Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".
Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
Действие данного принципа обеспечивается реализацией требования, закрепленного в ч. 19 ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым запрещена хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:
Правовую основу обеспечения
доступа к экологической
В соответствии со ст.,42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.
Специальным законодательством
регламентирован порядок
Принцип гласности находит проявление в установлений процедуры общественных слушаний на стадии оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности. Общественные слушания проводятся для выявления возможных экологических последствий проектируемой хозяйственной деятельности.
7. Принцип международного
сотрудничества в области
Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:
♦ охрана природных объектов,
находящихся в общем
♦ предотвращение антропогенного изменения климата на планете.
Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:
Правовыми формами деятельности международного сообщества в области охраны окружающей среды являются экологический мониторинг, экологический контроль, экологическое нормирование, разрешение международных экологических споров и применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.
ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Правовые принципы природопользования содержатся в актах природоресурсного законодательства, а также выводятся на основе анализа норм соответствующих подотраслей экологического права.
К принципам природопользования относятся:
1. Принцип рационального природопользования.
В природоресурсных отношениях рациональность природопользования находит проявление в следующих показателях:
Принцип рационального природопользования реализуется в системе экологических требований, предъявляемых к использованию природных ресурсов. Поэтому, с правовой точки зрения, рациональное природопользование следует рассматривать как деятельность по использованию природных ресурсов, осуществляемую с соблюдением основных экологических обязанностей природопользователей. К таким обязанностям относятся:
2. Принцип платности специального природопользования.
В соответствии с данным
принципом специальное
Общее природопользование, осуществляемое гражданами в целях удовлетворения потребностей неимущественного характера (в целях отдыха, водоснабжения, перемещения и других целях), является бесплатным.
3. Презумпция
общедоступности природных
Природные объекты, находящиеся в публичной собственности, признаются общедоступными, за исключением случаев, установленных законом. Данный принцип соответствует смыслу п. 1 ст. 9 Конституции РФ.
К исключениям из правила об общедоступности природных объектов относятся:
Целевое назначение природного объекта — это режим использования природного объекта, при котором допустимые пределы и способы природопользования определяются в соответствии с целью пользования, установленной в разрешительных документах на право пользования, либо в административных актах, регламентирующих статус природного объекта.
6. Экологическое правоотношение: субъекты, объекты, содержание
Экологическое правоотношение — это урегулированное нормами экологического права общественное отношение, направленное на удовлетворение законных экологических интересов человека, общества и государства.
Правоотношения в данной области классифицируются на следующие группы:
1) в зависимости от характера реализуемого экологического интереса — на частные экологические правоотношения (напр-р, отношения собственности на природные объекты,.) и публичные экологические правоотношения (государственный экологический контроль и т. д.);
2) в зависимости от функциональной роли норм экологического права — на регулятивные, связанные с реализацией субъективных прав и исполнением позитивных юридических обязанностей, и охранительные, связанные с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности.
В структуре экологического правоотношения выделяют следующие элементы: субъект, объект и содержание, которое включает субъективные права и юридические обязанности.
Экологическое правоотношение, как и любое другое общественное отношение, устанавливается между людьми. Субъектами экологического права признаются лица, являющиеся носителями специальных прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы в зависимости от содержания их экологической правосубъектности.
Первую группу составляют природопользователи, обладающие имущественными и связанными с ними неимущественными правами в сфере природопользования.
Субъектами имущественных прав являются собственники природных ресурсов и вторичные природопользователи, осуществляющие специальное (хозяйственное) пользование природными ресурсами,
К данной группе относятся как индивидуальные природопользователи, так и коллективные пользователи.
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственное пользование природными ресурсами.
Коллективными субъектами признаются юридические лица, обладающие правом специального природопользования.
Субъектами неимущественные прав в сфере природопользования являются физические лица, осуществляющие естественное (внеэкономическое) природопользование, направленное на удовлетворение собственных потребностей, не связанных с извлечением экономической выгоды.
Вторую группу составляют публичные субъекты. К ним относятся:
♦ публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования);
♦ государственные и муниципальные органы.
Субъекты экологического права наделяются экологической правосубъектностью, которая включает три составных компонента:
Экологическое правоотношение может возникнуть только по поводу тех объектов, перечень которых исчерпывающим образом установлен законодательством.
Объекты экологических правоотношений подразделяются на две группы:
Перечень объектов природоохранительных отношений установлен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой охране подлежат следующие виды природных объектов:
♦ атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Содержание экологического правоотношения определяется как совокупность субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Субъективное право представляет собой предусмотренную законом меру возможного поведения, позволяющую субъекту удовлетворять его собственные интересы. Напротив, юридическая обязанность - это предусмотренная законом мера должного поведения субъектов правоотношения. Отличие юридической обязанности от субъективного права заключается в том, что от нее участник правоотношения не может отказаться.
Субъективные права (правомочия) участников экологических правоотношений можно под разделить на общие и специальные.
Если первые предусмотрены для всех видов субъектов и имеют силу универсальных правил, то вторые предусмотрены только для определенного круга субъектов экологических правоотношений.
Например, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ) принадлежит в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, всем гражданам. В то же время, право специального природопользования (специального водопользования, недропользования и др.) - только тем участникам правоотношений, правовой статус которых уполномочивает на такой вид природопользования (специальные водопользователи, лесопользователи и т.д.) и которые получили соответствующее разрешение со стороны уполномоченных на то органов и организаций.
Мера должного поведения субъектов правоотношения (юридическая обязанность), также имеет две стороны:
а) обязанность совершения субъектами правоотношений определенных действий, например, обязанность юридических лиц и граждан принимать меры к предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и иных работ (ст. 28 Федерального закона "О животном мире");
б) обязанность не совершать определенные действия, которая установлена законом. Так, запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления (ст. 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды").