Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………3

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49

Заключение……………………………………………51

Список литературы…………………………………...53

Файлы: 1 файл

АШУМОВ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

      МПР России проводит  лицензирование авиалесоохранных  работ, а также отдельных видов  лесопользований. По линии Министерства здравоохранения РФ в рамках Закона проводится лицензирование влияющих на окружающую среду и здоровье человека производств; сертификации, хранения, оптовой реализации лекарств и изделий медицинского назначения; дезинфекционных, и дератизационых средств; работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека и т.д.9

    Федеральная служба земельного  кадастра России должна осуществлять  лицензирование видов деятельности, подпадающих под действие Закона  и связанных с:

  1. проектно-изыскательскими работами, касающимися использования земель;
  2. строительством, реконструкцией (восстановлением) оросительных, осушительных, осущительно-обводнительных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и магистральных водопроводов сельскохозяйственного назначения;
  3. бурением скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды);
  4. эксплуатацией и ремонтом мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и объектов сельскохозяйственного водоснабжения.

  Ранее относившиеся к этому ведомству функции лицензирования работ по созданию экологических карт и геоинформационных систем, а также ряд других аналогичных лицензионных функций отнесены к Федеральной службе России по геодезии картографии (Роскартографии).

     Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) в соответствии с Законом осуществляет лицензирование:

  1. гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий;
  2. проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  3. гидрометеорологических, океанографических,2耀елиогеофизических работ и работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды.

      Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство России) лицензирует промышленное рыболовство и рыбоводство, организацию спортивного и любительского лова ценных видов рыб, животных и растений, экспорт живых водных биоресурсов (совместно с МПР России), а также промысел водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.10

     В данное время основным нормативно-правовым актом, который устанавливает перечень видов деятельности подлежащих лицензированию и регулирующим порядок выдачи лицензии является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01г. Этот закон во многом похож на предыдущий закон о лицензировании отдельных видов деятельности принятый в 1998г. Но в, то, же время имеются и различия между ними. Новый закон в отличие от старого упростил процедуру выдачи лицензии, он сделал ее более доступной. Еще данный новый закон в отличие от предыдущего сократил перечень видов деятельности подлежащих лицензированию (деятельность по социальному обслуживанию населения, реэлторская деятельность, деятельность по содействию занятости населения, деятельность по торговле транспортными средствами и номерными агрегатами и т.д.).

     До принятия нового закона полномочия в сфере лицензирования осуществляли в рамках своей компетенции Президент и Правительство РФ, а теперь согласно статье 5 нового закона эти полномочия предоставлены лишь Правительству РФ. Положительным моментом следует считать то, что на органы, которые выдают лицензию, возложено право не требовать от соискателя лицензии представления справок, заключений и других документов различных органов, организаций и т.д., содержащих экспертную оценку соответствия соискателя лицензии установленным законодательством лицензионным требованиям и условиям.

     Прежний закон выдавал  лицензии на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии его можно было получить и на меньший срок. Новый же закон увеличил его нижний предел до 5 лет. Но здесь уже новый закон не предусмотрел, что лицензия может выдаваться и на меньший срок по заявлению соискателя лицензии. В данном случае, на мой взгляд, ущемляются права соискателя лицензии, так как он не может выбрать необходимый ему срок.                       

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности

                    2.1 Лицензия на водопользование.

 

      Вода – незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Вопросы лицензирования водопользования решаются с учетом особенностей использования водных ресурсов для тех или иных целей. Водный кодекс РФ устанавливает, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, специальное водопользование, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.11

Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых и взлетов воздушных судов; водопользования для пожарных нужд; пользования обусловленными водными объектами.

       В Водном кодексе РФ предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч.1ст.39 ВК РФ. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

       В ВК РФ регулируются использование водохранилищ, охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, в том числе их ширина и режим использования и охраны. В частности, предусматривается, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохраных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.12 В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

      При использовании  водных объектов граждане и  юридические лица обязаны осуществлять  производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляется с минимально возможными негативными последствиями для них. Выполнение определенных функций и требований по охране вод возлагается на органы государственного управления специальной компетенции - Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство природных ресурсов РФ, Роспотребнадзор, на иных юридических, а также физических лиц. На федеральном уровне определяются вопросы научно – технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования востоновления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

     Субъекты РФ организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной вод. Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использование вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.13 К производственно – техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросу сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ. Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почвы при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

      Организованное проведение  производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий позволяет  существенно уменьшить загрязнение водных объектов. В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудщаюших качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения. Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод, было ограничено его использование, проявилась негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

        Специальные  требования охраны вод установлены к таким загрязняющим видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок; применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах.

         Аварийное  загрязнение водных объектов  возникает при залповом сбросе  вредных веществ в поверхностные  или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Существенную опасность предстовляет техногенные аварии и катастрофы: в России ежедневно происходят одна-две крупные аварии на трубопроводах, еженедельно – на транспорте, ежемесячно – в промышленности, раз в полгода – крупномасштабные аварии. Большое значение для предупреждения аварийного загрязнения водных объектов, ликвидации чрезвычайных ситуаций и бедствий имеет режим гласности, участие общественности и населения в преодолении вредного воздействия вод. Законом РФ о государственной тайне запрещается закрытие прогнозов и сведений о стихийных бедствиях, катастрофах, экологической информации.

         Размещение, проектирование, строительство, реконструкция  и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, производиться в соответствии с Водным кодексом РФ, экологическими требованиями, установленными в Федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающию среду. Определение мест строительства хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, производиться в соответствии с ЗК РФ, Федеральном законом «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения». Их местоположение согласуется с уполномоченным Правительством РФ государственном органом исполнительной власти, органами в области охраны окружающей среды, другими государственными органами управления использованием и охраной ресурсов, государственным органом санитарно-эпимиологического надзора и в ряде случаев с согласия органов местного самоуправления. При необходимости решение о месте расположения хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, принимается по результатам обсуждения или референдума.

        Ввод в эксплуатацию  хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных  объектов, производится при условии  выполнения в полном объеме  всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещен ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением, без завершения запроектированных работ по охране природы. При эксплуатации хозяйственных и других объектов нельзя осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежаных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние; осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или возбудителей инфекционных заболеваний.

           Водным законодательством предусмотрено два вида лицензии: распорядительная и на водоплавоние. Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляется Министерством природных ресурсов РФ. Лицензия на водоплавание является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.14 При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

      Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного оргона управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому.15

Этот вид лицензии выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов).

    Не допускается отказ в выдаче распорядительной лицензии, если это не противоречит законодательству РФ, не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Лицензия на водопользование может быть выдана на срок до 25 лет. Особенностью лицензирования водопользования является то, что сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами. Такие права приобретаются на основании заключенного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом.

Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды