Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………3

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49

Заключение……………………………………………51

Список литературы…………………………………...53

Файлы: 1 файл

АШУМОВ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

     Не требует получения разрешения и лицензии добыча песка, глины, торфа собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право по своему усмотрению в границах участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, с соблюдением требований охраны окружающей среды. Физические и юридические лица могут осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5м, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющиеся источником центриализованого водоснабжения.27

        Лицензия должна содержать условия выполнения установленых законодательством, техническими регламентами, стандартными, нормами, правилами требований по охране недр и окружающей среды.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

  1. проведение государственной экспертизы и достоверный государственный учет запасов полезных ископаемых;
  2. охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
  3. предотврашение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронение вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
  4. соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятия по добыче подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
  6. предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

       В случае нарушения этих требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.28 В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минеролических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов, предоставляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с сообщением органом, предоставившим лицензию. Лица, открывавшие или разведавшие неизвестное ранее месторождение либо выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ране известном месторождении, имеют право на государственное денежное вознаграждение.29

      В процессе осуществления деятельности по использованию у пользователя недр возникает ряд дополнительных обязательств, которые, с одной стороны, никак не связаны напрямую с использованием и охраной недр, а с другой стороны, тесным образом увязываются с возможностью реализации представленных в лицензии прав.

     Одним из таких обязательств является обязаность пользователя недр заключить договор об участии в социально-экономическом развитии территории, на которой данный пользователь недр осуществляет свою деятельность.30 Возложение этой обязанности является реализацией закрепленного в Конституции РФ (статья 9) принципа, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также закрепленного в статье 2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1 положения о том, что владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации осуществляется совместно с Российской Федерацией и субъектами РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации. Основанием возникновения права пользования участками недр является решение Правительства РФ, принятое при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ.

      В случае если выявленное в процессе поисков и оценки месторождение полезного ископаемого выходит за границы предоставленного в соответствии с лицензией геологического отвода, то по заявке владельца лицензии на соответствующую сопредельную территорию органами, предоставляющими лицензию, участок недр может быть увеличен таким образом, чтобы в него входило все месторождения.31 Владелец лицензии на поисковые работы по мере их проведения может отказаться от части выделенного геологического отвода с соответствующим пересчетом платы за право пользования недрами, подав в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующее письменное заявление. По мнению Мельгунова В.Д. (доцент кафедры горного права РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, кандидат юридических наук) изучение правового регулирования и особенностей перехода права пользования недрами является весьма актуальным, учитывая определяющее значение для развития российской экономики использование недр.

На основе проведенного анализа нармотивных актов автор делает ряд выводов, которые могут быть использованы в правотворческой деятельности.32

      В современном правовом регулировании, формирующем институт перехода права пользования недрами, законодателем применен широкий спектр правовых средств. К примеру, при переоформлении и регистрации лицензий на пользование недрами использованы публично-правовые элементы, а частноправовые основания закреплены в Закон РФ «О недрах» как влекущего переход к оценке современной правовой природы права пользования недрами позволяет несколько иначе взглянуть и на институт перехода этого права.33

      Прежде всего, следует отметить, что этот правовой институт имеет тесную связь с гражданско-правовым регулированием. Достаточно взглянуть на причины, которые влекут переход прав недропользования от одного лица к другому. Переход прав может быть связан:

а) с реорганизацией юридического лица;

б) при изменении организационно-правовой формы предприятия;

в) передачей права между дочерним и основным обществами;

г) приобретением субъектом предпринемательской деятельности имущества пользователя недр, отвечающего признаком несостоятельности (банкротства).

     Каждая из этих причин - юридический факт, относящийся к сфере действия в большей степени частного (или гражданского) права.

      В соответствии с абзацам 9ст.17.1 Закона «О недрах» при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.

      Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов России от 19 ноября 2003г. №1026,34 является обязательным для всех юридических и физических лиц, претендующих на переоформление лицензий, на пользование участками недр, и определяет правила рассмотрения материалов и принятия решений, связанных с переоформлением лицензией на пользование недрами.

Согласно ст. 17.1 Закона «О недрах» лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию. Для переоформления лицензии на пользование недрами в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган подается заявление от лица, претендующего на получение лицензии, на пользование участком недр, в котором содержится просьба о переоформлении лицензии с указанием основания ее переоформления, а также выражается согласие принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией.

      Если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица (а в некоторых случаях, к примеру, при реорганизации, юридическое лицо прекращает свое существование), лицо, претендующее на переоформление лицензии, предоставляет также документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии с указанием основания ее переоформления. Заявление лица, претендующего на получение лицензии, проходит экспертизу. На его основании при соблюдении всех перечисленных условий принимается решение соответствующего органа государственной власти о переоформлении лицензии на указанное в заявке лицо.

На основании этого решения прежняя лицензия изымается, и новому юридическому лицу выдается новая лицензия на тех же условиях, что и прежняя. При этом приступать к пользованию недрами без получения лицензии запрещено и даже наказуемо.35

Права и обязанности пользователя недр возникнуть только с момента государственной регистрации переоформленной лицензии на пользование недрами. Исходя из всего сказанного, я пришел к следующему выводу, что отношения по передаче прав от одного недропользователя к другому осуществляется с соблюдением порядка и условий, предусмотренных публичным законодательством.

     Очевидно, что при отказе в переоформлении лицензии право пользования недрами не перейдет от недропользователя к новому лицу. Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.

Согласно статье 17.1 Закона «О недрах» передача права пользования недрами, предоставленного субъекту предпринимательской деятельности на основании соглашения о разделе продукции, переоформление действующих лицензий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях, о разделе продукции».

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.3 Лицензия на охоту и рыболовство.

 

      Охота – изъятие диких животных в различных формах (отстрел, загон, отлов) живыми или умерщвленными для целей потребления (шкуры, изготовление чучел, мясо, жир), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или в полувольных условиях.

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет рыболовство как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов.36 Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Законами о животном мире, о континентальном шельфе РФ, некоторыми другими актами.37

          Неотъемлемым элементом окружающей среды и объектом охраны является животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

          Животный  мир является важным регулирующим  и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Основу правового регулирования использования животного мира образуют Федеральный закон «О животном мире» 1995г. Использование животного мира регулируется законодальством по нескольким основным направлениям. Некоторые из них являются общими для правовой охраны окружающей среды, другие носят специфический характер, свойственный охране животного мира, сохранению и восстановлению среды его обитания.

         Первым направлением использования животного мира являются обеспечение его устойчивого существования. Для этого необходимы стабильное и регулярное использование животного мира, государственная и общественная поддержка, деятельности по охране животного мира и среды его обитания. На определенных территориях и акваториях или на определенные сроки могут быть ограничены, приостановлены либо запрещены отдельные виды пользования животным миром, изъятия его объектов из среды обитания. При введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных и прибрежных территорий, выпасе и прогоне сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организаций мест массового отдыха населения должны предусматриваться мероприятия по сохранению условий нагула, миграции, размножения, выращивания молодняка, зимовки объектов животного мира. При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственников участков выплачивается компенсация.

        Отделение  права пользования животным миром  от права пользования другими  природными ресурсами – проблематичный принцип правовой охраны животного мира, присущий деятельности по использованию других природных ресурсов. Определенным в законодательстве направлением использования и охраны животного мира является осуществление пользования им способами, не допускающими жестокое обращение с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Это принцип реализуется при участии норм гражданского права и неоднократно подвергался обсуждению в российском обществе, в том числе при рассмотрении непринятого законопроекта о запрещении жестокого обращения с животными.

        Охрана животного  мира включает установление ограничений  и запретов на использование  объектов животного мира, сохранение  среды обитания, регулирование численности  объектов животного мира. Юридические  и физические лица должны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных работ, эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи, трубопроводов, применении химических препаратов защиты растений. Государственные органы ветеринарного надзора и санитарно-эпидемологического надзора осуществляет контроль за возникновением и распространением заболеваний, регистрацию выявленных случаев заболеваний объектов животного мира. В случае возникновения заболеваний, опасных для здоровья человека и домашних животных, об этом оповещаются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации.

Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды