Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".
В самом общем представлении объект международно-правовой охраны – вся природа земли и околоземное пространство, в пределах которых человек реально воздействует на окружающий мир:
Первооснову экологического права составляет норма экологического права, то есть определенное правило поведения, установленное или санкционированное компетентным государственным органом. Нормы экологического права имеют различную отраслевую принадлежность. Выделяют гражданско-правовые, административно-правовые, государственно-правовые, уголовно-правовые нормы. Однако с учетом особенностей объекта правового регулирования эти нормы получают закрепление в экологическом законодательстве и приобретают специфическое правовое содержание.
Нормы экологического права группируются в определенные общности в зависимости от круга регулируемых отношений.
Выделяют институты экологического права, подотрасли и подсистемы экологического права.
Институты экологического права - это совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную группу отношений. В экологическом праве выделяют такие институты, как институт платности природопользования, право собственности на природные ресурсы, государственный экологический контроль, экологическое нормирование, эколого-правовая ответственность, экологические права граждан и другие институты.
В зависимости от вида объекта эколого-правовой охраны нормы экологического права группируются в подотрасли экологического права, такие как правовая охрана земель, водных объектов, лесов, недр, животного мира и атмосферного воздуха. Разделение правового регулирования по данному признаку носит условный характер, поскольку каждый вид природных ресурсов рассматривается в экологическом праве как составной элемент окружающей природной среды в целом. Соответственно, вся совокупность норм экологического права направлена на охрану окружающей природной среды как целостной системы.
С учетом характера регулируемых отношений все институты и подотрасли экологического права организованы в две относительно самостоятельные подсистемы экологического права — природоохранительное и природоресурсное право.
В природоохранительном праве регулирование направлено непосредственно на обеспечение воспроизводства, восстановление, улучшение окружающей природной среды. В природоохранительное право включаются такие институты, как экологическое нормирование, экологический контроль, эколого-правовая ответственность, государственное регулирование природопользования.
В природоресурсном праве предметом регулирования являются экономические отношения, связанные с использованием полезных свойств природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Охрана природных ресурсов и окружающей среды в целом обеспечивается опосредованно, в процессе регулирования хозяйственного использования природных ресурсов.
Экологическое право, являясь одной из основных отраслей права, не изолировано от других отраслей права. Самостоятельность экологического права относительна.
Обладая специфическими чертами и характерными признаками, экологическое право в то же время находится во взаимосвязи и обусловленности с другими отраслями права. Прежде всего следует отметить связь экологического права с государственным правом. Государственное право содержит нормы, являющиеся основополагающими для экологического права.
Закрепление в Конституции экологических прав человека и гражданина означает признание их высшей ценностью, а защиту экологических прав обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено ст. 42 Конституции РФ.
Соблюдение экологических прав рассматривается в качестве критерия эффективности и правомерности законодательной, исполнительной и судебной власти.
Конституционные основы организации и осуществления государственной власти в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 72 Конституции РФ, согласно которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации.
В соответствии с этим положением допускается принятие субъектами Федерации собственных законов, регулирующих отношения природопользования при условии, что все законы или иные правовые акты, принимаемые в субъектах Федерации, не должны противоречить федеральным законам.
Конституционные основы регулирования отношений собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 и 36 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В то же время природные ресурсы могут являться объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что предусмотрено ч. 2 ст. 9 Конституции.
Закрепление названных положений в одной статье Конституции означает признание неразрывного единства публично-правовых и частноправовых основ регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Допуская возможность
передачи природных ресурсов в частную
собственность при
Соприкосновение экологического права с гражданским правом выражается в том, что в структуре экологических отношений выделяют имущественные отношения, в частности, по поводу собственности на природные ресурсы, договорные отношения в сфере природопользования.
Кроме того, имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, в определенных случаях тесно связаны с экологическими отношениями. Так, отношения по использованию земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур, плодово-ягодных насаждений, эксплуатации разного рода строений и сооружений, регулируемые экологическим законодательством, непосредственно связаны с отношениями собственности на посевы сельскохозяйственных культур, плодово-ягодных насаждений и т. д., которые регулируются гражданским правом.
Экологическое право связано с административным правом. Административно-правовыми нормами определяется правовой режим использования и охраны природных объектов, устанавливаются обязательные требования по обеспечению экологической безопасности в процессе природополъзования, меры административной ответственности за нарушение экологического законодательства.
Уголовное право содержит нормы, обеспечивающие соблюдение норм экологического права мерами уголовно-правового воздействия.
Экологическое право тесно связано с земельным правом. Некоторые ученые рассматривают земельное право как составную часть экологического права. С этим мнением трудно согласиться, поскольку земельное право имеет самостоятельный предмет правового регулирования, который, однако, во многом пересекается с предметом экологического права.
Выделение земельного права в самостоятельную отрасль права обусловлено свойством земель выступать в качестве основного средства материального производства. Поэтому в сферу правового регулирования включаются не только отношения ло поводу использования земель, но и отношения по поводу организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земель.
5. Принципы экологического права
Под принципами экологического права понимают основные положения, определяющие цели, задачи, порядок и условия правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды.
Выделяют общие принципы российского права, действие которых распространяется на все отрасли права, и отраслевые принципы, определяющие порядок правового регулирования использования и охраны природных объектов.
Отраслевые принципы подразделяются на две группы:
ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».
1. Принцип соблюдения
права человека на
Содержание данного принципа реализуется в системе экологических прав граждан. Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам.
Поэтому законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.
2. Принцип научно
обоснованного сочетания
Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении.
Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся:
♦ разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
♦ разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
3. Принцип презумпции
экологической опасности
Правовым основанием данной презумпции являются ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с данным принципом потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружающую среду, а в необходимых случаях — проведение государственной экологической экспертизы.
4. Принцип охраны,
воспроизводства и
Экологический аспект данного принципа находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования.
Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан.
Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов1.
5. Принцип приоритета
сохранения естественных