Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………3

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49

Заключение……………………………………………51

Список литературы…………………………………...53

Файлы: 1 файл

АШУМОВ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

     Важное юридическое значение имеет разделение водопользования на общее и специальное. Общее водопользование (осуществляется физическими и юридическими лицами без применения сооружений, технических средств и устройств) не требует лицензирования и заключения на его основе договора. Специальное водопользование, характерное применением сооружений, технических средств и устройств, предполагает лицензии и заключение договора.16 В соответствии с Водным кодексом РФ после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным.17 Этот договор воспроизводит многие условия лицензии. В них в обязательном порядке включают условия, устанавливающие обязанности по охране окружающей среды, размер и порядок внесения платежей за пользование, а также ответственность сторон за неисполнение требований. Существенные условия договора определяют также порядок продления или досрочного прекращения права пользования водными объектами. Лицензии и договора подлежат обязательной государственной регистрации, ведется специальный государственный реестр договоров.

     Водное законодательство предусматривает следующие виды договоров пользования водными объектами:

  1. договор долгосрочного пользования водным объектом, который заключается на срок от трех до 25 лет;
  2. договор краткосрочного пользования водным объектом (до трех лет);
  3. договор установления частного водного сервитута (забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок).

Договоры пользования водными объектами до сих пор заключали органы исполнительной власти субъектов РФ. Но в результате перераспределения полномочий субъектов РФ в пользу Российской Федерации, которое было осуществлено согласно Федеральному закону от 22.08.2004г №122, договоры пользования водными объектами будут заключать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.18 Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора условиям лицензии он признается недействительным. Лицензия на водопользование трансграничными (пограничными) водными объектами выдается специально уполномоченным государственным органам управления использованием и охраной водного фонда с разрешения Пограничной службы ФСБ России.

     Таким образом, лицензии и договора пользования водными объектами отчасти дублируют друг друга. Это нередко вызывает критику. В настоящее время предлагается упразднить лицензирование водопользования, оставив лишь договор пользования водными объектами. Но в случае отмены лицензии необходимо обеспечить состязательность и открытость при принятии решения о заключении договора пользования водным объектом. Кроме того, сами условия договора должны быть достаточно подробными и обстоятельными, что необходимо для предотвращения хищнического использования российских водных объектов.

Поэтому при разработке проектов новой редакции ВК нередко предлагалось заключать договоры по результатам торгов и уточнить условия самих договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 2.2 Лицензия на пользование недрами.

 

      Под недрами понимается часть земельной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.19

Закон РФ от 21 февраля 2002г «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.20

      Данный Закон содержит  правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр. Для правовой охраны недр и организации надлежащего недропользования первостепенное значение имеет проблема управления недрами, поскольку именно от него зависит, в конечном счете, размежевание компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов – главного современного богатства России. Законом определено, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, которой и должно управлять государство. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом о недрах.

      Добытые из недр  полезные ископаемые по условиям  выданной государством лицензии  могут находиться в федеральной  государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности. Управление охраной недр осуществляется с учетом федеративного устройства нашего государства. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России, исходя из социальной функции и демократического характера Российского государства, должно осуществляться в интересах проживающих здесь народов. Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр. По представлению Министерства природных ресурсов РФ (МПР РФ), находящегося в его ведении Федерального агентства по недропользованию и под контролем органов представительной власти решаются вопросы недропользования, охраны недр и связанной с ними окружающей среды. Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Это делается в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопастность России и обеспечивает ее суверенитет. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Участки недр предоставляют в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

        Срок, на который предоставляются участки недр в пользование, составляет: для геологического изучения – до 5 лет; добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождений; добычи подземных вод – до 25 лет; для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и захоронением отходов, - без ограничения срока.21

         Срок пользования недрами может быть продлен по инициативе недропользователя при выполнении им оговоренных в лицензии условий и необходимости завершения разработки предоставленного месторождения полезных ископаемых. Основаниями получения права пользования недр могут быть:

  1. решение Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона, совместное решение МПР России (его территориальных органов) и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, решение Правительства РФ, согласованное с органами исполнительной власти субъекта РФ, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах;
  2. установленный органами представительной власти субъектов РФ порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; вступившее в силу соглашение о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995г №225-ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции».

       Представление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на установленной формы бланке с Государственным гербом России. Она включает текстовые, графические приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.22 Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий, в том числе по охране недр и всей окружающей среды.23

      Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, полеонтологичесикх и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление лицензий на  пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.

Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.24

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

  1. данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
  2. данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
  3. указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
  4. указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  5. сроки действия лицензии и сроки начала работ;
  6. условия, связанные с платежами, взимаемые при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
  7. соглосованый уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении;
  8. соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
  9. условия выполнения установленных законодательством, стандартными (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10)порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или

      консервации горных  выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может, дополнятся иными условиями, не противоречащими настоящему Закону (в ред. Федерального закона от 10.02.1999г №32- ФЗ). Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока действия.

       Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

      Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, обеих итогах, о представлении лицензий должна быть опубликована в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ средствах массовой информации.25 Основными критериями при проведении конкурса или аукциона и определении победителей должны являться:

  1. научно-технический уровень и сроки реализации программ изучения и пользования недр;
  2. полнота извлечения полезных ископаемых;
  3. вклад в социаль-экономическое развитие территории;
  4. эффективность проиродоохраных мероприятий.

      Основным критерием для выявления победителя согласно закону является размер разового платежа за право пользования участком недр. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий, порядок принятия или решений определяются в МПР России или его территориальном органе совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ.

      Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе может последовать в следующих случаях:

  1. заявитель умышлено представил о себе неверные сведения;
  2. заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, охраны окружающей среды;
  3. если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будет соблюдены антимонопольные требования.

Что касается роли государственной и темы лицензирования, то ее задачами является обеспечение:

  1. реализации программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан России;
  2. равных возможностей всех юридических и физических и физических лиц в получении лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий и защиты их права пользования недрами.

       Организационное обеспечении государственной системы лицензирования возлагается на МПР России, Роснедра и их территориальные подразделения. Они осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды.26 Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта РФ и МПР России, Роснедрами или их территориальным подразделением. Оформление и регистрацию лицензии на пользование недрами осуществляют в МПР России, Роснедрах.

Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды