2004г.,4одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стата и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности. Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании.
Законодательство разрешает его с учетом видов лицензий. В лицензии указываются: наименование органа, выданного лицензию, данные о лице, которому она выдается; вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия; срок ее действия; регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет.
Лицензионные
требования и условия – это
совокупность установленных
Понятие «государственная система лицензирования», определяемое как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, было введено в РФ природоохранным законом - «О недрах». В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий.
Понятие «экологическая лицензия» пока в правовых актах не закреплено, хотя в литературе, например, по экологическому праву употребляется. При этом, как правило, под термином экологическая лицензия понимается лицензия в области охраны окружающей природной среды или использования природных ресурсов.
Всесторонне рассматривая систему экологического лицензирования, прежде всего, следует отметить, что с точки зрения теории государства и права экологическое лицензирование, традиционно относимое к методам административно- правового регулирования отношений в экологической сфере, является комплексным управленческим мероприятием, включающем и административные, и экономические, и даже «чисто рыночные», договорные, гражданско-правовые отношения.
С другой стороны, экологическое лицензирование косвенно опирается на экономический механизм управления, затрагивающий платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также постепенно вводимые и развиваемые гражданско-правовые рыночные договорные отношения - в том числе экостраховании, экоаудит и др.
При этом сами
экологические лицензии могут
носить характер товара и прода
Сегодня в России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопастности. В настоящее время экологические лицензии выполняют триединую задачу являются: формой учета пользователей природных ресурсов (в том числе ресурсов пространства - территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т.д.); формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей среды и формой распоряжения природными ресурсами и правами на загрязнение (или на другое воздействие) окружающей среды.
Сама же экологическая
лицензия – документ, фиксирующий
особенности взаимоотношений
Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды